«ВЕЛИЧАЕМ ТЯ»

Люблю храм, залитый светом. Блистают огнями величественные паникадила. Ласково мерцают разноцветные огоньки лампад. В середине же церкви, там, где возвышается на аналое икона прославляемого ныне святого, точно пламенеет большой костер. Десятки свечей, установленных на блестящем круге подсвечника, пылают ярко и дружно, устремляя ввысь потоки лучей. Отблески огней переливаются всюду. Они играют на изукрашенной жемчугом митре Преосвященного и скользят по наперсным крестам сослужащих. Отражаясь в увлажненных от дыхания оконных стеклах, они будто горят еще где-то в тумане, далеко за стенами храма. Они вспыхивают один за другим на разных иконах и на парче облачений. Какое удивительное многообразие огней! Православный человек, переступая порог церкви, охватывается волнами света и тепла, потоки звуков и благоуханий порождают в душе множество глубоких и тонких ощущений.

Сегодня православные русские люди чтут пресветлую память Святителя Николая, архиепископа Мир-Ликийских. Это был один из величайших христианских праведников, муж благолюбивый, сострадательный, мироблагоухавший— как именуется он в песнопениях — добродетельми. Поэтому и ликовствуют днесь духовно все празднолюбцы, что спасения нашего ради дан нам от Господа столь «великий заступник и теплый в бедах обретающимся», «молебник крепкий», «приницаяй к немощным прошениям», «всю вселенную назирающа и вся обидимая избавляюща».

Тесными рядами стоят верующие. Сколько различных по своему возрасту, образованию, общественному положению людей стеклось под эти священные своды?! Одни из них молоды, полны сил и здоровья. Вот усердно крестится женщина лет двадцати пяти, со свежим и раскрасневшимся лицом. Неподалеку от нее видна молоденькая девушка с туго заплетенными черными косами и блестящими от волнения глазами. Жизнь других, как солнце в полуденные летние часы, медленно клонится к закату. Около колонны молится пожилой интеллигентный мужчина в добротном черном пальто. Его поседевшая голова чуточку склонена набок, и по лицу разлито выражение задумчивости. Единство веры собрало их всех: стареющих и юных, еще беспечных или глубоко озабоченных, под кров Дома Божия.

«Исповедуйтеся Богу Небесному, яко благ, яко ввек милость Его».

Наступает самая прекрасная минута прославления угодника, чье имя необычайно почитается во всех уголках земного шара. В городках Малой Азии, где много веков тому назад жил этот редкостный добротворец, приходивший тайком ночью к жилищу бедного семейства, чтобы кинуть в окно мешочек с монетами и поспешно удалиться. В небольшом итальянском порту на побережье Адриатического моря, куда были перенесены впоследствии мощи Святителя. В русских селениях, живописно раскинувшихся по берегам красавицы-Волги, где с незапамятных времен, чтут рыбари покровителя плавающих. Какие дивные молитвы сложила Православная Церковь в его честь! Вот одна из них, где глубокие по смыслу слова сочетаются друг с другом в тонкотканное кружево: «В Мирех живый чувственне, иерарше, миром разумно духовным явился еси помазан, отче Николае. Темже миры чудес твоих мир облаговонил еси, миро приснотекущее проливая, мирными твоими благовонными словесы, и памятию твоею!».

