РЕЧЬ произнесенная Блаженнейшим Митрополитом Софийским Стефаном, Экзархом Болгарским

Ваше Святейшество! От имени возглавляемой мною Болгарской Православной Церкви, от ее Св. Синода и от себя лично горячо приветствую Вашу великую Церковь с пятисотлетним юбилеем ее автокефалии.

В настоящий торжественный момент мне хотелось бы представить все этапы и виды почти тысячелетнего ее служения Богу, родному народу и даже всему человечеству, живописать образы русских героев веры, великанов духа, праведников, своими изумительными подвигами, своей безграничной любовью к Богу и людям прославивших и свою Церковь и свою землю. Их драгоценные останки почивают в Киевских пещерах, Кремлевских храмах и в разных иных местах необъятной России, а их имена написаны на небесах. Мне хотелось бы ярко осветить те моменты в которые особенно прошлялись величие и сила Русской Православной Церкви, Ее благодетельно-творческое влияние на быт, на исторические судьбы русского народа, но размеры юбилейно-приветственных речей обязывают меня к возможной краткости.

На заре своей истории, в 988 году, по внушению князя Владимира языческая Русь приняла от Константинопольской Патриаршей Церкви Святую Христову веру и церковное устройство, и с того времени Российская Православная Церковь стала возглавляться Вселенским Патриархом. Мне особенно приятно вспомнить, что успевшая расцвести в блестящий век царя Симеона, моя родная родственная русским и по языку и по крови Церковь сразу же устремилась послужить и людьми, и письменностью только что образовавшейся Вашей Церкви.

Благодатное семя Христовой веры упало на благословенную почву русских душ, по самой своей природе жертвенных и склонных к мистицизму, не удовлетворяющихся видимым и стремящихся проникнуть в невидимое, сочетать невидимое с видимым, небесное с земным. На этой почве выросла новая ветвь Вселенского Православия, отличная не только от юридически практического католичества и сухого, отвлеченного протестантства, но и от восточно-греческого доктринерского Православия. В Российском Православии счастливо сочетались возвышенный мистицизм, устремление к Богу и надземным идеалам с практическим служением своим ближним, своему народу, всему человечеству. Выразителем Российского Православия явилось русское монашество с его основоположниками, подвижниками XI века, преподобными Антонием и Феодосием Печерскими и продолжателями их дела, их многочисленными учениками и последователями, иноками Киево-Печерской Лавры.

Будучи прежде всего созерцательным, стремясь своими подвигами — постом, молитвою, смирением, целомудрием и нестяжательностью — побеждать в себе греховное и приближаться к Богу, древнерусское монашество не переставало быть и жизненно практическим. Памятуя о примере Спасителя, пришедшего на землю, чтобы исполнить волю Божию чрез служение до смерти погибавшему человечеству, оно всеми силами и всеми доступными ему способами старалось послужить недавно бывшему языческим, непросвещенному русскому народу. Оно не только согревало его непрестанными своими молитвами, вдохновляло его высокими примерами истинно-добродетельной жизни, облагораживало дикие нравы, очищало погрязшие во тьме греховной души, спешило на помощь голодным, утешало и окрыляло страждущих, оно, кроме всего этого, оказывало неисчислимые услуги во всех областях зарождавшейся русской материальной культуры. В монастырях зародились первая русская письменность и школьное дело; киево-печерские монахи были первыми русскими писателями и учителями; при монастырях впервые стали возникать школы и благотворительные заведения; для необъятных незаселенных пространств Русской земли монастыри стали колонизаторскими пунктами, а для окружавшего монастыри населения — рассадниками сельскохозяйственной культуры и разных ремесел.

