ВЫСОКИЕ ГОСТИ В ХРАМАХ МОСКВЫ

Открывшись 8 июля с. г., церковные торжества в честь 500-летия автокефалии Русской Православной Церкви приобретали с каждым днем все более широкие размеры. Многочисленные церковные делегации, приехавшие из разных стран мира в Москву на знаменательный юбилей, почтили своим высоким вниманием большинство столичных храмов. Они поклонились пребывающим здесь великим святыням и приняли участие во многих богослужениях.

Согласно тщательно продуманному и заблаговременно составленному Московской Патриархией расписанию, посещение храмов гостями началось в пятницу 9 июля. В этот вечер, разделившись на три группы, делегации побывали поочередно в трех старинных и прекрасных московских церквах.

...Каменная церковь в честь св. пророка Илии, сохранившая и доныне название «Обыденной» [1], хорошо видна со стороны Большого Каменного моста через Москву-реку. Сегодня все здесь выглядит по-праздничному. Совсем недавно закончился ремонт храма. Расчищена и восстановлена живопись, засверкал чудным блеском своих первоначальных красок иконостас. Некоторые иконы, как св. пророка Илии и св. мученика Иоанна Воина, вероятно, принадлежат лучшим иконописцам того времени, а образ Нерукотворенного Спаса — дивное творение великого мастера Симона Ушакова.

Еще три часа дня, но по прилегающим улицам и переулкам потянулись к «Илье Обыденному» (так зовется церковь в просторечье) сначала одиночки, а потом уже группы людей. К пяти часам богомольцы заполнили весь храм.

Настоятель церкви — протоиерей о. Александр Толгский встречает дорогих гостей с крестом на блюде по архиерейскому чину. Приветственные речи и ответ на них. Затем — провозглашение многолетия прибывшим и поклонение чудотворной иконе Божией Матери «Нечаянная Радость».

Большой любовью, преданностью Русской Православной Церкви и преклонением перед русским народом были проникнуты слова гостей.

Вот речь Главы Румынской делегации — Святейшего Юстиниана:

«Существует страна, прекрасная и полная любви к русскому народу. Там наш народ около тысячи лет тому назад получил свою веру. Это — народ румынский. Он всегда имел тесную связь с русским народом и с Русской Православной Церковью. Теперь, когда во всем свете разгораются вражда и ненависть, Россия предпринимает усилия, дабы рассеять вражду, которую разжигают враги народа.

Вчера и позавчера, когда первосвятители всех Православных Церквей, собравшиеся в Москве, увидели в храмах столько народа, сердца их наполнились радостью, так как это вселяло надежду, что Бог поможет победить вражду. Возвратившись отсюда, мы со слезами радости расскажем нашему народу о той глубокой вере, которую мы собственными глазами видели у православного русского народа.

И мы молим Пресвятую Богородицу, «Нечаянную Радость», чтобы Она утвердила и укрепила веру вашу».

...Замоскворечье. На этой обширной территории в XV—XVII веках находились слободы московских ремесленников, где жили и трудились многие поколения гончаров, кадашей, кожевников. Об этих далеких временах напоминают нам наименования здешних улиц и переулков и названия церквей, возраст которых насчитывает не одну сотню лет.

Многолюдно нынче в просторной ограде церкви Николая Чудотворца, которая помещается в центре бывшей здесь некогда Кузнецкой слободы. Первой прибывает сюда Антиохийская делегация. Настоятель — протоиерей о. А. П. Смирнов говорит в своем приветственном слове о радости совместной молитвы, о большом значении Совещания представителей Православных Церквей и о глубоко верующем русском народе, ныне справляющем 500-летие автокефалии своей Церкви, сохранившей заветы святых апостолов в. их непогрешимой чистоте. О. Александр предлагает гостям помолиться вместе у московской святыни — образа Богоматери «Утоли моя печали» и приложиться к чудотворной иконе.

