ЖИВАЯ ВОДА

СЛОВО сказанное в Преображенской церкви что на Преображенской площади г. Москвы

"Кто жаждет, иди ко Мне и пей" (Ио. 7, 37).

Господь наш Иисус Христос совершал путешествие из Иерусалима в Галилею через Самарию. Вблизи города Сихаря Он присел у колодца в жаркий полдень отдохнуть. К колодцу вышла из города за водой женщина самарянка. Спаситель вступил с нею в разговор. Начал Он этот разговор словами о «воде живой». Указывая на колодец, Он сказал женщине: «Всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять; а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать во век; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную» (Ио. 4, 13—14).

Женщина не понимала, о какой воде говорит с ней ее Собеседник. Она думала только о воде из колодца, за которой сюда пришла. А мы, православные дети своего Небесного Отца, хорошо знаем, о какой «воде живой» оставил нам Свой урок Господь Спаситель.

На минуту отрешимся от этой встречи Спасителя с самарянкой. Представим себе другую картину: пустыня с безбрежными, раскаленными знойным солнцем, песками. Одну из таких пустынь вблизи города Каира, столицы Египта, нам привелось видеть три года тому назад в нашем путешествии по Ближнему Востоку. Кое-где среди пустыни разбросаны зеленые островки, так называемые оазисы, на которых растут пальмы, под деревьями — зелень и источник с водой. По пустыне идет караван. Животные с трудом вынимают свои ноги из сыпучего леска; и люди и животные томятся от нестерпимой жажды; и люди и животные рвутся к оазису, который уже виден вдали. Можно себе представить, с какой жадностью иссохшие уста вбирают в себя холодную влагу. Караван отдыхает под тенью деревьев. А на завтра надо итти дальше, — и опять та же знойная пустыня, пески и та же жажда.

Вот таково свойство нашей человеческой природы: сколько бы мы ни ели, ни пили, нам опять хочется и есть и пить. То же можно сказать и о страстях, которым служит человек, и земных удовольствиях, за которыми он гоняется. Чем больше мы служим страстям или удовлетворяем жажду удовольствий, тем ненасытимее становится в нас в них потребность. Чем больше в разжженную печь мы будет подбрасывать топлива, там все больше она будет накаливаться. Еще в древние ветхозаветные времена говорил Премудрый: «Кто любит серебро, тот не насытится серебром» (Еккл. 5, 9).

Есть в человеке другая жажда: Богом созданная душа стремится к своему Источнику, ищет Бога, и общения с Ним; томится по Нем, часто сама этого не сознавая. Бессмертная душа носит в себе предощущение ожидающей ее вечности, и в разнообразных проявлениях сказывается эта тоска души по своей вечной жизни. Вот эта жажда, какой бы она ни была глубокой, утоляется навеки.

Перенесемся мыслью ко времени земной жизни Господа Иисуса Христа. С чем мы сравним души Его современников, из которых только немногие знали о Едином Истинном Боге, большинство которых было изъедено многолетними грехами, страстями и пороками, передававшимися из поколения в поколение и все более извращавшими и искажавшими человеческую природу?

К ним обратился со словом Своей Божественной проповеди Господь Спаситель. Сердца Его слушателей походили на высохшую почву, на которой от долговременного зноя погибла всякая зелень и которая жаждала дождя; этих людей можно сравнить и с теми, кто путешествует долгие дни по раскаленной пустыне. Слова Христовы были каплями того благодатного дождя, источником той «живой воды», которая поила эти сердца и утоляла их жажду. Вот почему Спасителя из города в город, из селения в селение всегда сопровождала огромная народная толпа. Еще бы! Спаситель говорил им об Истинном Боге, как нашем общем Небесном Отце, о том, что люди — друг другу братья, о том, что истинная красота состоит не во внешней красоте, а во внутренней красоте духа, что истинная слава — не внешняя, а внутренняя, которую приобретает последователь Христа своею жизнью по заповедям Божиим, что все люди созданы для вечной жизни и должны придти в нее верными детьми своего Господа.

Спаситель учил народ тому, как можно и как нужно снимать с себя греховное бремя, говорил о том, какой страшный враг для человека — грех, ведущий его к вечной погибели.

Слово Христово записали и в письмени и на скрижалях своих сердец святые апостолы и понесли его во все концы мира. И стало слово Божие «живой водой», питающей миллионы человеческих сердец и никогда неиссякаемой в своем источнике. Толпы людей внимали и словам святых апостолов, и их преемников — святителей и пастырей. Св. Григорий Богослов — великий учитель Церкви IV века — одну из своих проповедей начал такими словами: «О, как мне бы хотелось сосуды ваших сердец до верха заполнить той живой водой, какая течет из Божественного Источника!» И разве каждый из нас, грешных служителей алтаря Святой Церкви Христовой, не хочет повторять этих слов вселенского учителя?

Слово Божие и было, и есть, и будет до конца века тем живительным источником, который дает сердцам людей величайшее духовное наслаждение и полное удовлетворение духовной жажды.

Почти тысячу лет тому назад пришла святая вера православная на нашу Русь. Наши предки были язычниками, но носили в себе славянскую душу. Основным свойством славянской души, как и во времена наших отдаленных предков, так и теперь, является, по общему признанию других народов, мягкость, сострадательность, кротость. И как глубоко запала в такую кроткую и сострадательную русскую душу проповедь о том, как Бог Отец, ради спасения людей, послал Своего Сына на крестный подвиг, и как Сын Божий после тяжких страданий умирал мучительною смертью на кресте! Русский народ с полной искренностью и всецело отданностью своего сердца принял истинную православную веру и пронес эту свою религиозность через века до наших дней. Наш народ был и остается народом — «Богоносцем», как назвал его один из наших великих писателей.

