Слово, сказанное в церкви св. муч. Иоанна Воина г. Москвы
«Воскрес еси от гроба... и отварзл еси нам райские двери» (из канона в день Св. Пасхи).
Прославляя праздник Святой Пасхи, мы восторженно поем в пасхальных гимнах обо всех тех радостях и благах, какие являются плодом Светлого Христова Воскресения. В числе других благ, подаваемых нам этим священным событием, мы славим «отверстые райские двери».
Все мы знаем со страниц священной Библии о том, как жили первые люди в раю. Они не знали болезней, скорбей и страданий; не знали и смерти, так как были созданы бессмертными. Они носили полный покой и мир в своей душе и наслаждались этим миром. Они видели Бога своими телесными глазами и беседовали с Ним телесными устами.
Но вот согрешил первый человек. Плодом греха явились болезни, страдания и смерть. Это не все. Первые люди были изгнаны из рая, и двери рая оказались закрытыми. Остальную свою жизнь Адам, по определению Божию, в поте лица трудился над землей и плакал слезами покаяния, сидя у врат затворенного рая. Рая не стало на земле.
Прошло пять с половиной тысяч лет до того часа, когда Господом Спасителем, по окончании Его земного подвига, эти двери были вновь открыты, — но уже не на земле, а на небе.
Слово Божие нам говорит, что когда Господь Иисус Христос, как Агнец, закланный за грехи мира, телом Своим возлежал в преблагословенную Субботу во гробе, — Своей душой и Божеством Он сходил во ад и вывел оттуда души ветхозаветных праведников в райское блаженное жилище. Праведники пребывали в аду в томительном ожидании этой светлой минуты. Такова была воля Божия о них, после того как двери рая закрылись.
Когда Господь Спаситель в прославленном Своем теле вознесся на небо, Он стал, по слову апостола Павла, нашим «предтечей» на небесах (Евр. 6, 20). Он открыл для всех нас двери Царства Небесного. Туда вошли ветхозаветные праведники, благоразумный разбойник, раскаявшиеся мытари и блудницы, плакавшие у ног Христовых, и за ними стали входить и продолжают входить все истинные рабы Божии.
Небесный Отец дает в Своем Небесном Царстве все, что имели первые люди в раю. Слово Божие говорит, что там «отрет Бог всякую слезу с очей» человеческих (Откр. 21, 4) и там «и смерти не будет уже, ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет» (Откр. 21, 4). Своим детям Господ даст то упокоение, тот полный безмятежный мир, о котором мы просим у Господа, когда молимся об усопших рабах Божиих. Первые люди беседовали с Господом и видели Его. И Господь Иисус Христос сказал: «Где Я, там и слуга Мой будет» (Ио. 12, 26). В Царстве Небесном истинные дети Божии будут видеть Господа своего я в вечном общении с Ним будут иметь источник блаженства.
О, как же, дорогие мои, должен быть вожделенен для нашего сердца этот открытый вход в Царство Небесное! Какую радость мы должны носить в своей душе, зная о том, что эти священные двери открыты для всех нас, что каждый сделан наследником этих вечных радостей!
Но пусть каждый из нас никогда не забудет того, что, хотя двери открыты, открыты широко, но не всякий войдет в эти двери. Кто же из нас войдет? Кто может быть достойным наследовать блага вечной жизни?
Ответы на эти вопросы дает нам Господь наш в Своем Евангелии. Он много говорил о Царстве Небесном и притчами, и сравнениями, и самую Свою проповедь на земле Он начал словами: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 4, 17). Чаще напоминайте себе слова Господа нашего Иисуса Христа о Царстве Небесном!
Вот они. Царство Небесное подобно сокровищу, скрытому на поле, и человек, найдя его, продает все, что имеет, и покупает это поле (Мф. 13, 44). И еще: Царство Небесное подобно купцу, ищущему хороших жемчужин, который, найдя драгоценную жемчужину, все продал, что имел, и купил ее (Мф. 13, 45—46). Господь говорит нам: Царство Небесное для нас — это бесценное «сокровище», это «драгоценная жемчужина». Надо понять это умом, надо переживать это сердцем, и потому надо всеми силами своего духа жаждать приобрести это сокровище, стремиться к нему день и ночь. Никогда нельзя забывать того, что мы получаем и самую жизнь земную из рук нашего Небесного Отца для того, чтобы себя приготовить к этой небесной жизни. Но это не все. Мало только желать, хотя бы и страстно желать, получить это бесценное небесное благо.