После крещения Руси Российская Православная Церковь стала заботливою, попечительною Матерью русского народа, а ее первосвятитель — Митрополит духовным отцом, объединявшим разрозненные удельные княжества, примирителем враждовавших, судьею и грозным обличителем крамольных князей, стремившимся собрать во едино Святую Русь. В кратком слове нет возможности представить даже главнейшие заслуги Российской Церкви и ее доблестных и мудрых служителей. Если бы не было прозорливого Митрополита Петра, может быть, Ваша прекрасная, величественная Москва не украшала бы в качестве столицы Вашу могучую державу. Если бы не было Митрополитов Алексия и Ионы, может быть, так и не собралась бы под руку Московского великого князя Русская земля. Если бы не было святого инока и величайшего патриота Преподобного Сергия Радонежского, поднявшего упавший под гнетом татарского ига русский дух, вдохновившего князя Димитрия Донского, на решительный бой с татарами, еще долго могла бы страдать Русская земля и к худшему могла бы сложиться вся последующая русская история.

В 1448 г. Российская Православная Церковь стала автокефальною. История свидетельствует, что на путях к автокефалии иногда пятнались белоснежные церковные ризы, когда церковные и светские власти стремились к автокефалии не ради удовлетворения неотложных церковных нужд и не ради славы Божией, а по личным честолюбивым и славолюбивым побуждениям и когда при своих домогательствах они пользовались приемами и средствами, не отвечающими природе и духу истинной Церкви Христовой. Создавая автокефалию, Российская Церковь не только ничем не запятнала, но напротив, еще более убелила свои белоснежные ризы.

XV век застал Византийскую державу и Россию с их Церквами, как бы поменявшимися местами друг с другом. Раньше могущественная и славная Византийская держава под натиском турок переживала пред смертные муки; вместе с нею слабела, оскудевала и людьми и духом и Царьградская великая Церковь. А Русская держава в это самое время восходила от силы в силу; расширялась в своих пределах, крепла духовно, богатела материально, приобретала все большее влияние и Российская Церковь. Несмотря на это, Российская Церковь продолжала оставаться покорной Дочерью своей Матери-Цареградской Церкви и смиренно подчинялась даже явно несправедливым ее распоряжениям. Так например, было в 1433 г., когда Царьградский Патриарх отказал в утверждении избранному русским епископатом, клиром, народом и великим князем в Московские Митрополиты благочестивому, достойнейшему Рязанскому епископу Ионе и послал на Московскую кафедру своего кандидата Исидора, взявшегося подчинить Православную Российскую Церковь римскому папе.

Автокефалия Российской Православной Церкви была вынуждена внешними обстоятельствами, тою опасностью, которая угрожала исповедуемой нами вере.

Властолюбивые римские папы никогда не переставали мечтать о подчинении им Православной Церкви. Средние века, как-будто, благоприятствовали этой мечте. Знаменитая Византия приближалась к гибели. Сознавая катастрофичность положения, византийские императоры пытались спасти свою империю ценою измены Православию умнею с Римом, которая якобы должна была привлечь всемогущую помощь папы. Так, по настоянию императора Михаила Палеолога, в 1274 г. на Лионском соборе была принята византийцами уния. Просуществовав всего девять лет, она в 1283 г. была осуждена на Константинопольском Соборе.

В XV в. положение теснимой турками Византийской империи стало совсем опасным. Византийский император Иоанн VI Палеолог и Константинопольский Патриарх Иосиф бросились в объятия папы, решив подчинить ему не только Царьградскую, но и Российскую Церковь. С последней целью и был послан ими в Москву Митрополит Исидор. Преступный замысл начал удаваться. В 1439 г. на Флорентийском соборе, несмотря на решительное противодействие Марка Ефесского, уния была принята. Московский Митрополит Исидор, отпущенный на собор под условием, что он будет там защищать Православие, вернулся в Москву униатом — «легатом от ребра апостольского в землях лифляндских литовских и русских», и сразу же начал вводить унию. Его уния русскими с возмущением была отвергнута, а сам он был осужден Собором русских епископов и бежал в Рим. Умершему на соборе униату — Патриарху Иосифу наследовали униаты же Патриархи: Митрофан Кизикский и Григории Мамма. Девять лет ждала Российская Церковь возвращения Царь градской Церкви к правой вере и только в 1448 г. епископ Иона Собором Русских епископов был возведен в Московские и всея Руси Митрополиты.

