к ТОРЖЕСТВУ В ТРОИЦЕ-СЕРГИЕВОЙ ЛАВРЕ 5—18 ИЮЛЯ 1948 г.

В текущем году июльский праздник обретения мощей Преподобного Сергия Радонежского составляет один из наиболее ярких, светлых и незабвенных дней в шестивековой летописи Троице-Сергиевой Лавры. Это церковное воспоминание собрало в именитую обитель сверх обычного громадного богомольческого контингента ряд самых высокопоставленных заграничных иерархов и пастырей, участников празднования 500-летнего юбилея автокефалии Русской Православной Церкви. Прежде Лавра никогда еще не видела в своих стенах столь многочисленного собрания высоких гостей. За богослужениями 5/18 июля всю массу заграничного духовенства и народа иерархически и молитвенно объединял Настоятель Лавры Святейший Патриарх Алексий.

4/17 июля, накануне праздника, у раки Преподобного Сергия после малой вечерни был торжественно совершен молебен с акафистом Преподобному. При этом собор священнослужителей возглавлял Экзарх наших Западно-Европейских Православных Церквей Сергий, архиепископ Венский и сослужившие ему архиепископ Астраханский Филипп и епископ Ташкентский Гурий. Пение за молебном акафистных ублажений Преподобному живо воскресило в сознании молящихся святолепный образ этого высочайшего подвижника, неизменного печальника своего народа и дивного чудотворца.

В 6 часов вечера с монументальной лаврской колокольни полился мягкий сладкозвучный благовест ко всенощному бдению, которое должно было совершаться одновременно в Троицком и Успенском соборах. Пред началом всенощной из Успенского собора на встречу Патриарха вышло все лаврское духовенство в преднесении Патриаршего Креста и примикирия. Шествие остановилось у митрополичьих покоев. Отсюда процессия во главе с Патриархом, при мощном исполнении большим лаврским хором тропаря Преподобному Сергию, величественно следовала в собор сквозь густые колонны богомольцев, образцово расставленных администрацией Лавры.

Уставная лаврская всенощная протекла в атмосфере какой-то необычайно, ощутительно благодатной светлой радости. Внутренне невольно чувствовалось, что в храме незримо присутствует духом сам Преподобный игумен Лавры и как бы на быстрой колеснице возносит к Богу своими дерзновенными молитвами общие прошения и мольбы.

Переполненный народом собор весь горел бесчисленными огнями свечей и лампад. Но пред Божиим всевидящим Оком он несравненно лучезарнее сиял другим светом, — светом пламенной молитвы присутствующих и такой же пламенной любви их к Преподобному. Красота богослужения и умилительность пения делали для стоящих незаметною продолжительность служения и нечувствительной усталость.

С половины четвертого утра народу был открыт доступ прежде всего в Трапезную Сергиевскую церковь. В ней, собственно, и был храмовой праздник, отмеченный здесь совершением первой ранней Литургии с водосвятным молебном. С 6 часов утра началась вторая ранняя Литургия в Троицком соборе. В 10 часов утра две поздних Литургии единовременно были совершены в двух храмах: в Успенском соборе Патриаршим служением и в Михеевской церкви рядовыми священнослужителями.

К 9 часам утра внутри Лавры свежий утренний воздух вдруг прорезали мелодичные звуки многочисленных автомобильных гудков, так как с этого времени началось прибывание на машинах из Москвы в Лавру заграничных церковных делегаций. Каждую группу машин Лавра встречала праздничным колокольным звоном, который сливался в оригинальное гармоническое единство с протяжным звучанием гудков.

У подъезда Трапезной церкви прибывающие делегации гостеприимно и предупредительно встречались благочинными г. Москвы и представителями лаврской братии. На верхнем помосте Трапезного храма их радушно приветствовал Митрополит Крутицкий и Коломенский Николай и сопровождал в наместнические покои. Отсюда, после небольшого отдыха, прибывшие следовали в Успенский собор. Пред глазами богомольцев чрез каждые пять-шесть минут в сопровождении Митрополита Николая и лаврских архимандритов по возвышенному порталу Трапезной церкви проходили к собору маститые заграничные иерархи, одетые в белые и черные рясы и клобуки, иногда украшенные бриллиантовыми крестами, с посохами в руках, панагиями и наперсными крестами на груди. В Лавре заграничным гостям лишний раз приходилось убеждаться в той истине, как в нашей стране непринужденно может проявляться каждым гражданином религиозное чувство и как свободно здесь все желающие участвуют в общественных богослужениях Церкви. На празднике Преподобного Сергия делегации находились у особенно наглядного обильнейшего и свежего родника народной религиозности и воочию наблюдали здоровое биение пульса веры русской народной души.