Послушайте еще слов Христовых: «Если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное» (Мф. 18, 3). И еще: «Не всякий, говорящий Мне: Господи! Господи! войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» (Мф. 7, 21). И еще: Царство Небесное подобно десяти девам, из которых пять было мудрых и пять юродивых. Мудрые встретили Жениха в полночь с горящими светильниками, у юродивых светильники потухли. И когда юродивые девы постучались потом в двери дома, Жених сказал им: истинно говорю вам, Я не знаю вас (Мф. 25, 1—12).
Вот что нужно для того, чтобы не закрылись перед нами двери Царства Небесного. Нужно приобрести смирение, простоту и чистоту, какие мы видим у неиспорченного ребенка. Нужно переходить порог смерти, вступать в жизнь будущего века с горящими светильниками веры и добрых дел. Нельзя без добрых дел итти туда, где Господь при входе в двери Царства Небесного скажет одним: «Алкал Я, и вы дали Мне есть, жаждал, и вы напоили Меня...» и введет их в Царство, «уготованное от создания мира». А другим скажет: «Алкал Я, и вы не дали Мне есть, жаждал, и вы не напоили Меня...», и перед ними навеки закроются двери Царства Небесного (Мф. 25, 34—46). Чтобы быть достойным наследником Небесного Царства, надо «исполнять волю Отца Небесного». Эта воля открыта нам на священных страницах Евангелия: Господь нам ясно говорит, что наследуют вечное блаженство нищие духом, кроткие, милостивые, чистые сердцем. Значит надо трудиться, и трудиться всю жизнь над тем, чтобы быть чище душой и телом, лучше, смиреннее, милосерднее, чтобы препобеждать в себе эгоизм, гордость, гневливость, плотскую нечистоту, леность о своем спасении.
Вспоминайте, мои дорогие, и другие слова Христовы: Царство Небесное подобно неводу, закинутому в море и затем вытащенному на берег с множеством рыб. Хорошую рыбу собрали в сосуды, а худую выбросили. Так будет при кончине века: ангелы отделят злых от праведных и ввергнут злых в печь огненную (Мф. 13, 47—50). И такие слова напомню вам: Царство Небесное подобно царю, который устроил брачный пир для своего сына, и на этот пир один из гостей вошел в небрачной, грязной одежде. По повелению хозяина, слуги выбросили его отсюда «во тьму кромешнюю» (Мф. 22, 1 — 13).
Видите: надо придти к дверям Царства Небесного в чистой одежде, делающей нас достойными участия в небесном пире нашего Небесного Отца. Мы все в святом крещении получаем из рук Божиих белоснежную духовную одежду. Мы ее пятнаем, грязним своими грехами и пороками; мы ее вновь омываем слезами покаяния и прощающей благодатью Божией. Посмотрите, как мы заботимся о чистоте той одежды, которую мы носим на своем теле: мы ее стираем, чистим, выводим даже самые малые пятна, отряхаем с нее пыль; и приятно бывает нам одеть на себя совершенно чистую одежду. Но так тщательно мы заботимся о той одежде, которая ветшает и которую мы выбросим, когда она станет негодной к употреблению. Умеем ли мы так заботиться о своей духовной одежде, которую мы никогда не сбрасываем с себя и в которой мы уйдем в страну вечной жизни? Умеем ли мы осуждать себя, бичевать себя в дни покаяния за свои грехи и пороки? Знакомы ли нам те жгучие слезы стыда и раскаяния, которые имеют силу смывать пятна с этой одежды? Научились ли мы искупать совершенные нами грехи добрыми делами и молитвой? Господь и напоминает нам о том, что там, у Себя, Он отделит грязных от чистых, худых от добрых, и ничто нечистое не может войти в двери Небесного Царства.
Не забывайте, мои дорогие, и такие евангельские слова, Царство Небесное подобно царю, который захотел сосчитаться со своими рабами. К нему пришел человек с долгом в десять тысяч талантов, умолял о прощении и был прощен. Выйдя от царя, он встретил своего должника, который должен был ему ничтожную сумму в сто динариев. Он потребовал отдачи долга и, несмотря на мольбы должника, посадил его в темницу. Узнав об этом, царь разгневался на своего должника и отдал его истязателям. Спаситель, сказав эту притчу, добавил. «Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его» (Мф. 18, 23—35).
