В миру архиепископ Лука известен как профессор Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий, получивший Сталинскую премию 1-ой степени за свои медицинские научные труды: «Очерки гнойной хирургии» и «Поздние резекции при инфицированных огнестрельных ранениях суставов».
Такая высокая награда свидетельствует о чрезвычайно глубокой и сложной хирургической работе профессора Войно-Ясенецкого. Окончив осенью 1903 года Киевский университет, Валентин Феликсович может праздновать в этом году свой сорокапятилетний юбилей медицинской деятельности. Но здесь, на страницах «Журнала Московской Патриархии», нам хочется отметить его другой славный юбилей — двадцать пять лет архиерейского служения.
Пастырскую деятельность, не оставляя своей работы врача и профессора, Валентин Феликсович начал в 1921 году, приняв сан священника. В это время ему было уже сорок четыре года. В 1923 году, после пострижения в монашество под именем Луки, он был хиротонисан во епископа Ташкентского и Туркестанского.
Осенью 1942 года Преосвященный Лука был возведен в сан архиепископа и назначен на Красноярскую архиерейскую кафедру.
В начале 1944 года был переведен в епархию Тамбовскую и Мичуринскую.
В марте 1945 года, во внимание к архипастырским трудам и патриотической деятельности, архиепископ Лука, в числе других, был награжден Святейшим Патриархом Алексием правом ношения креста на клобуке.
В мае 1946 года Преосвященный Лука назначается архиепископом Симферопольским и Крымским.
Таков краткий послужной список юбиляра.
Но в столь значительную дату, как двадцатипятилетний юбилей архиерейской деятельности, хочется сказать нашим читателям о духовном облике архиепископа Луки и напомнить многие факты, которые достойны быть отмеченными в жизни любого архипастыря.
Несмотря на то, что Преосвященный Лука вступил на путь церковной деятельности в возрасте, когда человек уже привыкает к самостоятельным решениям и обычно больше всего считается со своими желаниями, несмотря на то, что к этому времени Владыка имел большие заслуги и почетные звания в своей светской деятельности как профессор и прославленный хирург, — Преосвященный Лука добровольно и с глубокой верой принял постриг всецелое посвящение себя Богу. Отныне воля вышестоящего духовного наставника стала для него непререкаемой.
Не надо думать, что для такого богатого чувствами, мыслями и желаниями человека, как Преосвященный Лука, послушание было делом простым и легким. Но глубокая вера в Промысл Божий научила его ходить стопами смирения и больше заботиться о благе Церкви Христовой, чем об удовлетворении личных желаний.
Высказанное самим архиепископом Лукой мнение о покойном Патриархе Сергии позволяет думать, что почивший Святитель был для Преосвященного Владыки тем идеалом архипастыря, которому он хотел бы подражать. «Людям высокопоставленным часто свойственна величавость, сознание собственного достоинства и превосходства, нервозность в обращении с людьми, — пишет Преосвященный Лука в статье «Памяти Святейшего Патриарха Сергия».— Ни тени этих отрицательных свойств никто не видел в почившем великом Святителе, всегда сознававшем себя рабом Божиим и потому полным смирения. Знаем мы, что такие светлые и благие свойства духа приобретаются только великими подвигами служения Богу и неустанной, ставшей потребностью, молитвой».
Вспомнив мудрость Святейшего, его глубокие и многосторонние знания, «его великое самоотречение и тяжелую жертву, которая оказалась необходимой, чтобы провести корабль церковный по страшным волнам церковной разрухи», архиепископ Лука говорит: «Этот подвиг был возможен только для человека с большим историческим и политическим кругозором, свободного от узкого консерватизма, горячо любящего Родину и свой народ».
И в этом отношении влияние Святейшего было чрезвычайно благотворно для Владыки. Преосвященный Лука стоял на тех же позициях, которые позволили Патриарху Сергию «провести корабль церковный по страшным волнам церковной разрухи», и в период Великой Отечественной войны Владыка показал себя верным патриотом, гражданином, отдавшим все свои силы и знания служению советскому народу. И как архипастырь, и как опытный врач он делал все возможное, чтобы сохранить и дух и тело своей паствы здоровыми, способными переносить тяжелые бедствия войны и победоносно защищать Родину.
Его проповеди и статьи в военный период носят характер страстного и убедительного призыва бороться против агрессора, и ясного понимания источника победы Советского Государства. «Велики во всех отношениях достижения советских народов за двадцать шесть лет. Но самое важное это то, что разрушены все преграды к товарищескому труду, и это товарищеское единение многих миллионов людей и отдельных народов, входящих в состав СССР, впервые достигнутое в истории человечества, имеет огромное нравственное значение; ибо искреннее и глубокое товарищество в труде и жизни приближает людей к великому христианскому идеалу братства и любви», — пишет Владыка в статье «Бог помогает народам СССР в войне против фашистских агрессоров» («ЖМП» № 9,1944).