Таким образом Российская Православная Церковь освободила себя т подчинения Царьграду. Это не было бунтом подчиненных против своей власти; это не было также отказом возмужавшей Дочери от безусловного подчинения своей Матери. Это было величественным актом православной ревности, защитой собственного Православия от новых преступных посягательств на него. Это было мужественным шагом великой Церкви приготовившейся защищать все Вселенское Православие, в том числе и греческое, которому так доблестно и плодоносно послужили знаменитые Отцы и учители древней Греческой Церкви. Москва стала Третьим Римом, заняв в исповедании Христовой истины место Первого отдалившегося от религиозной правды Рима и Второго, поскользнувшегося на пути веры, Рима — Константинополя.

В особенности два великих качества отличают пятисотлетнее бытие автокефальной Российской Церкви: смирение и жертвенность.

По числу принадлежащих к ней верующих, по духовному и материальному богатству, по силе и влиянию она превосходит все прочие Православные Церкви. Но она никогда не собиралась пользоваться преимуществами своего положения для гегемония в православном мире. И доселе она продолжает занимать в ряду Православных Церквей пятое место, и старшим Церквам, несмотря на их обеднение и умаление, оказывает все виды внимания и почтения. Своей силой и влиянием она пользовалась, чтобы выручать из бед, спасать другие Церкви и народы. Если бы не ее вдохновенные призывы к Русским правителям и русским людям, может быть, и доныне румыны, греки, сербы и болгары страдали бы под турецким игом. Своими богатствами она подкрепляла бедствовавшие Православные Церкви. Без ее щедрой помощи не оставался ни один Патриархат, ни одна поместная Православная Церковь. Благодаря постоянным субсидиям Русского Священного Синода и обильным жертвам русских паломников, благоденствовала, украшалась величественными храмами Святая Земля, расширялся и процветал Афон, с прекращением русской помощи обедневшие и осиротевшие.

Для своего народа Российская Церковь продолжала быть Матерью учительницею, пестуном. Русская государственная власть еще долго не находила в себе сил, чтобы взять в свои руки школьное и воспитательное дело. До Петра Великого Русь оставалась церковною. Первой высшей школой в России была Киево-Могилянская Духовная Академия, первым печатником был дьякон Иван Федоров, первыми напечатанными книгами были Апостол и Евангелие. Даже в синодальный период, когда над Церковью тяготела стеснявшая ее свободу царская и особенно оберпрокурорская власть, Православная Российская Церковь продолжала свою спасительную для мира работу, а для всего Православия, с пышным развитием ее богослужебного культа, духовной жизни и богословской науки, она скоро стала его опорой, выразительницей и защитницей.

400 лет автокефального бытия Российской Православной Церкви! Пред моим духовным взором проходят длинные ряды воспитанных ею праведников, великих патриотов, мужей разума, знаменитых деятелей науки. Митрополиты Московские и всея Руси Иона и Филипп, Всероссийские чудотворцы; величайший патриот-мученик Патриарх Гермоган; мужи государственного разума и совета — Патриарх Филарет и Никон; великий святитель Митрофан Воронежский, которому святость жизни не мешала сочувствовать прогрессивным реформам великого Петра; Тихон Задонский и Феофан Затворник, свои приближающиеся к боговдохновенным писания, иллюстрировавшие нам своею святою жизнью; праведные святители: Димитрий Ростовский, Иннокентий Иркутский, Иоасаф Белгородский, Феодосий Черниговский; богомудрый старец — Преподобный Серафим Саровский, бесхитростно представивший на примере собственной жизни величественную красоту и теплоту православного христианства; Московский Митрополит Филарет, высокому богословствованию и мудрости которого не перестанут удивляться грядущие века; Российский Златоуст — Иннокентий Херсонский; образец истинно-благостного архипастыря Антоний, Митрополит Петербургский; его любимый ученик, недавно покинувший Вас, Патриарх Сергий. Я считаю своим долгом с особой почтительностью преклониться пред памятью этого великого Святителя. Ученейший и проникновеннейший богослов, праведник в жизни, мудрый кормчий своей Церкви, выведший Ее на путь свободной, творческой жизни, растопивший лед в отношениях Советской Власти к Православной Церкви, стяжавший Церкви доверие и внимание Власти, за свою любовь к родной Церкви и к родному народу претерпевший и от своих и от чужих, — он в церковной истории займет почетнейшее место. Не могу не воздать должное и Вам, Ваше Святейшество, как и Вашим соработникам на ниве Христовой, в годину неимоверных страданий Вашей Родины, увековечившим свои имена беззаветным служением ей. Благодаря Вам и им, благоденствует ныне на Руси Святая Церковь. Много и иных ярких звезд — архипастырей, пастырей и вдохновенных мирян, отдававших свои силы служению Христовой истины и жертвенно служивших своему народу, сияют яркими звездами на Российско-православном небосклоне. Духовным богатством, оставленным ими, вечно будет пользоваться мир.

