(Впечатления очевидца)
Несколько раз в году ликуем мы — православные русские люди. Пасха, Святая Пятидесятница, Рождество Христово — восхитительнейшие дни! Или как благолепно совершаются Церковью Господни и Богородичные праздники! Переполненные храмы, умилительное пение, молитвенный восторг — как блаженствует душа в эти святые мгновения, как щедро изливается в нее Божественная благодать, какое трогательное единение во Христе Иисусе ощущают все, притекшие к Нему.
Но отмечать редкие церковные юбилеи доводится только счастливым поколениям. Каждому свой удел. Многие из современников с прискорбием подумают, что их не будет на земле в 1988 г. Зато какая исключительная участь досталась на долю нам, живущим в этом знаменательном году, когда исполнилось 500-летие автокефалии Русской Православной Церкви. И для тех богомольцев, кому пришлось хоть в малой степени быть свидетелем невиданных доселе торжеств, кому пришлось пережить эти изумительные минуты, они останутся на всю жизнь одним из самых дорогих и сладостных воспоминаний.
8 июля 1948 г. Солнечное летнее утро. Большая стрелка часов еще не дошла до десяти, а вокруг величественного Патриаршего собора в Елохове уже толпится множество народа. Перед западными дверьми собора толпа широко расступилась, и в образовавшийся проход через короткий интервал времени въезжают нарядные советские автомобили. С высокой колокольни разносится приветственный звон. Прибывающих один за другим в собор дорогих гостей Русской Церкви встречает под открытым небом настоятель — протопресвитер Н. Ф. Колчицкий с причтом, и они проходят внутрь, провожаемые почтительными взглядами собравшихся.
Вместительный собор переполнен верующими. Красивая лента ковра вытянулась до самой солеи. У входа в этот волнующийся, живой коридор из богомольцев к прибывающим обращается с теплым и задушевным словом Митрополит Николай, и они следуют дальше. Вступив на кафедру, Глава делегации осеняет себя крестным знамением и благословляет предстоящих. С хор, устроенных под самыми сводами церкви, раскатывается по собору торжественное: «Исполла эти деспота!» Гости подымаются на амвон, склоняют колена перед ракой Святителя Алексия, Митрополита Московского, лобызают прославленные чудотворениями мощи и отходят на уготованное каждому место.
Вся передняя часть собора, примыкающая к правому клиросу, отгорожена от богомольцев деревянными перилами. Постепенно это обширное пространство целиком заполняется гостями. С каждой минутой напряжение ожидания возрастает.
Ровно в одиннадцать начинается молебен. Святейший Алексий, Патриарх Московский и всея Руси, в белоснежном куколе на голове и лиловой мантии, исходит из алтаря и, опираясь на жезл, обращается к гостям с приветственной речью. В соборе водворяется абсолютная тишина.
Такое благоговейное внимание присутствующих к словам Первостоятеля Русской Православной Церкви вполне понятно. Оно вызывается величием наступившего момента, деяниями Святейшего, успевшего за три года своего Патриаршества стяжать не только в нашей необъятной Советской стране, но и далеко за ее пределами заслуженную славу доброго и мудрого пастыря, светлой личностью обаятельного иерарха.
Его краткая речь насыщена богатым содержанием. Он говорит о том, как наш великий народ любит свою православную веру, и каждый из нас может ответствовать ему из глубины души: истинно. «Русский народ, — раздается негромкий голос Святейшего, — превыше всяких благ и сокровищ мира почитал Божественный дар Православной веры и на служение Богу и Церкви Его взирал как на заповеданный ему подвиг». Простые слова с предельной ясностью выявляют духовную мощь народа — исполина. «...Он с терпением нес посылаемые ему испытания... Он сам был весь подвиг. Но более всего он радел о сохранении в чистоте своей Православной веры: он оберегал ее от всяких внешних приражений».