Несколько по иному развивая ту же мысль, пишет Владыка в № 1 «ЖМП» за 1948 год: «Мы, конечно, совершенно чужды материализма, составляющего идеологическую основу коммунизма, но это не мешает нам видеть все то доброе, полное великой социальной правды, что дал нам наш новый государственный строй, и с чистым сердцем приветствовать его. С радостью, одушевляющей и всех друзей прогресса, приветствуем мы всеобщее политическое равенство, к которому приобщены и многочисленные народы СССР, прежде носившие кличку «инородцев», их огромные культурные успехи: полную эмансипацию женщины, огромный подъем науки, всеобщее бесплатное обучение и великие заботы Правительства об охране здоровья народа».
Служение народу было стремлением архиепископа Луки еще в годы юности. «Огромные силы ума и духа таятся в «простом народе», — неоднократно говорит и пишет Владыка. В своей последней, уже цитированной статье, он утверждает: «Верим, глубоко верим мы, что агрессивные империалистические планы чужды сердцам миллионов «простых людей» Америки и Англии». Величайшим пороком Преосвященный считает жажду стяжательства. «Тем немногим из американского народа, которые дрожащими руками загребают доллары, запачканные кровью, напомним полные истины слова апостола Павла: «Корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям» (Тим. 6, 10). В течение своей долгой и светской и духовной жизни Владыка остается неизменным в своих симпатиях к трудящимся «простым людям», осуждая и большую, как у американских магнатов, и малую корысть.
Нынешние его сопастыри по Крымской епархии хорошо знают эту черту Владыки. И проповедуя, и принимая репрессивные меры, он всячески старается искоренить, в особенности среди духовенства, корыстолюбие. «Великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему; я желал бы лучше сам быть отлученным от Христа» (Рим. 9, 2—3), чем видеть, как некоторые из вас отлучают от Христа, от веры в Него и любви к Нему слабых верою овец стада Христова своим корыстолюбием» — обращается Владыка к своим сопастырям в послании от 30 марта 1948 г. Перечисляя ряд примеров стяжательства священников, он говорит, как строго будет взыскивать с тех, кто свое священнослужение превратит в источник личного обогащения. «Что делать с таким священником? — пишет ов в послании. — Попробую устыдить его, затронуть лучшие стороны сердца его; переведу в другой приход со строгим предупреждением; а если и там не исправится, уволю за штат и подожду не пошлет ли Господь на его место доброго пастыря».
Известно, что сам архиепископ Лука не только далек от всякого стяжания, но много помогает бедным и раздает неимущим. В «ЖМП» № 3 за 1946 г. опубликована его телеграмма И. В. Сталину с просьбой принять 130.000 рублей, то-есть большую часть полученной за медицинские труды Сталинской премии «на помощь сиротам,, жертвам фашистских извергов». И. В. Сталин в теплых выражениях поблагодарил архиепископа Луку.
С большим рвением относится Преосвященный Лука к своим архипастырским обязанностям. Позволю себе опять процитировать частное письмо Владыки: «Верно, конечно, то, что Вы пишете о лечении больных. Но Вы не знаете, как необычайно высоко ценят меня, как духовного врача. Очень многие говорят и пишут (даже отовсюду), что я оживил их духовно, возродил к новой жизни, и в самых трогательных выражения^ изливают свою благодарность и любовь. Они пишут, что, как ни высока моя медицинская деятельность, но архиерейская неизмеримо важнее. Я и сам так думаю».
Любимое дело Владыки — богослужение и проповедь. В молитву и в поучение он вкладывает всю свою душу. Большая страстность и вдохновение звучат в произносимых им словах. Светом истины, которая сияет перед его духовным взором, он старается осветить души своей паствы.
«На кресте воссияло солнце правды, солнце любви, озарившее весь мир светом своим, светом Божественного сострадания, — говорит Владыка в «Слове в Великую пятницу». — И от этого солнца зажглись миллионы, миллионы сердец тех людей, которые всей душой возлюбили Господа Иисуса, в сердцах которых огненными буквами были начертаны слова Его: «Аще кто хощет по Мне идти, да отвержется себе и возьмет крест свой и по Мне грядет».
Избрав себе путь ко Христу, и взяв в руки свои крест архиерейского служения Православной Церкви, Преосвященный Лука несет его со всем подобающим его чину «служением примирению», что означает, по словам покойного Святейшего Патриарха Сергия, «жить не своей особой жизнью, а жизнью паствы, болеть ее болезнью, нести ее немощи с единственной целью: послужить ее спасению, умереть, чтобы она была жива. Истинный пастырь постоянно, в ежедневном делании своем «душу полагает за овцы», отрекается от себя, от своих привычек и удобств, от своего самолюбия, готов пожертвовать самой жизнью и даже душой своей ради Церкви Христовой, ради благополучия словесного стада».
Да поможет Господь и впредь на много лет нашему юбиляру итти этим путем совершенства!
А. Шаповалова