ТРОИЦЫН ДЕНЬ

Троицын день — один из главнейших праздников Православной Церкви. Величие его состоит в том, что Господь наш Иисус Христос исполнил обетование, не единожды данное Им избранным ученикам. В пятидесятый день по Светлом Воскресении Христовом посланный Отцом Небесным Дух Святый сошел на простых галилейских рыбаков, дабы они во всеоружии веры понесли во все концы вселенной гуманнейшее учение о мире и любви к ближнему. Почти две тысячи лет протекло с того дивного дня. За это время Божественные Истины пленили своей возвышенностью и простотой большую часть человечества. Христианство распространилось над миром, как исполинский благоуханный цвет, чуждый увядания и тления.

В нашей стране, где традиции православия необычайно бережно передаются из поколения в поколение, церковные праздники справляются с особой торжественностью. Среди них Троицын день выделяется очаровательным своеобразием. Сколько обычаев и преданий связано с этим днем и восходит своими корнями к нашим далеким предкам-славянам?! Плетение венков и хороводы, костры на лесных полянах и девичьи гаданья — от всего этого веет глубокой стариной. Разве не согласится всякий, что эти трогательные обряды, уцелевшие и доныне, придают быту русских людей неповторимую прелесть?

Празднование у православного человека выражается прежде всего в посещении Дома Божия. Поэтому храмы в нынешнее утро переполнены молящимися немногим меньше, чем на Рождество или Пасху.


"Во дворех Твоих воспою Тя, Спаса мира.."

Под сводами какой бы церкви мы не очутились в это воскресенье, всюду встречает нас прекрасная картина. Если верующие стараются украсить храм растениями в течение всего года, то сегодня он совершенно утопает в зелени. Иконостас красиво убран древесными ветвями. От небольших еще листьев березы, которые, будучи внесены в помещение, уже через малое время начинают никнуть и медленно свертываются в трубочки, исходит сильный и пряный запах. К аромату вянущей березы примешивается запах различных цветов и травы, которую разбрасывают по полу.

Еще в первые века христианства возникло благочестивое обыкновение приходить сегодня к обедне с цветами. Поэтому мы не увидим в церкви ни одного человека без букета, цветка или веточки. Розы и фиалки, ландыши и лилии — цветы садовые, лесные и луговые, привезенные из южных областей или здешние, в бутонах и уже начавшие осыпаться. Куда ни кинешь глазом — всюду цветы, цветы. С ними стоят пожилые богомольцы, которые предпочитают уже по возрасту темные и строгие одежды, — их принесли молодые женщины и девушки, одетые в яркие, нарядные платья. Перед самой солеей столпились как обычно дети, юные и чистые, как только что распустившиеся цветы; каждый из них держит свой букет с известным достоинством.

Что же означает сей замечательный обычай? Очень многое для православного. Мы верим в животворящую силу Святого Духа, в Его дар возрождать все существующее. И где еще, как не в окружающей нас природе, мы можем столь наглядно убедиться в действенности благодати Божией. Какое удивительное превращение наблюдаем мы вокруг себя из года в год? Вот январь с его морозами и короткими днями, когда солнце уже в четвертом часу клонится к западу. Какая глубокая тишина царит в лесу! Никаких признаков жизни: лишь из-под больших пластов снега одиноко торчат оголенные веточки кустов. Кажется, что природа оцепенела навсегда, как покинутое душой человеческое тело.

И вот на смену стуже и буранам приходит, наконец, теплый солнечный май. Исчезли бесследно снежные покровы: на их месте зазеленели по лугам и склонам холмов бесконечные ковры разнообразнейших растений. Невозможно узнать и кусты сирени, растущие в церковной ограде — до такой степени преобразились они за короткий срок. Резко очерченные, слегка глянцевитые листочки покрывают их теперь с верху до низу. Легкий ветерок раскачивает на их вершинах красивые гроздья — соцветия и уносит с собой нежнейший запах. Произошло таинственное обновление растительного царства.

Истинно сказано в молитве: «От Духа Твоего на плоть всякую, якоже рекл еси, богатно излиял еси...»

Когда на наших глазах меняется так дивно Божий мир, когда с каждым днем преумножается его поразительная красота, тогда и нас самих касаются живительные струи. Стоит подняться рано поутру, как чувствуешь себя преисполненным новых сил. Мы движемся быстрее, улыбаемся чаще, ощущаем необычайное упоение трудом.

Таким образом, слова молитвы Св. Духу — «Иже везде сый и вся исполняяй» — конкретизируются для верующего в цветении материи и душ. Поэтому мы и несем в храм цветы, как вещественное доказательство нашей веры и радости.

...Во время вечерни (ее принято служить вслед за Литургией) появляются изящные букеты и в руках священнослужителей. В некоторых букетах выделяются белые цветы в форме большого колокольчика с фиолетовым дном и бархатной поверхностью лепестков — я любуюсь их изумительным строением и вспоминаю дивное речение Спасителя: «Посмотрите на полевые лилии... Говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них» (Мф. 6, 28—29). Не Божественная ли сила превратила горошинку — семя в такой шедевр творения, не Бог ли одевает и питает любую травинку? Кто, кроме Него, «вся премудростию сотворил»?!

...На амвоне, преклонив колена, громко и внятно читает священник три особых молитвы. Маленький столик, где помещается богослужебная книга, усыпан звездочками свежих листьев клена. Опустились на колени и все присутствующие, внимая проникновенным словам. «...Приими нас, припадающих Тебе и вопиющих: ...к Тебе привержени есмы от чрева матери нашея, Ты еси Бог наш... Призри с высоты святыя Твоея, Господи, на предстоящие люди Твоя, и чающие еже от Тебе богатые милости...». И мы веруем непреложно, что Вседержитель, «просветивыи день светом солнечным и нощь уяснивый зарями огненными», внемлет сему молению нашему, соблюдет нас силою Своею и избавит от всякого обстояния.

Глядя на притихшую в благоговении массу людей, еще и еще раз убеждаешься в том, какую полезную деятельность осуществляет Православная Церковь, неустанно направляющая наши помыслы и усилия к самосовершенствованию, на служение обществу и ближнему своему. Воистину наитие Св. Духа, испрашиваемое за каждым богослужением — «прииди и вселися в ны», — происходит незримо на предстоящих и молящихся...

Г. А.

Система Orphus