Приняв христианство, наши предки получили себе в руководство жизни слово Божие. И как полюбили они его! Чтение слова Божия и избранных проповедей св. Иоанна Златоуста всегда было любимым времяпровождением наших предков не только в праздничные дни, но и в свободные часы будней. (Слово Божие воспитывало русских людей в постоянном «искании Царства Божия», возвышало и укрепляло в них дух любви к Родине и дух мужества в годины военных испытаний, постигавших нашу Родину, учило их взаимной любви, честности, правдивости и терпению в скорбях. Слово Божие было и будет «живой водой» для каждого верующего сердца: грешнику оно дает примеры покаяния и прощения, говорит о прощающей любви Небесного Отца, для скорбящего оно является неиссякаемым источником утешения и ободрения, спящих духовно оно будит от греховного сна напоминанием о жизни вечной и о нашем назначении готовить себя к ней. На все запросы нашего духа оно дает ответ. И воистину, «кто будет пить воду, которую Господь даст ему, не будет жаждать во век».

А зачем вы, мои дорогие, собрались сейчас в этом святом храме? Что привело вас сюда? Чего вы хотите от меня послушать? Может быть ждете от меня рассказа о каких-нибудь новостях? Конечно, нет. Вы пришли сюда за этой же «живой водой», вы хотите послушать наше слово о бессмертной душе, о той вечности, в которую мы все с вами вступим, и о том, какой должна быть наша внутренняя жизнь в преддверии этой вечности.

Господь оставил нам и другой источник «живой воды», за которым мы все приходим сюда: Свою Божественную благодать. В дни земной Своей жизни Господь Иисус Христос Сам был Источником и Носителем этой Своей Божественной силы: ею Он исцелял больных, воскрешал мертвых. Силою этой благодати мытари и блудницы становились праведными. По окончании Своего земного подвита, низведя от Своего Отца Святаго Духа на апостолов, Господь оставил в Своей Церкви неисчерпаемый сосуд этой благодати. И наша Церковь, как любвеобильная мать, щедрой материнской рукой раздает эту благодать всем, кто входит в ее ограду и под ее покровом совершает свой земной путь. И сколько бы этой «живой воды» не преподавала бы Церковь верующим, — никогда не иссякнет этот источник. Эта благодатная вода «живит» человека и, напояя сердце, дает все, что нужно человеку для вечной жизни.

Все мы рождаемся дважды: после телесного рождения мы рождаемся духовно в святом Таинстве Крещения. В этом Таинстве Святая Церковь подает нам благодать Святаго Духа, вводящую нас в свою ограду и делающую нас детьми Небесного Отца. Без этой благодати крещения никто не может быть в общении со Христом и быть наследником вечной блаженной жизни.

Соделав нас детьми Небесного Отца, Святая Церковь тотчас же за крещением подает нам и другую благодать Святаго Духа в таинстве миропомазания со словами «печать дара Духа Святаго». Эта благодать укрепляет нас в духовном росте, в развитии наших духовных и телесных сил. Святая Церковь хочет, чтобы младенец еще до того, как у него начнет пробуждаться сознание, уже находился под воздействием и дыханием этой укрепляющей его благодатной силы.

Для того, чтобы еще теснее соединить душу дитяти со Христом, Церковь питает Божественною Кровьо младенцев от самого дня крещения. И эту нетленную пищу она подает своим чадам на всем пути человеческой жизни.

Лишь только душа отрока начинает загрязняться первыми сознательными грехами, Церковь, принимая покаяние, сообщает и новую спасительную благодать, омывающую его грехи и прощающую грешника. Сколько бы раз человек ни согрешил, сколько бы раз он в грехах своих ни каялся, — никогда не иссякнет ток этой прощающей благодати.

И подумайте, мои дорогие, как заботлива в отношении своих детей Святая Мать-Церковь! Вот болеет человек, переживает тяжелые телесные страдания, думает о смерти. Взоры его обращены к Святой Церкви: он зовет к себе служителя Церкви, он приносит ему покаяние, принимает из рук его Святые Тайны; он соединился с Господом. Но Святая Церковь хочет дать ему еще большее утешение: она учредила таинство елеосвящения или соборования, и благодать Святаго Духа в этом таинстве изглаждает из души болящего не только те грехи, в которых он принес покаяние, но и все забвенные, неискупленные или плохо оплаканные от дней его юности. Вот как могуч, обилен, неиссякаем ток милостей Божиих — Источник «живой воды»!

Пейте же эту «воду живую»! Любите святое слово Божие, внимайте ему, напоминайте своему сердцу истины слова Божия, руководящие нас к жизни вечной, идите в святые храмы за благодатью святых таинств и всех тех благословений, какими Церковь сопровождает каждое свое богослужение. Эта «живая вода» напоят всех нас так, что душа не будет жаждать вовеки.

Мы вспоминали беседу Спасителя с самарянкой и сказанные Господом ей слова. В другой раз в Иерусалимском храме Спаситель сказал: «Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ио. 7, 37).

И мы просим Господа словами молитвы: «Жаждущую душу мою благочестия напой водами».

Мы просим и будем просить у Господа, чтобы Он не отвернулся от наших грязных сердец и до последнего издыхания нашего поил нас Своей «живой водой», которая, по Его слову, сделается в каждом из нас «источником воды, текущей в жизнь вечную».

МИТРОПОЛИТ НИКОЛАЙ

Система Orphus