В ответной речи Митрополит Ливанский Илия рассказывает, как радостно и тепло вспоминали он и его спутники свое пребывание в Москве в прошлый приезд и этот замечательный храм. Особенно тронуло их то, что о. Александр предупредил своих прихожан, какие гости и откуда прибыли — об этом они прочли потом в «Журнале Московской Патриархии». Митрополит Илия добавляет, что из-за событий в Палестине им не удалось своевременно переслать золотой крест, знак Ордена св. апостолов Петра и Павла, и только теперь они могли вручить его награжденному — о. А. Смирнову.

Помолившись и прослушав многолетие Главам Русской и Антиохийской Церквей и присутствующим гостям, все направляются к чтимому образу Божией Матери.

Торжественное пение хора встречает и провожает каждую группу высоких гостей. В положенный час приезжают делегаты Румынской Церкви: епископ Клужский Николай, епископ Бузеусский Антим и сопровождающие их лица.

Представителей Вселенского Патриарха — почтенного Митрополита Фиатирского Германоса и его спутников сопровождает Митрополит Ленинградский Григорий. И пение прекрасного хора, И приветствие собравшегося народа, низко склонявшего головы перед святительским благословением — все свидетельствовало о понимании и почитании верующими москвичами единения Церквей Православного Востока. Поэтому Митрополит Германос искренно отметил это внимание к нему, растрогавшее его. Он с большим уважением отозвался о руссом народе, издревле сохранившем чистоту православной веры, подчеркнув свое желание и желание пославшего его Патриарха неизменно пребывать в молитвенном единении с Русской Церковью.

Все время, пока многочисленная делегация прикладывалась к иконе Богоматери, хор исполнял духовный концерт из лучших церковных произведений русских композиторов.

Затем в храм приехали: Митрополит Серафим, Экзарх в Западной Европе, архиепископ Белостокский и Вельский Тимофей, епископ Вроцлавский Михаил с их свитами. Митрополит Серафим говорит богомольцам о том, как дороги им — русским архиереям, живущим вдали от Родины для окормления зарубежной православной паствы — московские святыни и как стараются они прославить эта святыни и за пределами Родины. Обращаясь к прихожанам храма, Митрополит называет их братьями и сестрами, прося их и впредь хранить православную веру, которая помогла создать Русское государство, и благодаря которой навсегда останется целой и невредимой святая Русь. Он призывает всех пребывать в вере, в молитве, в труде, как завещано это нашими достохвальными предками — угодниками Божиими.

Еще не успели уехать предыдущие гости, как в храм прибыл Митрополит Скоплянский Иосиф — посланец Сербской Церкви. Он в своем слове отметил прежде всего родство сербского и русского славянских племен, а затем вспомнил великие исторические заслуги русского народа в годы — 1812-й, 1914-й и в последнюю Мировую войну. «Ваша сила, — сказал Высокопреосвященный, — в единой вере: у вас один дух, одно сердце. Пусть будет так, чтобы Россия всегда сияла нам, своим братьям, теплым светом».

Последняя группа гостей оказалась самой многочисленной. Ее возглавлял Грузинский Патриарх Каллистрат. Вместе с ним приехали: епископ Корчинский Паисий — делегат Албанской Церкви, архиепископ Алеутский и Северо-Американский Макарий, протопресвитер Г. Костельник, а также Католикос — Патриарх всех армям Георг VI и многие другие высокие представители Российской и зарубежных Православных Церквей. Всех их тепло приветствовал о. Александр со своими сослужителями и паствой.

Ответное слово держал Святейший Каллистрат. Слово его было кратким, но полным глубокой, поистине отеческой, любви к предстоящим. Он пожелал им многих, многих лет здравия и благополучия так же, как и верховному Пастырю их — Святейшему Патриарху Алексию.

...Церковь Знамения, что в Переяславской слободе, находится в противоположном конце громадной Советской столицы (около нынешнего Рижского вокзала). К назначенному времени множество прихожан собралось под ее красивые своды. В этот редкий момент храм еще более, чем обычно блистал чистотой и порядком.