За любовь к Нему, за неустанные стремления к Царству Божию, к Правде Его Господь сторицею возместил сынам и дщерям Русской земли. Стоит лишь только обратиться к истории нашей любимой Отчизны, как на каждой ее странице воочию убеждаешься в превеликой к нам милости Вседержителя. Не русский ли народ — единственный в мире, кто вынес с честью неимоверные тяготы многочисленных войн и нашествий?! Не этот ли избранный Всеведущим народ обливался кровью за два с половиной столетия монгольского владычества и нашел в себе достаточно силы, чтобы свергнуть поработителей и восстановить свою свободу?! Не единожды ли собирались обратить Русь в «латинство» римские папы и сколь много успели они в этом за тысячу лет? Или не является ли в наши дни белокаменная Москва — сердце могущественной Советской державы — светочем мира и прогресса, ярко озаряющим всю нашу планету священным знаменем для всего передового человечества?! Воистину видим мы, как благосклонна к нам Десница Всевышнего. Вспомним недавнюю Отечественную войну, когда вражьи полчища топтали наши нивы, оскверняли наши святыни и когда с исключительной остротой ход событий поставил перед нами вопрос: быть или не быть русскому народу вообще? Изволением Божиим во главе Советского содружества народов в этот грозный час стоял такой величайший деятель, который поднял на супостатов всех нас от велика до мала и который мудро руководит нами повседневно и ежечасно — будь благословенно его имя!
Истину глаголят уста Святейшего, что как зеницу ока берег и бережет наш народ веру свою. В этом и причина перехода Русской Православной Церкви к автокефальному существованию в середине XV в. Не гордыни ради и суетного тщеславия мы порешили тогда соборне русские иерархи выйти из-под юрисдикции Вселенского Патриархата, а вдохновляемые пламенной любовью к Православию. Когда помрачилась Православная вера в Церкви Константинопольской, — излагает Святейший сущность празднуемого ныне церковно-исторического события, — когда и Патриарх и император приняли унию с Римом, тогда Русская Православная Церковь в лице своих иерархов, оберегая веру свою, нашла потребным самостоятельно итти по пути, свойственному ее духу ревности о•чистоте своей Православной веры.
«Возблагодарим же Господа, — призывает собравшихся Святейший, — за Его великие благодеяния, сниспосланные нашей Православной Церкви во все мимошедшее время, и будем молить Его благость продлить Свое благословение над русским народом и над Русской Православной Церковью».
Как проникновенно звучит «Царю Небесный», исполняемое тысячами людей. «Слава Тебе, Боже наш», согласно запевает сонм духовенства. «Слава Тебе, Боже наш», вторит хор. Приподнятость молебного пения волнует сердца богомольцев. Сильный луч прожектора освещает богато инкрустированную сень над мощами и таким же мощным потоком устремляется к драгоценным Останкам приснопамятного радетеля за землю Русскую единодушное прошение: «Святителю отче Алексие, моли Бога о нас!»
Яркий свет за окнами, сияние паникадил, свежая позолота на резных колоннах иконостаса, вазы с красивыми цветами, которые так изящно орнаментируют Патриаршую кафедру, радостное пение, уносящееся ввысь под своды храма — все это напояет зрение и слух тонким ароматом нашего замечательного богослужения, проникает глубоко в сердце и западает в нем навсегда.
Молебен завершается многолетием. Несколько протодиаконов торжественно возглашают порознь и вместе «Многая лета» Восточным Патриархам и всем первоиерархам автокефальных Православных Церквей, и каждый их возглас покрывается велегласным пением хора.
Около пяти часов дня. Храм Воскресения в Сокольниках, где заседал достопамятный Поместный Собор 1945 г. Здесь будет происходить Совещание Глав Православных Церквей, а сегодня состоится его торжественное открытие. За оградой теснится публика, и многие терпеливо простоят тут несколько часов, чтобы запечатлеть в своей памяти хотя бы моменты приезда и отъезда высоких гостей.
