«Смерти празднуем умерщвление...иного жития вечного начало...»
(Из Пасхального канона)
Глубока была скорбь, велики были мучения Апостолов, посрамленных в дни крестных страданий и смерти Спасителя в своих мечтах и в надежде на земную славу Учителя — Мессии и исполненных печалью и горем о Нем — Самом, поруганном, распятом, умершем...
Но вся скорбь, все мучения Апостолов были слабым подобием духовных мучений Господа Самого, Душа Которого была прискорбна до смерти в эту ночь, и на Кресте, среди жесточайших телесных страданий, терзалась невыносимой тяжестью сознания подъятого на Себя бремени греха мира.
Мы знаем, что густые облака глубокой скорби и мучительной печали, нависшие над Голгофой, рассеялись от светоносных лучей Христова Воскресения.
Вместе с отваленным Ангелом камнем от двери гроба Господня был отнят тяжелый камень скорби и безнадежного отчаяния от плачущих и рыдающих, и сердца Апостолов исполнились радостью и веселием.
Этой радости и веселия сердца — жизнерадостного, как бы на орлиных крыльях полета духа, Христос Спаситель желает и каждому верующему в Него, когда говорит в Евангелии: «да радость Моя в вас будет, и радость ваша исполнится» (Иоан. 15, 11).
О даровании каждому из нас этой радости и веселия сердца молится и любящая нас Мать-Святая Церковь, заканчивающая Литургию Златоуста такою молитвою священника: «Христе Боже... Исполни радости и веселия сердца наши», и эта животворная радость, имеющая свое начало в радости Христовой, вливаясь в души плачущих и болезнующих, восстанавливает гармонию их сил, молодит их для труда и делает сильными к несению возложенного на них Промыслом Божием креста скорби.
Псалмопевец Давид, имея в виду такое благотворное действие силы Божией на душу человеческую, выразился в 102 псалме своем: «обновится, яко орля, юность твоя». По верованию древних народов существовала такая чудесная птица, видом похожая на орла с красными и золотыми перьями, сиявшая, как лучи солнца. Эта птица (называвшаяся «феникс»), достигнув глубокой старости (500 или даже 1500 или 7000 лет жизни), сжигала себя на костре из пряных кореньев и вылетала юной из пепла. Это то верование древних народов и вспоминает Псалмопевец Давид в приведенных словах: «обновится, яко орля, юность твоя». В этих словах Псалмопевец обещает человеку, чтущему Бога, что к нему в старости вернется опять юность, как той баснословной птице, как орлу-фениксу.
По внутреннему религиозному опыту христиане должны знать, что в духовной природе Христос — это Вечная Весна, вечно зеленеющая в созданном им Вертограде, Животворная Лоза, превращающая всех прививающихся к ней из ветхих в новых, делающая, следовательно, возможным, исполнимым обещание Псалмопевца о возвращении человеку юности и осмысливающая предание древних о существовании птицы, рождающейся из своего пепла.
Мы умираем потому, что отравленная микробами греха наша духовнотелесная природа теряет полноту своих жизненных сил: ослабленная грехами душа не может удержать распадающуюся связь элементов организма, не может охранить его от смерти, от разложения.
Христос, во всем подобный нам кроме греха, выявил в Себе образ истинного человека во всей силе его совершенства. Даже при искушениях (Мф. 4,3—10) Он не дал проникнуть в дух свой отравляющим микробам греха, отсюда и телесная природа Его отличалась крепостью.
На страницах Евангелия мы не видим, что Он когда-либо болел, потому что болезни по Его же определению при исцелении расслабленного были следствием греха. После целодневной проповеди Он нередко бодрствовал всю ночь на молитве. После Гефсиманского подвига-борения, сопровождавшегося молитвой до пота кровавого, Он еще в продолжение 15 часов испытывает оплевания, биения, заушения и крестные муки. Он имел бессмертную природу, потому что Божественное определение нашим праотцам: смертию умрете было наказанием за грех, к которому Он не был причастен... И естественная смерть никогда не постигла бы Его... Все болезни, бичевания и муки распятия были причинены Ему, как нашему Искупителю, как Агнцу Божию, вземлющему грехи мира, насильственной волей злых людей.