Прибыла первая группа делегатов. В ее составе — Румынский Патриарх Юстиниан и сопровождающее его духовенство, представители Антиохийской Апостольской Церкви — Митрополиты Александр и Илия, посол Вселенского Патриарха — Митрополит Германос со своей свитой, Экзарх Московской Патриархии в Чехословакии архиепископ Елевферий и другие. Группу сопровождают Митрополит Ленинградский Григорий и священник М. Зернов.

При входе в храм гости были встречены всем причтом во главе с настоятелем. В своем приветственном слове протоиерей о. Стефан Марков познакомил прибывших с историей храма и его святынями, среди которых главное место занимает чудотворная икона св. мученика Трифона с находящимися в ней частицами его святых мощей.

После краткого моления (хорошо пел на левом клиросе хор любителей — богомольцев) и многолетия ответное слово со стороны гостей произнес Святейший Юстиниан. Несмотря на то, что Глава Румынской Церкви говорил с богомольцами через переводчика, речь его произвела сильное впечатление на присутствующих своей христианской задушевностью.

Через некоторое время колокольный звон раздается вновь. Вторая группа включает в себя делегации — Болгарскую, Польскую, Югославскую и Западно-Европейскую. От 5 до 8 часов вечера в церкви побывали почти все высокие гости, редкостное стечение которых впервые лицезрела церковная Москва.

В субботу 10 июля выдающееся в истории Русской Церкви празднество окончательно приняло массовый характер. В этот день получили полную возможность непосредственно приобщиться к нему уже не только те из православных людей, которым выпало счастье присутствовать на торжественном молебне в Богоявленском Патриаршем соборе или на пленарных заседаниях под сводами величественной церкви Воскресения, что в Сокольниках. В этот, день почти во всех церквах Москвы, больших и малых, расположенных как в центре города, так и на его далеких окраинах, происходили редкостные по красоте богослужения. Уплывал в голубые дали безоблачного летнего вечера радостный звон колоколов.

В этот день только-что упоминавшуюся нами церковь Знамения вновь почтил своим вдохновенным служением Святейший Юстиниан. Весь долгий вечер находится Первоиерарх Румынской Церкви среди православных русских людей. Благозвучный румынский язык чередуется в возгласах со славянским. Помазав последнего из богомольцев, досточтимый Архипастырь долго благословляет народ. Вот он уже со всеми членами его делегации направился к выходу. Но и тут он нисколько не спешит, так что многие успевают удостоиться по пути его благословения. Видно, что Святейшего глубоко волнует духовное общение с единоверным народом Советской страны и выказываемые ему собравшимися любовь и внимание. И он раскрывает всю свою душу, щедро расточая стремящимся к нему такую же горячую любовь и ласку.

...Тихвинская церковь в с. Алексеевской. Только вчера прихожане этого живописного храма справляли свой главный престольный праздник в честь чудотворной иконы Божией Матери «Тихвинской», а сегодня им выпало новое счастье. В храм прибыли для служения две иностранных делегации: Антиохийская (Митрополит Эмесский Александр, Митрополит гор Ливанских Илия, архимандрит Василий и др.) и представители православных русских приходов в Югославии — благочинный церквей г. Белграда протоиерей о. Иоанн Сокаль и настоятель одного из белградских храмов протоиерей о. Владислав Неклюдов. Делегатов сопровождали Преосвященный Никон, епископ Ворошиловградский и московские протоиереи оо. Феодор Казанский и Михаил Кузнецов.

При входе в храм обе делегации были встречены причтом и церковным советом с хлебом-солью по русскому обычаю. Обращаясь к гостям, настоятель протоиерей о. Петр Турбин произносит взволнованную речь о свободной жизни Русской Православной Церкви. «Это вполне понятно, — говорит он, — так как мы живем в счастливой, свободной стране, любимом Советском Союзе, где каждому предоставлена настоящая свобода совести, свобода внутренних духовных убеждений. Мы, православное духовенство, живем в полном мире и согласии с Советским Правительством, возглавляемым нашим великим и мудрым Вождем, и мы полны искреннего чувства благодарности за эту дарованную народу свободу совести».