Внешний облик Воскресенского храма прост. Каменная многоступенчатая паперть. Фотографы усиленно защелкали затворами аппаратов, когда, вопреки преклонным годам, легко поднимается по ней маститый старец — грузинский Патриарх. Над входом — изображение Воскресшего Спасителя и Его Божественные глаголы, которые каждый из православных с юности хранит в своей душе: «Аз есмь свет миру — веруйте во свет, да сынове света будете».
Строгие кирпичные стены, узкие прорези окон, зеленые кровли. Вокруг — низкие деревянные домики и цветы в палисадниках.
У подножия паперти гостей радушно встречает настоятель о. Андрей Расторгуев. Войдя же под прохладную сень храма, участники Совещания попадают к гостеприимному Владыке Митрополиту Николаю, который любезно сопровождает их до кресел.
Розно в пять трезвон смолкает. Святейший Алексий занимает председательское кресло и объявляет Совещание открытым. Все встают. Под сводами огромного храма проникновенно звучит молитва «Днесь благодать Святаго Духа нас собра...».
Громадные размеры Воскресенского храма как нельзя более соответствуют величию Собрания. В середине церкви, между двумя массивными столпами, установлен стол президиума. На нем возлежит Евангелие. Когда окидываешь взором почтенные фигуры, разместившиеся за этим столом, в мягких удобных креслах, то подолгу с восхищением останавливаешься на каждой из них. Дружной семьей расположились здесь Предстоятели и Представители Православных Церквей всего земного шара.
В центре президиума, как радушный хозяин братского духовного пира, и как Глава самой могущественной из Православных Церквей, возвышается Святейший Алексий. Сейчас вновь все напряженно внимают его мягкому и благородному голосу. Вступительная речь Патриарха всея Руси с максимальной убедительностью раскрывает многолюдному Собранию, сколь исторически и канонически необходимыми были достохвальные события 1448 г. «Таким образом, — говорит Святейший, — учреждение на Руси автокефалии вытекает из стремления русской иерархии, духовенства и народа к сохранению чистоты веры и является памятником горячей любви его к Церкви и ревности его о Православии...».
«...Радуемся, — заявляет далее от имени всех чад Русской Церкви его Глава, — что сему торжеству приобщаются и единоверные нам Православные Церкви... Это общение еще более тесными узами соединит нас взаимно и каши Церкви».
Святейший заканчивает свою речь. С необычайным достоинством, присущим его светлейшему сану, отвергает он инсинуации, распространявшиеся во враждебных Советскому Союзу и Православию заграничных кругах относительно цели Совещания и по адресу его участников. Басни о «руке Москвы», сеющей всяческие козни, не трогают теперь самые наивные и доверчивые сердца. Опыт прошедших столетий с неумолимой ясностью свидетельствует, что Русская Церковь — христианнейшее из всех исповеданий мира. Ей абсолютно чужды агрессия и всякое политиканство — те две стихии, которые давно уже (со времени Вселенских Соборов) стали родными для лиц, суетно мнящих себя преемниками апостола Петра. Кто дерзнет привести хотя бы один факт такого характера, что Русская Церковь стремится к господству над всем миром или что она, хотя бы единожды в тысячелетия, нарушила принцип соборности, принудительно навязывая остальным свои догмы?! Или русские Патриархи горделиво вещали Ex cathedra человечеству свои досужие размышления по вопросам веры, выдавая их за Божественное откровение?! «...Русская Церковь остается верной своим отцепреданным началам: строго держаться Православия, чуждаться всякого нецерковного влияния. И потому не может быть никаких сомнений в том, что она, Русская Церковь, ни при каких условиях не будет стремиться властно действовать в посторонней для нее, хотя и братской, области».
Кажется ясно. Москва-река и Тибр протекают на значительном расстоянии друг от друга. Все тайные и явные цели — поглотить всех инако-верующих и утвердиться деспотически над всей землей, — которые преследуют правители некоего государства, обладающего территорией всего в 44 га, ни на секунду не затемняли сознание руководителей Русской Церкви. Она, если говорить о ней как о едином существе, — ревностная христианка и доблестная гражданка, но не рыцарь, мечтающий о крестовых походах.