Господь оставил нам заповедь о том, чтобы мы прощали обиды, не таили в себе мести, злобы, ненависти, чтобы мы не имели и самой памяти о причиненных нам обидах, чтобы мы все зло, какое нам причиняют люди, умели покрывать своей любовью. Царство Небесное это царство мира, любви, света, и туда не может войти та душа, которая разлучится с телом в состоянии озлобления на своих ближних, с непрощенными обидами и оскорблениями. Спешите же вырывать из своих сердец всякий гнев и злопамятство, чтобы внезапная смерть не застигла нас не готовыми к ней!
Еще что говорил Христос? Царство Небесное подобно хозяину, который вышел нанимать работников в свой сад. Одних он нанял с утра, других — в третий час, в шестой, в девятый. Выйдя около одиннадцатого часа, он встретил работников, которых еще никто не нанял на работу, и позвал и их к себе. По окончании дня он всем работникам дал по динарию, как уговорился с теми, кого пригласил с утра (Мф. 20, 1 — 16).
Эта притча — источник величайшего ободрения и утешения нам на пути к Царству Небесному. Как щедр, как чадолюбив Небесный Отец! Он и пришедшему в последний час, но потрудившемуся с усердием, дает ту же награду, как и пришедшему с первого часа.
Сколько среди нас с вами таких, кто уже подходит к порогу своей земной жизни и, оборачиваясь назад, видит бесплодно прожитую для Царства Небесного жизнь! Немало среди нас и таких, которые находятся сейчас в зените своей жизни. Но и они, озираясь назад, видят и грехи своей юности, и грехи последних лет своей жизни, и свою духовную пустоту. Не уныние, не отчаяние должны овладевать нашими душами, когда мы думаем о своих бесчисленных грехах прошлого и о своей полной бедности настоящего. Господь зовет нас остаток своих дней потрудиться над спасением своей души в молитве, в покаянии, в прощении обид, в искуплении своих грехопадений добрыми делами. И мы веруем, что Тот, Кто принял последний вздох кающегося на кресте разбойника, примет и труды ради Царства Небесного тех из нас, кто хотя на конце своих дней возжаждет вечного спасения и пойдет за Господом.
И еще одни святые слова приведу вам на память, дорогие: Царство Небесное подобно горчичному зерну, которое меньше других, но, будучи посеянным, вырастает в дерево, и птицы прилетают укрываться в ветвях этого дерева (Мф. 13, 31—32).
Господь этим сравнением говорит о том, как многочисленно то Царство Небесное, двери в которое Он открыл Своим искупительным подвигом. Туда вошли сонмы праведных Божиих людей, святых мучеников, которых мы благоговейно чтим и к которым мы обращаемся за их молитвенным предстательством. В Царство Небесное вошли еще более неисчислимые тысячи истинных рабов Божиих, которые в тиши, в безвестности, в глубине своего духа совершали путь к небу: одни умели терпеть в болезнях и страданиях, другие всю жизнь плакали а своих грехах, третьи среди окружающего развращения и неверия умели сохранить до конца своих дней святой огонек веры. Эти бесчисленные имена знает один только Господь. Несомненно, есть и сейчас много тайных рабов Божиих, которые скрыто от человеческого взора совершают свой духовный путь за Христом
Итак: райские двери, двери Царства Небесного, открыты. В этих вратах стоит Небесный Хозяин и ждет каждого из нас.
Неужели мы погибнем в своих грехах для вечности? Неужели мы уйдем туда с теми своими многолетними пороками и страстями, с теми неоплаканными и неискупленными грехами, которые лягут камнями в этих вратах, заграждая нам путь через них, так что и ни перейти через них, ни сдвинуть их мы не будем в силах?
Надо приучить свое грешное сердце трепетать перед мыслью о вечной гибели, какая ждет нашу бессмертную душу, если мы ее не приготовим к вечности.
Надо чаще думать о том, что жизнь вечная и Царство Небесное — это такое неоценимое богатство, потерять которое страшно.
Святая Церковь за каждой своей службой желает нам этого бесценного блага, когда устами своих служителей, произносит: «Да помянет всех вас Господь Бог во Царствии Своем». Она неоднократно напоминает нам за богослужениями молитву благоразумного разбойника: «Помяни мя, Господи, во Царствии Твоем!».
И мы, дорогие, жажду своего вечного спасения и труды ради приобретения Царства Небесного до конца своих дней будем соединять с молитвой ко Господу о том, чтобы Он не лишил нас в этих трудах Своей Божественной помощи, а, когда возьмет нас к Себе, помянул бы нас с разбойником в Своем Небесном Царстве.
Митрополит Николай