ДЕНЬ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ

По воскресении Своем Христос много раз являлся ученикам, беседуя с ними, «...и сказал им: так написано, и так надлежало пострадать Христу и воскреснуть из мертвых в третий день» (Лк. 24, 46) «и проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима» (Лк. 24, 47).

Чтобы возвестить всему миру об избавлении от вечной гибели, об искуплении Богом, Его святою кровью, человеческого рода, Спаситель посылает учеников.

Совершив дело спасения нашего, и возносясь от земли на неоо, Христос завещал апостолам быть вместе, не расходиться из Иерусалима и ждать Духа Утешителя.

«....Я пришлю обетование Отца Моего на вас, вы же оставайтесь в Иерусалиме, доколе не облечетесь силою свыше» (Лк. 24, 49).

В пятидесятый день от Воскресения Христова, когда все они находились вместе на молитве, Дух Святой сошел на них в виде огненных языков, и апостолы получили дар проповедничества и силы для несения подвига апостольского служения, неизбежно связанного с большими трудностями, лишениями и гонениями.

Осененные силою свыше, по наитию Духа Святого, они начали говорить на языках многих, так что речь их была понятна людям, говорящим на разных языках, и дивился народ, слыша слова обращенной к ним проповеди каждый на родном их наречии.

Впервые апостолы начали говорить перед народом о Христе, как о Боге приходившем на землю ради нашего спасения, призывая уверовать в Него. Уже не было у них страха перед преследованиями и гонениями. И апостол Петр, по человеческой немощи, отрекшийся от Своего Учителя из страха подвергнуться Его участи, теперь свидетельствовал о Боге, как самый преданный и пламенный ученик Христов.

Слова проповеди западали в сердца людей.

Вероятно, что среди них были те, которые не уверовали в Христа, как в Сына Божия, когда Он Сам ходил по земле и учил народ, или усомнились в Его божественности и всемогуществе, видя Его висящим на кресте, уничиженным, страждущим, умершим и погребенным и только позднее обрели веру, став более готовыми к восприятию Истины Божией.

В тот день уверовали и крестились около трех тысяч человек.

С этого дня образовалась и начала свое существование Церковь Христова Имя Божие стало проповедываться и далеко за пределами Иерусалима; глаголы Нового Завета проникали все дальше и дальше.

«Во всю землю изыде вещание их, и в концы вселенной глаголы их».

Нелегко было тогда проповедывать: языческий мир, огрубевшим в своих заблуждениях, недружелюбно встречал проповедь о правде Божией.

Укрепляемые Духом Святым апостолы шли повсюду с проповедью Святого Евангелия, неся свет Христова учения миру, как завещал им Спаситель.

Проповедь галилейских рыбаков имела великую силу, потому что они исполнились благодати Духа Святого, умудряющего и воодушевляющего на высокое апостольское служение.

Благодать Духа Божия животворящего, все собою наполняющего, «сокровища благих и жизни подателя», проникает в человеческую душу, способствуя ее просветлению.

Богатство духовных сокровищ преумножается в душах и при содействии Духа Святого в них пробуждаются и возрастают святые стремления и чувства.

Люди стали воспринимать веру уже не в силу очевидности, но по внутреннему чувству, которое заложено в человеке, составляет его духовную сущность, порождает в нем желание святого и высшего; обращает к светлому началу.

Не это ли внутреннее чувство святого и высшего над нами привело св. великомученицу Варвару, воспитанную в семье с языческим мировоззрением, но, как мы знаем из ее жития, любившую вглядываться в звездное небо, — к вопросу о том, кто создал эту красоту? и заставило ее искать и привело к истинному Богу, уверовав в Которого, она не пожелала отречься от Него и пошла на мученическую смерть.

История развития христианства может дать множество примеров пробуждения в человеке духовных запросов их возвышения, перерождения человека, победы в нем светлого над мрачным, доброго над злым.

Влияние Христова учения наложило свой отпечаток на духовный облик и на внешнюю жизнь человечества.

От Дня Святой Троицы началась проповедническая деятельность апостолов, распространивших христианскую веру и весть о Истинном Боге и о земном подвиге Спасителя, давшего нам дивную радость Светлого Христова Воскресения. И хотя пасхальные песнопения прекращаются с отдания Пасхи, но ее незаходимый свет, воссиявший над миром, отражается и на последующие дни, на всю нашу жизнь. В течение всего года воскресный день напоминает нам о том.

Все, что совершил Христос, живя на земле, увенчано славой, величием и обаянием святости.

Бог не оставил мира, но послал Духа Утешителя, через Которого исходит благодать Божия, одухотворяет, живит, обновляет духовное естество человека, вселяя и укрепляя чувство веры, которое, как проявление жизни бесплотного духа, не ищет вещественных доказательств, освязаемых руками или видимых телесными очами, но действенно в нас, ибо дает пережить глубокую духовную радость, что составляет лучшее в нашей жизни.

Чувство веры, ее радости доступны людям различного культурного уровня и занимаемого ими общественного положения, — это достояние всех людей, и только отчуждение от Бога может умертвить в душе ее природную потребность.