Речь Святейшего Алексия производит на слушающих (а она сделается достоянием не только ограниченного количества людей, находящегося сейчас в этих стенах, а станет через печать и кино известной всему миру) большое впечатление. Православные русские люди могут преисполниться гордостью за своего опытного кормчего, начертавшего лишний раз в простых и убедительных словах тот, прямой как стрела, путь, по которому он, руководимый Промыслом Божиим, поведет и дальше корабль Российского Православия. Только этим путем, чуждаясь всякого честолюбия и необоснованных претензий, шла и будет итти неукоснительно, в любой самой сложной и чреватой опасностями исторической обстановке, Русская Церковь. Только так ее Архипастырь и пасомые достигнут благодатной гавани спасения, которую непреложно обетовал Великий Основатель Всемирной Церкви — Господь наш Иисус Христос — всем тем, кто с верою и упованием поспешит к Нему.
Начинаются приветствия. Первое слово предоставляется Председателю Совета по делам Русской Православной Церкви при Совете Министров СССР Г. Г. Карпову. Участники Совещания с громадным вниманием слушают выступление Представителя Советского Правительства.
«В Советском Союзе, — говорит Георгий Григорьевич, — тридцать лет тому назад волею народа Церковь отделена от Государства и пользуется полной свободой в своей внутрицерковной жизни, а установившиеся взаимоотношения между Церковью и Государством являются вполне нормальными».
В этих немногих словах заложена лишь одна непререкаемая правда. Ведь еще до сих пор кое-где за рубежом нашего Отечества имеют хождение разные россказни о том, будто-бы Церковь в СССР находится в состоянии полнейшего упадка или что вся ее деятельность инспирируется Правительством и т. д. и т. п. А на самом деле достаточно любому объективному наблюдателю пройтись но улицам Москвы, чтобы удостовериться, как переполнены молящимися не только в дни больших празднеств, а в обычное воскресное утро ее храмы, как прекрасны и впечатляющи совершаемые в них богослужения, как среди богомольцев находятся ни одни только безграмотные и дряхлые старухи, а люди всякого возраста и общественного положения. Достаточно поехать в Ленинград, Одессу, Киев, Львов, Тбилиси, Кишинев, Новосибирск, чтобы воочию убедиться, как бьет ключом церковная жизнь в стране, как приумножаются в ней Духовные Академии и Семинарии, как под кущи вековых деревьев собирают паломников издревле-чтимые обители. Пусть послушают все эти щедро оплачиваемые известными кругами злопыхатели, как гудят над полями и лесами колокола Русских Лавр — пусть посмотрят, как на много верст вокруг сверкают свежей позолотой купола соборов — пусть посчитают все эти рьяные «любители» статистики, сколько причастников подойдет к Св. Чаше в продолжение Великого поста, сколько народа стекается в русские храмы в Пасхальную ночь! Может-быть, католические миссионеры и пропагандисты похвастаются тем, что изо дня в день умножается число приверженцев Римской Церкви?! Не обратное ли возвещают многие факты, хотя бы те, что французские священники, распознав губительную для дела веры тактику Ватикана и разочаровавшись навсегда в католичестве, обретают в Православии веру истинную. Сколько различных деятелей Православной Церкви приезжало к нам из-за границы в одни только прошедшие месяцы этого года и все они в один голос свидетельствуют миру, что никогда в прежней России церковная жизнь не была такой полнокровной и многосторонней, какое можно наблюдать теперь в молодом Социалистическом Государстве. Все это неопровержимо.
В конце речи Г. Г. Карпова дается следующее, совершенно справедливое заключение: «В наши дни, когда мир разделился на два лагеря, можно с полным основанием сказать, что только в СССР и странах новой демократии (а большинство наших гостей и составили как раз граждане этих стран — Г. А.), где Церковь не стесняется Государством, она может свободно строить свою жизнь внутри страны « иметь общение с Церквами других стран».