Действительно, наши дорогие гости имели все возможности убедиться в том, что в СССР существует не декларированная только, как в конституциях буржуазных государств, а подлинная свобода религиозного чувства. Русские храмы наполнены только искренно верующими, убежденными в вере людьми. Как никогда прежде, русские храмы сияют красотой, не только внешней — благолепием убранства, но главным образом внутренней — красотой верующих православных сердец.

На литию выходит все духовенство во главе с Высокопреосвященным Александром, Митрополитом Эмесским. Владыка Александр проникновенно, громким и звучным голосом, произносил положенные молитвы и возгласы, чем произвел прекрасное впечатление на богомольцев. Насколько переполнен был храм видно из того, что к помазанию елеем верующие подходили к Высокопреосвященному еще долгое время спустя после окончания всенощной. Только около 11 часов вечера представители обоих делегаций отбыли из храма, причем весь народ не расходился до их отъезда.

На следующий день для служения поздней Литургии в храм вновь приехала Югославская делегация. Протоиерей о. Иоанн Сокаль в кратком ответном слове сказал, что в настоящее время взоры всего славянства обращены на Советский Союз, как на оплот мира и безопасности для всех народностей. «Мы надеемся, что благодаря гению Великого Сталина и его соратников светлые лозунги свободы, равенства и братства восторжествуют в недалеком будущем во всем мире».

Службу возглавлял Преосвященный Гурий, епископ Ташкентский и Средне-Азиатский. Опять при отъезде высоких гостей неустанно раздавались из массы народа возгласы благодарности за доставленное духовное наслаждение.

...Переполнена богомольцами была и церковь в Черкизове. Этот древний храм тоже посвящен ревнителю славы Божией св. пророку Илии и ведет свое начало от XIV века — времен Святителя Алексия, Митрополита Московского и всея Руси. Здесь совершает всенощную Высокопреосвященный Макарий, архиепископ Алеутский и Северо-Американский в сослужении епископа Ростовского Сергия, протоиерея из Америки И. Дзвончика и местного духовенства (настоятель протоиерей о. Павел Цветков). Верующие с благоговением взирают на почтенного старца, который, несмотря на свой возраст, предпринял длительное путешествие по воздуху и по суше, чтобы принять участие в торжествах. Владыка Макарий, являясь Экзархом Святейшего Алексия, окормляет православную паству в далеком от нас Западном полушарии и твердо ведет ее среди господствующих там расколов к тихой пристани, к полному единению с Матерью Русской Церковью. Обширны и многообразны его труды, но пламенная вера в помощь Божию наполняет мудрого пастыря новыми силами.

Всех до последнего сам помазывает старец-Архиепископ священным елеем. Поздний вечер. Ни один листочек не шелохнется на старых, раскидистых ветлах, подступивших к самому берегу большого пруда. Около храма терпеливо дожидаются конца службы группы богомольцев.

За Литургией принимает участие и протопресвитер г. Львова — д-р Г. Костельник. Его проповедь на тему «Ищите прежде Царствия Божия и Правды Его», произнесенная на украинском языке, произвела на. молящихся сильное впечатление.

По окончании Литургии Архиепископ Макарий обратился к верующим со словом, в котором выразил свою радость видеть здесь православный родной русский народ и в месте с ним молиться.

Синеют и белеют кресты небольшого кладбища, окружающего храм. Ласково светит солнце. Досточтимый Владыка и его спутники отбывают из церкви, провожаемые трогательными напутствиями прихожан.

...Село Всехсвятское принадлежало некогда грузинским царевичам. Под кровом здешнего храма был первоначально похоронен герой Отечественной войны 1812 г., выдающийся сын Грузии — генерал Багратион. Поэтому вполне естественно, что именно сюда прибыл сегодня для служения всенощной Католикос всея Грузии — Блаженнейший Каллистрат. Ему сопутствуют Митрополиты — Мелхиседек Урбнисийский и Ефрем Кутаисский, архиепископ Харьковский и Богодуховский Стефан, грузинский протоиерей и протодиакон.

