СЛОВО произнесенное Митрополитом Григорием в Богоявленском Патриаршем соборе в день памяти святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла 12 июля 1948 г.

Торжественно чествуем мы, братие, сегодня память святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла, этих духоносных богопроповедников «весь мир ученьми своими просветивших и вся концы вселенный ко Христу приведших».

Это чествование совершается ныне особенно величественно потому, что ныне с нами здесь молится вся Православная Восточная Церковь в лице Предстоятелей и Представителей всех автокефальных Православных Церквей мира, прибывших разделить с нами торжество празднования 500-летия автокефалии Русской Православной Церкви и в единении с нами вознести Господу благодарственные молитвы за все милости, излитые Господом на нашу Русскую Православную Церковь и на родную Русь за все время ее 1000-летнего существования.

Свет православной веры русский народ принял с Востока, из Греции, чрез святых братьев-славян Кирилла и Мефодия. Зерно святой веры пало здесь на добрую почву.

Несмотря на тяжелые внешние условия, в каких оказалась наша Русь в течение первых пяти веков, семя святой веры возросло и дало обильный плод. Ревностные труды пастырей и руководителей народной жизни, великие подвиги иноков святых обителей, широко покрывших все лицо русской земли, зажгли светом православной веры сердца русского народа, воспитали его в твердых правилах веры Христовой, преобразили весь его быт и строй жизни, и засияла благочестием Святая Русь, и дала великое множество святых угодников, своею жизнью засвидетельствовавших верность Христовым началам Св. Православной веры, прославленных Господом, и ныне наших молитвенников пред престолом Божиим.

Были и испытания Святой веры для Русской Православной Церкви и для русского народа. Папский Рим не раз стремился привести православную Русь чрез принятие унии к подножию своего престола. Рационалистический протестантизм со своими многочисленными актами также пытался смутить православную совесть русского народа и поколебать твердое стояние его на основе Божественного Откровения и канонических установлений. Но все эти попытки не имели успеха. Православная Русская Церковь твердо хранила святое Православие, крепко блюла святые заветы старины, всегда была верна установлениям святых Вселенских и Поместных церковных Соборов и учению Св. Отец, и поныне незыблемо веет в ней хоругвь святого Православия, водруженная Св. равноапостольным князем Владимиром.

Возблагодарим же Господа едиными усты и единым сердцем за Его милости к Русской Православной Церкви, за то, что Он Своею благодатью укрепил нас в твердом хранении Православия, и будем молиться, чтоб и в дальнейшем св. православная вера была незыблема в наших сердцах и своим благодатным светом освещала все пути нашей жизни.

Это теперь нам особенно нужно, потому что и в настоящее время тоже предстоят искушения для православной веры, прикрытые благовидным предлогом «единения всех христиан». Тот же папский Рим под видом «объединения» снова стремится чрез введение унии ослабить наше святое Православие и простереть свое господство над Православными Церквами ради земных интересов. И протестантство со своими религиозными разветвлениями также пытается — под видом «всемирного объединения всех христианских исповеданий» — завлечь нас в это «объединение», несмотря на явные и важные догматические расхождения.

Съехавшиеся сюда Предстоятели и Представители всех Православных автокефальных Церквей, озабоченные сохранением в полной чистоте и неповрежденности полученного от апостолов и святых отцов православного вероучения, в дружном единении рассматривают сейчас все эти волнующие Церковь вопросы. Верим, что содействием благодати Св. Духа богомудрые святители и отцы с разумной твердостью засвидетельствуют свое православное исповедание и «заградят уста глаголющих неправедная».

Господь хранит Свою Святую Церковь. По слову Его, «врата адовы не одолеют ее».

Пусть же бушуют ветры человеческих измышлений, пусть гремят громы всяческих устрашений, пусть сверкают молнии злобы и коварства, нам не страшны они: мы на твердой скале. Аминь.

МИТРОПОЛИТ ГРИГОРИЙ

Система Orphus