Поднимается со своего кресла одетый во все черное, но необычайно тщательно, Преосвященный высокого роста. Он произносит свое приветствие по-гречески (в русском переводе его зачитывает потом Митрополит Григорий). Это — Представитель Константинопольского Патриарха, Митрополит Фиатирский Германос. Посланец Царьграда — города, откуда пришло на Русь Православие, Владыка Германос пользуется у русского духовенства большим уважением. «С умилением, — обращается он к Святейшему, — вспоминаем мы те времена, когда евангельский свет был перенесен в Вашу страну и восхищаемся рвением, с которым она приняла семя христианской веры, давшее богатые плоды». Митрополит перечисляет те грозные опасности, которым на протяжении столетий подвергался христианский русский народ (внешние враги, лже-братья, внутренние распри и ссоры), но Господь спас Русскую Церковь от этих опасностей молитвами великих поборников веры, вышедших из среды самого народа. «Не хватило бы нам времени, если бы мы стали перечислять всех тех, которые своей мудростью, святостью и благочестием украшали и украшают духовный свод Русской Церкви... Избавившись от этих опасностей (отмечены нами выше — Г. А.), Русская Церковь взошла в период процветания и силы».
И устами сего почтенного иерарха Церкви, по отношению к которой Российская благодарно именут себя Церковью-Дочерью, глаголет истина. Действительно, украшенная подвигами первосвятителей прошлого и выдающихся деятелей последнего периода (Патриархи Тихон и Сергий, ныне здравствующий Патриарх Алексий), Русская Церковь смогла победоносно выйти из всяких испытаний. А сколько таких испытаний, не говоря уже о прошедших веках, выпало на ее долю на глазах у современников?! Те лже-церковники, что в слепоте своей мнили невозможным существование Церкви вне царского режима, толкали ее после Великой Октябрьской революции на путь борьбы с освобожденным народом. Надо было противостоять такому сатанинскому замыслу — натравить Русскую Церковь на ее Родину и ее единокровный народ! И верная своей вековой, традиции — всегда со своим народом, в любую минуту с ним, Русская Церковь в лице тогдашнего, ее Первостоятеля сумела и в столь ответственный момент избрать самую благую часть. А сколько всяких течений и направлений, эфемерных как мыльные пузыри, угрожало одно время ее целостности! И те же добрые и мудрые пастыри бодрствовали так, что волки в образе всяческих «реформаторов» не сумели расхитить овец из ограды Русской Церкви. Пусть запомнят все те, кто попытается и в будущем искусить Русскую Церковь обещанием всяческих благ (как правило, искусители спекулируют на том, что Церковь до революции владела большими материальными ценностями, но разве ей хоть сколько-нибудь были нужны эти ценности?), что она извечно будет шествовать той патриотической стезой, на которую вступила в первые же дни своего существования и с которой ни на сантиметр не уклонялась в сторону.
От Патриарха Антиохийской Апостольской Церкви передает наилучшие пожелания Святейшему Митрополит Эмесский Александр. Владыка заверяет именитое Собрание, что хотя маститый старец Александр III (ему исполнилось свыше восьмидесяти лет) и не смог лично прибыть в Москву (главным образом из-за военных действий, ведущихся по соседству с Антиохией), он неотлучно пребывает духовно на сем Священном Соборе и усердно молит Господа о ниспослании Русской Церкви всяческих успехов.
...Иконостас Воскресенского храма увенчан светящимся крестом. Гирлянды разноцветных лампочек украшают царские врата и местные иконы. Над чудотворными иконами Божией Матери «Иверской» и «Боголюбской» — изящные деревянные сени и голубые шелковые пологи...
Выступает Патриарх — Католикос всея Грузни Каллистрат. Это старейший из дорогих для Русской Церкви гостей. Ему восемьдесят третий год, но он полон бодрости и сил. Все умиляет в нем: и добрейший взгляд, и (когда он снимает свой скромный черный куколь) белые точно снег, шелковистые волосы, такая же абсолютно белая борода, и трогательная походка, и прекрасное русское произношение.