Собравшись в храме на молитву, с радостным трепетом мы преклоняем колени перед Богом, прославляя Его и прося, чтобы Он послал нам Духа Святого, посетил наши души Своею благодатию, направил к добру нашу волю, просветил сердце и разум.

Но, чтобы не заглохла в нас духовная жизнь, мы должны стремиться к источнику ее — к Богу мыслями, чувствами, делами и всей жизнью.

Потому что «Бога без Бога познать невозможно». И если мы будем искать Его при помощи Божией, наша душа познает Господа. Но всякое познание бывает плодом изучения и участия чувства любви, которое служит побудительной силой к достижению намеченной цели.

Известно также, что силы и способности как физические, так и духовные могут развиться и вырасти, если прилагать к тому усилия, или заглохнуть при нашей беспечности.

И подобно тому, как человек, углубляясь в изучение избранной им науки, все больше открывает в ней сторон для познания и сокровищ, глубже сознает и убеждается в ее значении, тем с большей любовью посвящает ей свою жизнь, — развитие духовное открывает человеку бесконечное множество сторон для познания святого и совершенного. Оно обогащает внутренний мир человека нетленными сокровищами, наполняет неотъемлемой, непреходящей радостью. Приводит к счастью не только одним рассудком, но чувством познавать и ощущать веяние высшего, одухотворяющего святого начала в душевных движениях, в чистых переживаниях сердца, в способности мышления, в достижениях науки, в великодушном поступке, в чуткости какого-либо человека, в красоте Божьего мира, — это чувство, проникая в душу, оживляет ее силы, озаряет и разум.

Чтобы живо воспринимать святое, надо искать общения с Богом — через молитву, добрые дела стремиться к Нему.

Только святое и достойное дает великое удовлетворение, возвышает душу, составляет подлинное счастье, придает содержательность, глубокий смысл и значение земной жизни.

Ведь когда мы, хотя бы только слышим о прекрасном, святом и высоком: будет ли это пример созидательного, в любой его области, труда человека, отдающего все свои дарования и силы на бескорыстное служение Родине на общее благо; светлый ум, направленный на изыскания новых и новых путей к улучшению быта, наибольшего облегчения и рационального использования человеческого труда, или чистота души, доброта и чуткость во взаимоотношениях людей, заставляющая оказывать моральную и материальную помощь друг другу, проявлять милосердие, принимать участие в чужом горе с тем, чтобы разделить и облегчить его, — тогда мы испытываем радость жизни. Точно также как при известии о совершившемся злодеянии, при столкновении с грубостью, эгоистичностью, нежеланием человека сделать что-либо доброе — исчезает в нас жизнерадостность.

Человеческая душа живо, непосредственно ощущает как веяние святого и доброго, так и гнетущую тяжесть зла и порока.

Спаситель и призвал людей к борьбе с порочностью, к отрешению от греха, к служению доброму и святому, зная, что человек не будет знать истинного счастья, уступая дурным наклонностям, отстраняясь и оставаясь в стороне от святого и достойного, что влечет к себе нашу душу, является ценнейшим и нетленным сокровищем, обращает к Богу. Он оставил закон добродетели — Евангельское учение, следуя которому человек может достичь совершенных, неотъемлемых радостей вечной жизни. Вместе с этим Господь даровал людям и великое милосердие и Свою помощь на пути к Нему.

Говоря о чудесах, совершенных Спасителем, св. апостол Иоанн Богослов, заканчивает свое Евангелие словами:

«Многое и другое сотворил Иисус; но, если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг».

И как явленные Господом миру чудеса, так и милости Его неисчислимы и неисчерпаемы и влияние Его божественных глаголов, воскрешающих душу, дающих ей мир и покой и радость о Господе, велико и необозримо.

Не говоря уже о сонмах святых, из которых житие каждого составило бы целую книгу, повествующую о чудесном возвышении человека от земного до небесного, о благодатном действии на душу слова: Божия, невозможно также охватить и перечислить милостей Его к нам и радостей, какие Он посылает: светлые волнения, переживаемые нами в храме за богослужениями, в часы молитвы, в моменты созерцания красот природы, ибо «небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь».

Пышно расцветшая природа, ее богатое убранство, каждый отдельный цветок умилительно прекрасен и напоминает слова Спасителя, сказанные Им о красоте полевых лилий: «... и Соломон во всей славе своей не одевался так, как каждая из них».

Бог создал красоту, все прекрасное, вложил в нас живую душу, осветил земной путь Своим Божественным светом, дал нам храмы святые, где мы вновь и вновь переживаем священные события, где стоим сейчас перед святыми образами, украшенными зелеными ветвями молодых берез,— нашего родного северного поэтического деревца,— через листву которых приветно мерцают лампады, и благодарным сердцем славим Бога и вместе со всеми поем:

«Благословен Ты, Христе Боже наш, соделавший рыбарей мудрецами, ниспославши на них Святого Духа, и через них уловивший вселенную (привлекший к вере). Человеколюбец, слава Тебе!».

Н. Васильева

Система Orphus