Храм, заново художественно отделанный, блистает красотой иконостасной и стенной живописи. Благолепно и стройно поет местный хор. Часть богомольцев, никак не желая пропустить такую необычайную службу, пристроилась на подоконниках и карнизах вне храма.

Перед величанием Святейший Каллистрат сказал народу задушевное сердечное слово. Он кратко обрисовал это место, как издавна грузинское, их родное, со времени царя Арчила и его дочери — царевны Дарии, живших здесь в царствование Петра I. Он прочувствованно говорил о религиозном единении Русской и Грузинской Церквей, с любовью упомянул! имя нашего покойного Святейшего Патриарха Сергия, память которому вспоминается завтра — 11 июля, в день св. Сергия и Германа Валаамских чудотворцев. Патриарх призывал верующих почаще собираться в этом чудном храме для молитвы и не оставлять его своей помощью. Белоснежные седины маститого 83-летнего старца, его доброе лицо и ласковое обхождение привлекают к нему всеобщие симпатии. Святейший Каллистрат по-детски прост, доступен всем, и в этом его особое величие и обаяние. Он очень вынослив: стоя всю службу, сам помазывал народ до последнего человека.

По совершении первого часа, при отъезде делегации, настоятель храма, профессор Московской Духовной Академии — протоиерей о. Вениамин Платонов обратился с приветствием к Патриарху Каллистрату и преподнес ему ценный, художественной работы образ-складень с изображениями св. Нины, просветительницы Грузии, Святителя Николая и св. князя — Александра Невского. Взяв образ в руки, досточтимый Католикос ответил о. Вениамину теплым словом благодарности. Он произнес: «Этот великолепный образ подносится мне от всего народа; поэтому я оставляю его в сем храме для того, чтобы вы молились перед ним и вспоминали меня и мое сегодняшнее посещение вашего храма. Храните его и передавайте от потомства к потомству». Затем под провозглашаемое многолетствование Блаженнейший Каллистрат благословил на три стороны предстоящих и, восторженно провожаемый богомольцами, отбыл под трезвон колоколов.

Столь же просты и доброжелательны сопровождающие Католикоса Митрополиты — Мелхиседек и Ефрем.

Искренняя, сердечная приветливость грузинских иерархов, их родственное расположение будут долго храниться в памяти русского верующего народа.

...Тихая и нарядная Якиманка. За высокой оградой расположен изящный и благоукрашенный храм во имя св. мученика Иоанна Воина. В нем: совершает всенощную Чешская делегация. Верующие во главе со своим настоятелем — протоиереем о. Димитрием Преображенским радостно встретили архиепископа Елевферия — Экзарха Московского Патриарха в Чехословакии я пожаловавших вместе с ним благоуветливых святителей, — управляющего русскими прав?славными приходами в Болгарии архиепископа Серафима (Соболева) и архиепископа Львовского и Тернопольского Макария.

Владыка Елевферий служит очень проникновенно и просто. Вот он? выразительно читает Евангелие, и каждое слово этой боговдохновенной, книги западает в души молящихся.

Богослужение протекает медленно, уставно, с большой торжественностью.

Всенощную в Николо-Кузнецкой церкви совершает Польская делегация в составе: архиепископа Тимофея Белостокского, епископа Михаила Вроцлавского, протоиерея церкви г. Гданьска (Данциг) о. Евгения: Наумова.