Блаженнейший Каллистрат напоминает Собору (мы думаем, что такое совместное заседание Православных иерархов достойно именоваться Собором) о мудрой проницательности первых русских по национальности митрополитов. Кирилл II, Петр, Алексий — их разуму и сердцу были ближе горе и радости родной паствы. Это из их патриотически настроенных умах созрела мысль сосредоточить церковно-гражданское управление в системе Москвы-реки и избрать стольным своим городом и оплотом Православия незначительную тогда Москву. «Вы, — обращается Грузинский Патриарх к Святейшему Алексию, — изволением Божиим поставлены преемником этих творцов единства Святой Руси и Русской Церкви и за короткий период Вашего первосвятительства уже собрали под свой омофор большую часть рассеянных по всей вселенной заблудших овец паствы Вашей».
Как умилительно быть свидетелем такого момента, когда Архипастырь прекрасной солнечной Грузии подносит Святейшему в дар досох, произнося при этом полные глубокого значения слова: «Паси врученное Тебе Божие наследие так, чтобы каждый из подведомых Тебе мог со спокойным сердцем сказать: жезл твой и палица твоя — та мя утешиста!»
..Позади президиума, над аркой, кистью опытного художника нарисовано большое панно «Нагорная проповедь». Сын Человеческий сидит на уступе скалы и, боясь проронить хоть слово, слушают Его ученики и простолюдины. Босоногие ребятишки торопятся повидать необыкновенного человека, и нежная Рука Христова ласково гладит их черные курчавые головы...
Слева от Святейшего восседает могучий старец с крупными чертами лица. Это — посланец маленького, но героического народа, самоотверженно боровшегося с иноземными захватчиками — Сербский Патриарх Гавриил. В его слове горячо выражены чувства и чаяния славянских народов. Указав, какие жертвы понес сербский народ в последней страшной войне, Святейший Гавриил говорит: «Следуя нашим вековым традициям, когда во все дни нашего бурного и тяжелого прошлого мы имели помощь от мощной покровительницы Православия и славянства Матери-России, мы и ныне видим в величии Росши надежную гарантию счастливой будущности всего Православия и славянских народов, гарантию мира, правды и свободы всего человечества».
Что стало бы с народами Балканского полуострова, в той войне на истребление славянства, которую гитлеровская Германия хищнически вела в Европе в 1939—1945 гг., если бы не могущественная Советская держава и наша доблестная Армия, сдержавшая натиск бронированного чудовища и потом повергнувшая его во прах?! Что стало бы с Югославией, Румынией, Болгарией, если бы наши воины-герои не освободили бы наши малые страны от фашистского гнета? Взволнованная речь Патриарха-патриота проникнута чувством непоколебимой преданности его народа Советскому Союзу и Русской Православной Церкви, чувством благодарности к Советской Армии-освободительнице.
...Справа и слева от президиума — ряды стульев. Впереди разместились преосвященные и архимандриты — отечественные и гости. Здесь можно лицезреть многих помощников Святейшего Алексия по управлению его многоликой и многоязычной паствы — Митрополитов, архиепископов и епископов. Низкие оригинальной формы клобуки греческого, румынского, албанского духовенства. Запоминается внешность Львовского Протопресвитера Г. Костельника — в самом недавнем прошлом инициатора движения за воссоединение униатов с Матерью Русской Церковью. Колоритна фигура священника француза Д. Шамбо.
На Совещании присутствуют также настоятели московских церквей, члены приходских общин, сопровождающие делегатов лица.
Высокий, стройный, необычайно благоговейный Румынский Патриарх Юстиниан говорит на своем родном языке. Подчеркнув, что между автокефальными Православными Церквами существуют тесные духовные связи любви и единства, что они сохранили неизменными учение, заповеди, предания Православия, Глава Румынской Церкви выражает твердую уверенность, «что и в будущем среди нас и наших народов будет царить дух любви, полного согласия и братского понимания».