Необычайно трогательно ублажают верующие святого, столь поревновавшего о чистоте православия, «потребителя Ариева»! «Величаем Тя...» запевает на несколько секунд раньше других звучный бас протодиакона. В начатую фразу тотчас же вплетаются голоса остального духовенства, а еще через какое-то мгновение слышен уже могучий хор сотен голосов «...Святителю отче Николае...». Вряд ли в плотной массе верующих, которые заполнили ныне все уголки храма, найдется в этот момент человек, остающийся с сомкнутыми устами. И не потому только, что очень проста эта молитва для запоминания, что очень часто слышим мы ее за церковной службой, и эти выразительные слова навсегда отпечатались в нашем сознании. А в силу того, что общее пение захватывает всех предстоящих и увлекает их в один мощный поток. Короткий обычно текст величаний в то же время весьма разнообразен. Часто приходится наблюдать, как молящиеся с радостью вовлекаются в пение, но вскоре многие из них умолкают за незнанием слов. Все равно они не могут быть равнодушными даже и в таком случае. Они подпевают концы фраз, отдельные слова, но никто не в состоянии молчать. Это всенародное пение, мощное, стройное и проникновенное вдохновляет любого из присутствующих. Можно не сомневаться также, что из богатого многообразия величаний все от мала до велика знают величание Святителю. Поэтому и поет каждый голос, звонкий и тусклый, мелодичный и заурядный.

«...И чтем святую память твою...». Какое волнующее пение! Какая теплота звучания! Самый изысканный хор певцов-профессионалов не может так поразить слух, так растрогать душу, как поющая толпа обыкновенных богомольцев. Кто не наполнен сейчас избытком чувств?! Поглядите на лица молящихся. Как они взволнованы, как радостны, как хорошеют они во время такой всепокоряющей молитвы. В этот миг верится особенно сильно, что мы — дети Единого Огца, что Бог создал нас полноценными существами, вложил в наши души стремление к добру и совершенствованию. Человеческая душа по природе своей христианка — правильно отметил еще в начале нашей эры один из римских писателей. Разве не высшим наслаждением нашей земной жизни является любовь человека к ближнему, делание ему добра? Разве не таким представляли себе идеал богоугодного жития святые наши Православной Церкви, избравшие, как «вещей истину», пламенную любовь к Всевышнему, кротость и благодушие в отношении к окружающим. Вот и сей мудрый старец с ясным и немного печальным взором, чье священное изображение мы отличим сразу из многих других, жил только затем, чтобы благодетельствовать окружающим. «Подражатель преизряднейший твоего Владыки быв, ...положил еси душу твою о людех твоих». Вот другой «питатель вдов и отец сирот, помощник сущим в скорбех» — Спиридон, епископ из Тримифунта, кто всегда держал деревянный ящичек с собственными сбережениями открытым для всех нуждающихся. Поэтому и чтим мы этих угодников, как «правило веры», стяжавших своим смирением и добродетелями «высокая и богатая» в Царстве Небесном. Но как же мало подражаем мы, тщеславные и корыстолюбивые, таким неутомимым добротворцам! Какие звериные повадки являем повседневно в отношениях между собою! Заботимся в ущерб другим о собственном благополучии, злословим и оскорбляем подобных себе, завидуем ближнему и стараемся досадить ему.

Можно увидеть сейчас в храме множество плачущих людей, и люди не стыдятся своих слез. Чем они так расстроены, что комкают в руках платки и часто подносят их к глазам? Эти слезы рождены раскаянием верующих в бесконечных грехах. Наша православная религия и замечательна именно тем, что она обладает изумительными животворящими свойствами обновлять и облагораживать души верующих. В подтверждение этой истины можно привести не мало примеров. И отнюдь не надо обращаться к житийной литературе, изобилующей ими: достаточно каждому из нас лишь слегка перелистать свое прошлое. Кто из нас православных не испытал на себе хоть единожды в жизни благотворного влияния нашей прекрасной веры?!

«...Ты бо молиши за нас...». Грехи наши омерзительны. Нет им числа, и не было бы им прощения. Не было бы, если бы не неизреченная благость Господня. В разные века и в различных странах явил Он миру праведников, которые были «образами кротости» и «воздержания учителями». Словом и делом назидали современников избранники Божии. Но веруем мы горячо, что и по смерти своей не оставили они нас сирыми. Угодивши Творцу, обрели они от Него великий дар предстательствовать за грешное человечество, за каждого из малых сих. И только их теплое заступничество спасает нас от справедливого возмездия, которое должен был бы обрушить на обитателей земли Всемогущий. «Господи, — взывает Церковь от имени всех ее чад в одной ежедневной молитве — еще не быхом святыя Твоя молитвенники и благость Твою, милующую нас, како смели быхом, Спасе, пети Тя...».