Испив горькую чашу страданий, Христос Спаситель умер. Но для Того, Кто, — повторим мысль словами Владимира Соловьева из его «пасхальных писем», — был беспредельно свободен от всяких внутренних ограничений, от страстей и греха, не мог подлежать каким-либо и ограничениям внешним, не мог быть подчинен и смерти. Его сильный дух управлял всецело телом и непрестанно как бы вливал силу в него, обновляя его жизненные ткани. И этой внутренней животворящей силой духа Своего, Он, как Богочеловек, свободный от всякого греха, препобедил в Себе закон смерти, внесенной в мир грехов и перевел человека в новый вид существования. Господь Иисус, сойдя «доле» во гроб, в третий день воссиял из гроба, прославленный, лучезарный, прекрасный, а потому мы в Светлое Христово Воскресение «смерти празднуем умерщвление... иного жития вечного начало».
В Ветхом Завете рассказывается о видении Патриархом Иаковом таинственной лествицы. Лествица от земли к небу, и ангелы поднимались вверх и спускались вниз. Наверху был Сам Господь. Человеку нельзя было подняться по этой лествице. Но вот один из людей — «Се Человек» — истинный Человек, осуществивший Божье предназначение о духовно-телесном человеческом совершенстве, Богочеловек Иисус Христос поднялся по лествице вверх... вознесся на небо.
Что это значит? Евангелие вовсе не хочет сказать, что Господь вознесся в какую-то определенную воздушную сферу. Он — Вездесущий наполняет все. Для Него мало неба, мало какой-нибудь зримой нами солнечной системы и ее беспредельных атмосферных пространств. Христос вознесся на небо... Это значит, что Он на глазах Апостолов въявь показал пред ними новое высшее свойство в Своей истинной человечности, победившей смерть.
Если из истории святых и из истории средневековья мы знаем людей, которые еще в этой тленной плоти были способны к частичному препобеждению закона тяжести (преп. Мария Египетская и др.), то в лице Богочеловека Христа человечество перешло мировую грань, вере ступило бессилие своей отяжелевшей от греха плоти. Как Воскресший из мертвых, Победитель смерти, Он стоит выше законов материи, закона тяготения. А с Ним и все люди, ибо Христос Первенец в воскресении, Первенец и в вознесении. В воскресении и в вознесении Первенца людей, нашего нового Адама, мы уже «смерти празднуем умерщвление, адово разрушение, нового жития вечного начало», и видим в них начало общего воскресения из мертвых и последующего затем вознесения на небеса, волею Божественного Промышления отложенных до определенной полноты времен, до конца мира, что для первых христиан в их катакомбах и символизировалось изображением феникса, о котором мы упомянули выше.
Еще до воздушных полетов люди всегда мечтали о возможностях взлета в .видимое атмосферное небо, но Господь показал, что через Него человек может подняться до обителей Отца Небесного (Иоан. 14, 2—3), до горнего мира. Этот мир открыт для него. Он может итти к нему. В этом смысл вознесения. Вознесение — великий зов к горнему небу, к победе над землей. Когда, в сороковой день по Воскресении, Господь наш вознесся в обители Отца своего, во след Ему, в небесную же высь, устремился и весь мир. Все, чем жило человечество раньше, все его ценности, идеалы, боги... постепенно были отброшены. Во Христе прогоркли для мира все его прежние «сладости». Говоря словами церковного песнопения (кафизма Великой Субботы) Христос явился для мира спасительной Весной, под животворными лучами которой и стала расцветать его жизнь, «обновляться, яко орля юность его».
Смерть Христовым Воскресением, хотя и уничтожена, но уничтожена в принципе, потенциально. Еще гидра эта дышет, хотя она при последнем издыхании. Она уничтожится совсем, когда и мы совоскреснем со Христом. Воскресение же это должно произойти божественной силой при содействии духа нашего (Деян. Ап. 2, 32). Для фактического устранения смерти, как разрушительной силы нашей телесной природы, дарованы нам во Христе «вся Божественный силы, яже к животу» (2 Петр. 1, 3), в особенности в Таинстве Причащения, где Господь Иисус Христос соединяет верующих с Собою существенным духовно-телесным союзом, в котором они делаются участниками Его естества и через то заимствуют Его жизнь и силу, зародыш новой и вечной жизни, о чем каждый раз и напоминает нам Святая Пасха своим торжеством победы жизни над смертью и приведенными словами Пасхального канона: «Смерти празднуем умерщвление... иного жития вечного начало».
Протоиерей Александр Смирнов