Двух святителей можно заметить сразу среди всех деятелей Собора. Один из них занимает крайнее место в президиуме. Его остроконечный черный куколь, напоминающий по форме схиму, украшен спереди драгоценным алмазным крестом. Другой же носит такой же куколь, но без креста. Это почетные гости Святейшего — Католикос всех армян Георг и епископ Нахичеванский Карапет.
Историческое разделение между Православной и Армянской Церквами не позволяет их служителям одновременно находиться перед престолом Божиим, но это отнюдь не препятствует им пребывать в отношениях любви и дружбы, на что и указал в своем приветствии Святейший Георг.
Долго и внимательно слушала многочисленная аудитория высокочтимого Экзарха — Митрополита Болгарского Стефана. С приветственными речами выступили также архиепископ Белостокский Тимофей и представитель Албанской Церкви — епископ Корчинский Паисий.
Святейший обращается с посланием к гениальному руководителю нашей Родины — Иосифу Виссарионовичу Сталину, выразив в нем глубокое уважение, которое совместно со всем народом питает к Верховному Вождю Страны Советов Русская Православная Церковь. Эту телеграмму-приветствие зачитал с присущей ему тонкой выразительностью Митрополит Николай.
...Ясный теплый вечер. Солнце в кружеве легких облачков клонится к закату. Стройно и проникновенно звучит похвала Присноблаженной Матери Бога нашего. Так заканчивается первый день торжеств...
Да, это был поистине знаменательный день. Небывалый юбилей и чествуется исключительно. Посланцы с острова Родос, из далекого Ливана, Франции, плодородной Грузии, с северо-американского материка, из прикарпатских и придунайских стран — они пересекли океаны, моря и тысячи, километров по суху и прибыли в Москву отнюдь не для того, чтобы изощряться в комплиментах или получить злокозненные инструкции от «большевистского патриарха», как изображала это антисоветская и антиправославная зарубежная пропаганда. Нет, они совершили эти длительные и зачастую трудные для своего возраста путешествия только затем, чтобы выразить должное Русской Церкви. Многообразные и сложные чувства любви, дружбы, восхищения и благодарности, которые были выказаны Ей в словах участников торжеств, отличались глубиной и искренностью.
Празднование представляло собой богатейший духовный пир, на который собралась громадная и дружная семья. Пир и ликование автокефальных Православных Церквей. По отношению к одной из них Русская Церковь является отменной Дочерью, к другим — прекраснейшей Сестрой. Разве не отменной должна быть названа та дочь, которая, восприняв с материнским молоком добрые и светлые начала, пронесет их неомраченными через всю свою жизнь, приумножит и украсится ими? Разве не прекраснейшей именуем мы такую сестру, которая в минуту бедствия поможет единокровным всем, чем только располагает сама — вещественными и духовными дарами?
Самыми характерными чертами Русской Православной Церкви являются: ее непоколебимая преданность заветам Христа и апостолов и, как следствие этого, повседневная глубочайшая забота о пастве в целях нравственного воспитания верных и ее глубокая преданность своему народу. Кто, как не Русская Церковь, в XIV—XVI веках способствовала консолидации сил русского народа, созданию укрепления русского национального государства?!
Сколько нашествий иноплеменников довелось попущением Божиим, перенести нашей Отчизне? Тягостное время монгольского рабства и польскую интервенцию в начале XVII века, озаренную огнями пожаров годину нашествия Наполеона и невиданный по своей яркости «Drang nach Osten» Гитлера и иже с ним. И разве первопрестольники Русской Церкви покидали на произвол судьбы свое стадо или хотя бы оставались нейтральными в минуты смертельных схваток?! Нет, никогда. Великие жертвы приносили они на алтарь Отечества и великие раны от вражеских стрел принимали на свою грудь. Грамоты Патриарха Гермогена и старцев Троице-Сергиевского монастыря, которыми гордится отечественная история, перекликаются через века с посланиями Патриарха Сергия и его ближайших помощников. По зову одного поднимались народные рати, по зову другого строилась колонна танков «Дмитрий Донской». Не стала Русь подъяремной и не будет ею никогда.