Какими действенными ходатаями за нас неустанно предстоят Христу Его Пречистая Матерь и весь сонм богоугодивших мужей и жен! Мы ощущаем их теплые молитвы в самых всевозможных случаях. Вот любящая мать, терзаемая над колыбелью ребенка, снедаемого тяжелой болезнью и мечущегося в жару. Одно, другое, третье — не помогают выздоровлению испытаннейшие врачебные средства. Бессильная облегчить муки младенца, невыразимо страдает и сама мать. И вот, когда как будто потеряна всякая надежда на спасение, женщина бежит в храм, припадает со слезами к прославленному образу угодника и пламенно молит его о помощи. И, сколько раз наблюдаем мы в жизни, совершается казалось бы невозможное: обреченное дитя становится здоровым, вновь бегает и играет, радуя нежное материнское сердце. Не потому ли так ярко пылают сегодня свечи перед иконой чудотворца, что мы всегда прибегаем к нему в бедах и благодаря его заботам получаем от Господа просимое.

«...Христа Бога нашего!» Неохотно умолкают поющие. Чувствуется, как любят православные русские люди такое пение, когда каждый, нимало не стесняясь окружающих за свой слабый или не очень музыкальный голос, из глубины сердца прославляет Господа или избранных Его. Теперь величание повторяется на обоих клиросах, а над головами молящихся словно плывут огни. Любим мы и этот прекрасный момент, когда священная процессия обходит весь храм. Прокладывая путь шествию, стремительно движется трикирий. За ним немного выше остальных передвигается огонек массивной дьяконовской свечи. Позади Преосвященного, совершающего каждение, следует дикирий. Огни то продвигаются вперед, то останавливаются и склоняются попеременно на обе стороны. Долго провожают взором богомольцы величавую фигуру иерарха.

Освятив весь храм, владыка вновь водворяется на кафедре. «Аллилуия, аллилуия...» начинает опять духовенство. С прежней силой и проникновенностью поет вторично вся церквь. Кажется, что еще согласнее и трогательнее звучат эти немногие слова. Сотни уст, как единые уста, с упоением произносят нараспев славословие чудотворцу. Все сердца, как единое сердце, отверзлись для напоения их живительной благодатью, которая так ощутительно изливается на нас в храме. Вот они целебные воды нашей спасительной веры, ради которой по глаголу Его и невозможное претворяется в действительность! Как сближает и роднит нас духовное общение в храмах, когда мы всеми своими чувствами убеждаемся воистину, что у нас один Пастырь и спешим во след Ему!

Об этом Добром и Мудром Пастыре с дивной простотой повествует нынешнее евангельское чтение. И мы должны без малейшего раздумья предаться Его Божественному Вождению, ибо пленительная Рука Христова зовет нас итти по стезе добра и любви к ближнему, ибо только этот светлый путь ведет в небесные чертоги, ведет к вечному блаженству пребывания с Богом. Неужели мы останемся безумцами, лишающими себя сами такого вожделенного удела? И как мало требует от нас Промыслитель за столь бесценные блага, требует только творить добро друг другу! Разве это невозможно, разве это так трудно?

Пусть перед нашим мысленным оком всегда красуется лучезарный образ пламенного добролюба и неутомимого доброделателя — Святителя Николая. «Вострубим трубою песней, взыграем празднственная, и ликовствуем радующеся» тому, что Святая Церковь явила нам как путеводную звезду такое сокровище духа. Наполненные горячим желанием сделаться лучше и чище, обратимся к «Миколе милостивому» (как называли угодника наши далекие предки) со словами: «Предстатель истинный верно просящих твоего защищения, моли Бога о нас!».

Г. А.

Система Orphus