В моей памяти встают имена великих русских богословов-экзегетов, догматистов, моралистов, церковных историков, апологетов, проникавших в самые сокровенные тайны христианского учения, раскрывавших высоту и красоту Православия. Они вдохновлялись благодатным влиянием на них Российской Православной Церкви; своими трудами они прославили не только родную Церковь, но и русское имя. Некоторые из них совсем недавно отошли в иной мир, а некоторые продолжают их дело.

Пред моим мысленным взором стоит весь христоносный Русский народ, как ни один народ в мире жертвенный, самоотверженный, могучий в творчестве, неподражаемый в выносливости и терпении, способный на самые изумительные подвиги. Многие драгоценные, никем не превзойденные его качества воспитаны Православною Российскою Церковью. Тут долг мой велит мне воздать должное Российским приходским пастырям «нашим отцам», как называл их приснопамятный Петербургский Митрополит Антоний.

Почти до самого конца предреволюционного времени Русская государственная власть мало внимания обращала на участь многомиллионного простого народа. Среди русских государственных деятелей встречались и такие, которые считали опасным для государства просвещение этого народа. Народ жил под надзором полицейских, урядников и волостных писарей; малочисленные сельские школы не могли дать ему нужного воспитания и даже достаточной грамотности. Единственными воспитателями народных масс являлись переносившие вместе с ними все невзгоды их скудной жизни приходские пастыри. Они были их духовными отцами, они в своих, часто безыскусственных, но отечески-сердечных наставлениях и проповедях внушали своим пасомым вечные истины Христова учения; «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Иоан. 15, 13), «если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного» (1 Тим. 5, 8); красота жизни человеческой — в служении другим (Мф. 20, 25—28) и др. Они воспитали в русском народе те драгоценные высокие идеалы, те добродетели, которыми он отличается и доселе.

Высокочтимое Собрание! Истина бессмертна, она не умирает. Истина состоит в свободе и правде, в любви и жертвенности. О Российской Православной Церкви надо сказать словами блаж. Августина: «Tu semper attendebas, ubi veritas albeseit». «Ты всегда туда стремилась, где истина сияет». В прошлом много добра сделано Российскою Православною Церковью. Мы крепко верим, мы убеждены, что в будущем еще больше сделает она для блага и расцвета своего народа, для славянства, для Вселенского Православия, для всего человечества.

Да будет же благословен ее дальнейший путь! Да распространяется, расцветает и украшается прекрасными плодами насаждаемая ею истина! Да крепнет, возвеличивается и прославляется Ваш великий Союз Советских народов!

Да благоденствуете Вы, Ваше Святейшество, со всеми своими сотрудниками и их возлюбленными паствами! Да возвеличивается через Вашу Святую Церковь весь православный мир и да умиротворяется и возвышается все человечество!

Система Orphus