Духовный пир на славу Русской Церкви достигает своего апогея ко дню Святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла. Центром торжеств по-прежнему остается монументальное здание Богоявленского Патриаршего собора. Такое же стечение богомольцев в его блистающих отделкой стенах.
Неповторимой останется в сознании молящихся Литургия в самый день прославления ревностных благовестников пленительного учения Христова.
Кому-то приведет Бог увидеть когда-либо такой сонм святителей, какой красуется сейчас на Патриаршей кафедре: одиннадцать светильников Православия, соединенных братством веры. В центре этой богоизбранной семьи сияет добротой благородное лицо Патриарха Московского и всея Руси. С какой любовью взирают верующие на этого благоуветливого мужа, олицетворяющего собой силу и славу Российского Православия, как восхищаются редкими качествами его ума и души!
Четыре Патриарха (Святейший Алексий, Каллистрат, Гавриил, Юстиниан), сослужащие им Митрополиты, архиепископы и епископы — избранники от разных народов, имеющие Единого Главу на небеси, воочию представляют нам в этом боголюбезном и благолепном собрании незыблемость Церкви Христовой и ее всеобъемлющий дух. Очи, слух, нервы с наслаждением вкушают от обильной трапезы впечатлений.
...«Благослови, душе моя, Господа, и вся внутренняя моя, имя святое Его...» Если перевести взгляд на многочисленную группу русских архиереев, восседающих в отведенном для них секторе собора, то новая волна умиления охватывает сердце. Какие импозантные фигуры, какие вдохновенные лица! Старцы, умудренные опытом долгой жизни, с задушевным сиянием добрых глаз. Владыки, считающиеся молодыми по возрасту, но зарекомендовавшие себя и за малый срок святительства усердными делателями на ниве Христовой. Каждый из них ведет по истинному пути вверенную в его попечение паству. Здесь же молится большинство гостей, облеченных саном.
...«Святый Боже...» В ярком свете переливается золотом балдахин над цельбоносной гробницей, сверкают массивные подсвечники на солее. Достопочтеннейший Патриарх Каллистрат благословляет предстоящих крестом и дикирием. Мы не понимаем грузинского языка, но пламенно молимся вместе с Блаженнейшим, чтобы Господь посетил «виноград сей», насажденный Его Десницей на доброй почве нашего Отечества и давший изрядные плоды — мы горячо веруем, что Всеблагой приумножит их к вящей Славе Своей и что через пятьсот лет Церковь Российская будет такой же надежной твердыней Православия.
«...И во Единого Господа нашего Иисуса Христа Сына Божия...» В алтаре витает какой-то особый аромат. Сегодня взаимное лобзание священнослужителей приобретает особенно глубокий смысл. «Христос посреди нас!» — убежденно восклицает один. «И есть и будет» — утверждает в ответ другой. Да, мы исповедуем, что великий Зиждитель Православия неизменно осеняет Своей благостью содружества наших Церквей, апостольски ревнующих о чистоте веры, разделенных территориально, но образующих духовно несокрушимый монолит.
Чередуются возгласы на славянском, греческом, грузинском, сербском, румынском языках. Взволнованно поет весь народ молитву Господню.
Проповедь Митрополита Григория пронизана глубоким убеждением, что и в грядущих веках Русскую Церковь не устрашат никакие испытания, если она будет столь же незыблемо хранить чистоту Православия. Не лишит ее никогда Господь Своего покровительства, ибо Он неложно обещал правоправящим слово Его истины: «Аз еcмь с вами до скончания века!».
Слава Богу за все Его милости, щедро изливаемые на нашу Родину! Слава святым, просиявшим в земле Русской — нашим небесным покровителям! Слава Русской Православной Церкви, взрастившей их в своем благодатном лоне и сеющей неустанно «разумное, доброе, вечное»!
ГЕОРГИЙ АЛЕКСАНДРОВ