Самое большое и трогательное неожиданно вылилось в конце длительной службы. Всенощная окончена. Нужно уходить. Вдруг из алтаря, на амвон выходит о. Евгений Наумов и обращается к народу с такими словами: «Дорогие мои! Провожая меня к вам в Москву, как делегата от польского православного населения на торжества 500-летия автокефалии Русской Православной Церкви, мои прихожане и друзья, с которыми я равно страдал и мучился три года в страшных немецких концентрационных лагерях «Майданек», «Гросс-Розен» и др., просили меня отслужить панихиду в одном из московских храмов и помолиться с вами, братие и сестры, о упокоении погибших на поле брани и чести вождей и воинов доблестной, героической Красной Армии, павших со славой, как герои-освободители Польши и др. европейских стран от фашистского ига. Помолимся же вместе Господу Богу, чтобы упокоил Он души их в Своем лоне небесном, и все едиными устами и единым сердцем пропоем павшим воинам Советской Родины «вечную память». Память о них всегда будет жить среди нас — православных людей в Польше». И о. Евгений рассказывает, что не только взрослые, но и дети в Польше глубоко чтут память погибших на полях битв в этой многострадальной стране героев Советской Армии, украшая их братские могилы цветами и слагая о них трогательные песенки и стихи. Сердечное слово, сказанное от души священником, у которого жена и дети были убиты фашистами и который сам побывал в неволе и мучениях двух концлагерей, всколыхнуло и разбудило в народе уснувшую боль. Страдания, лишения, а главное потеря близких в недавнюю войну — все то, что как-будто бы забылось и вместе с тем никогда не будет забыто — пробудились вновь в памяти народной. Остался весь хор, и панихида по убиенным воинам прошла с большим подъемом и чувством. Накопившиеся былые горести народа вылились в обильных слезах. Впечатление у всех осталось потрясающее и незабываемое. Полный глубоких впечатлений, разошелся народ из церкви.

Такую же умилительную картину горячей молитвы и всеобщего воодушевления можно было наблюдать в Успенском храме Новодевичьего монастыря, в церкви Воскресения (Брюсовский пер. на улице Горького), Ризоположенской (на Донской улице) и др. храмах Москвы.

Торжественные богослужения совершались в московских храмах и в субботу 17 июля, в канун дня Преподобного Сергия Радонежского — одного из самых чтимых в нашей стране угодников Божиих. Вновь под сводами блистающих убранством и украшениями церквей воссылались усердные молитвы ко Господу и Его Пречистой Матери, к пламенному радетелю за землю Русскую, вновь проникновенно звучало пение прекрасных хоров.

Святейший Юстиниан проследовал ныне для служения в церковь св. мученика Иоанна Воина на Якиманке.

Снова несколько часов подряд длится трогательное молитвенное единение благосердого Предстоятеля Румынской Православной Церкви с верующими москвичами...


Замечательный юбилей Русской Православной Церкви был и отпразднован достойнейшим образом. Эти многодневные торжества еще и еще раз показали с достаточной убедительностью, сколь полной, богатой и разносторонней является церковная жизнь в СССР. Зарубежные клеветники будут, наверное, и впредь со злобным упрямством твердить, что Церковь в Социалистическом государстве доживает последние дни. Но кто поверит присяжным лжецам, когда факты доказывают обратное?! Факты свидетельствуют, что как в любую годину ее существования, так и ныне Русская Православная Церковь остается подлинно народной Церковью. За пламенную любовь к Отчизне и населяющему ее великому народу (которая точно яркий луч пронизывает всю многовековую историю Русской Церкви) такой же пламенной любовью и незыблемой преданностью платит Ей православный русский люд. Отделенная от государства, как никогда прежде, свободна Русская Церковь в решении своих внутрицерковных вопросов. Наполнены молящимися русские храмы. Наполнены истинно верующими людьми, которые не нуждаются в каком-либо понукании, чтобы посетить храм, и не боятся чьего-либо порицания, посетив его. И как всегда изумительны по своей красоте и глубине совершаемые в русских храмах богослужения.

Опыт прошедших лет служит надежной порукой тому, что Русская Православная Церковь никогда не утратит любви и доверия своего народа, а, питаемая ими, будет и в грядущих веках восходить от силы в силу. Дай-т? Бог!

[1] "Обыденными", как известно, называли в древней Руси деревянные храмы, возводимые по обету в течение одного дня.

Система Orphus