В 9 час. 45 мин. утра из Успенского собора на встречу Святейшего Патриарха Алексия выступила процессия лаврского духовенства в золотых облачениях, предшествуемая протопресвитером ?. Ф. Колчицким и наместником Лавры архимандритом Иоанном. Минут семь спустя, она уже обратно проходила с Патриархом во главе к собору, где заграничное духовенство находилось почти в полном составе. Оно занимало правую сторону собора пред самым амвоном у раки Преподобного Сергия. Среди иерархов-гостей в первом ряду приготовленных мест можно было видеть Святейшего и Блаженнейшего Патриарха Грузии Каллистрата, Патриарха Сербского Гавриила, Патриарха Румынского Юстиниана, Болгарского Экзарха — Блаженнейшего Стефана, Митрополита Афинского Дамаскиноса, Экзарха Константинопольского Патриарха в Европе Митрополита Фиатирского Германоса, делегатов Антиохийского Патриарха Митрополита Александра Эмесского и Митрополита Ливанского Илии (Карам), Католикоса Армении Георга VI, Экзарха Православных Церквей в Америке архиепископа Алеутского и Северо-Американского Макария, от Польши архиепископа Белостокского Тимофея и многих других.

Началась Патриаршая Литургия, на которой Патриарху Алексию сослужили: Митрополит Скоплянский Иосиф, архиепископ Венский Сергий, архиепископ Новосибирский Варфоломей, архиепископ Астраханский Филипп и епископ Ташкентский Гурий. Благодатно спокойное служение Патриарха и прекрасное пение лаврского хора вполне гармонировало с общей богослужебной обстановкой — величавой и благолепной. Необычайно трогательно за Литургией звучало громогласное поименное поминовение архидиаконом Патриархов и 13 поместных Православных Церквей в тот момент, когда некоторые из поминаемых лично молились в храме. Многолетствованию Патриархов архидиаконом в алтаре отвечало пением служившее духовенство, а ему вторил лаврский хор, мощью своих голосов наполнявший многовместительный собор. Символ веры и молитву Господню уверенно и воодушевленно пел весь народ, представлявший в эти минуты многоустое, но единосердечное существо, горячо устремленное к Богу.

После запричастного стиха речь о значении Преподобного Сергия, как национального святого и чудотворца была произнесена Лаврским архимандритом Вениамином. В завершение Литургии Святейший соборне совершил молебен Преподобному. Вслед за тем русское и заграничное духовенство направилось в Трапезный храм. Блестящее шествие открывало впереди рядовое духовенство; за ним последовательно шли епископы, архиепископы, Митрополиты, Патриархи. Процессию замыкал Святейший Патриарх Алексий.

К этому времени в помещении лаврской трапезной для участников торжества уже был подан обед. Он прошел с надлежащей монастырской чинностью. За обедом чтец посреди трапезы читал житие Преподобного Сергия и при звонках Патриарха прерывал чтение установленными молитвенными возгласами.

Пред пением послеобеденной благодарственной молитвы Святейший Алексий обратился к присутствовавшим на обеде с речью. По его словам, Лавра за весь истекший период своего существования, начиная от ее основания, много видела в своих стенах почтенных гостей разных положений. Но в настоящий день впервые встречает у себя такое множество иерархов, на празднике Преподобного Сергия, мощи которого почивают здесь, как драгоценное сокровище в прекрасном ковчеге. Этот праздник совпадает с окончанием торжества по случаю пятисотлетнего юбилея автокефалии Русской Православной Церкви. Начался он у раки Святителя Алексия и завершается у раки Преподобного Сергия. Пред высокими гостями в Лавре, — продолжал Патриарх, — теперь наглядно обрисовалось действительное положение Церкви в нашей стране, где каждый гражданин свободно исповедует свою религию. Возвратясь на родину, они по личным наблюдениям могут опровергнуть ложные слухи о мнимых религиозных стеснениях. В заключение своей речи Святейший выразил горячее пожелание и надежду на то, что глубокое духовное родство между братскими нам Православными Церквами и Русскою Церковью будет продолжаться и впредь, укрепляясь и упрочиваясь все более и более.

После пения благодарственной молитвы, которою закончился обед, делегации заграничных Церквей были приглашены в Патриаршие покои Митрополитом Николаем. Чтобы увековечить момент своего братского, единения в Лавре гости пожелали в покоях Святейшего Алексия еще раз сфотографироваться с ним. Затем некоторые из них осматривали памятники русской старины в Музее-заповеднике при Лавре и после сердечных прощаний с Патриархом отбывали постепенно в Москву под ликующий колокольный трезвон.

А. В.

Система Orphus