О НЕОБХОДИМОСТИ ЕДИНЕНИЯ С МАТЕРЬЮ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКОВЬЮ

„Созижду Церковь Мою, и врата адова не одолеют ей“. (Матф. 16, 18)

Бурно волнуется мировой океан людской. На поверхности его корабль Русской Церкви Православной, управляемый умудренным опытом жизни капитаном, направляющим все силы для сохранения в целости и вверенного ему корабля, и многочисленных спутников — пассажиров С глубокой верой и смирением смотрит он на возглавляющий мачту корабля св. Крест Православия и уверенной рукой ведет свое судно среди волн бушующего океана. С грубой бранью и злобой и ненавистью к водителю корабля отделяется от него в утлых ладьях часть взбунтовавшегося экипажа, увлекая за собой и часть растерянных пассажиров, в надежде найти гавань в ином курсе от главного корабля. Проходят дни и ночи... Уверенно и уже более спокойно, преодолевая шторм океана, идет главный Корабль... Уже «без руля, без мачты и ветрил», по воле волн треплются утлые ладьи взбунтовавшегося экипажа. Страх и неуверенность отражают глаза и поведение недавно таких самоуверенных и злобных кормчих, теперь мечтающих только о целости своей жизни. Все недоверчивее смотрят на них утомленные и потерявшие надежду спутники. — Таково, символически, положение теперь в мире нашей Матери Церкви и отколовшихся от нее ветвей церкви «зарубежной». Все более и более духовно отходит в сторону от своих «святителей» паства церкви зарубежной, с недоумением глядя на поведение своих духовных руководителей. Беспредельно смущена душа и рядового мирянина церкви, и рядового священнослужителя, хотя мы, христиане, обязаны твердо знать, что на все Воля Божия и покорно ожидать конечного выявления ее.

По милости Божией мы являемся членами Русской Православной Церкви.

Наша Мать-Церковь имеет тысячелетнюю историю своего русского, национального развития, свои русские источники духовной жизни в богатой, своеобразной, русской душе и свою автокефальную церковно-общественную организацию, исторически возглавляемую Святейшими Патриархами Московскими и всея Руси. Другой Русской Православной Церкви нет и не может быть. Русская Церковь, как исполнительница Божественной миссии, но осуществляющая ее слабыми, колеблющимися силами человеческими, естественно на своем историческом пути испытывала не однажды периоды и высокого духовного подъема, расцвета и благополучия, и периоды духовного упадка.

События последних десятилетий резко отразились на жизни Церкви, вызвав раскол ее на несколько враждебных течений. С одной стороны стоит непоколебимо древняя Российская Православная Церковь, многомилионная по своему составу, со всеми ее богатыми, освященными веками традициями и преданием; она стоит на фундаменте, укрепленном церковно-религиозным опытом, и возглавляется исторической высшей духовной властью и авторитетом Святейших Патриархов Московских. С другой — порожденная болезнью отчуждения от родных истоков религиозных и национальных, так называемая «зарубежная» русская церковь с центром на Грин стрит в Сан-Франциско или в немецком Мюнхене, объединившем все враждебное к Родине и Матери-Церкви... Несоизмеримые величины по своему авторитету и духовным силам!..

Прошло тридцать лет новой жизни русского народа и государства, и почти столько же лет тянется смута и бунт русских зарубежных иерархов против Матери-Церкви Российской. Именно бунт честолюбия и ничем не обоснованной претензии на абсолютную власть, на руководство, так как не только догматических, но даже канонических и церковно-обрядовых оснований для войны с Матерью-Церковью «зарубежные» иерархи не могут выставить в защиту своей грубой, часто неприличной и всегда лукаво-лицемерной полемики и борьбы. И это недостойное отношение к Матери-Церкви истощило ее материнское долготерпение и вызвало на непокорных архиереев справедливую кару, которую определит грядущий суд верховной власти Российской Церкви в лице Святейшего Патриарха и Священного Синода при нем.

Так свершается суд Божий... И в этом суде Мать-Церковь, после долгих попыток вразумления взбунтовавшихся архиереев, только откликается на зов своей паствы, голос которой явно был выражен на Церковном Соборе в Кливлэнде в 1946 году и сначала лицемерно был поддержан архиереями митрополичьего округа, а затем был лукаво отвергнут собором феофиловских архиереев в ноябре 1947 года. Для последнего «мудрого» решения пришлось наскоро прибегнуть к пополнению «собора» новыми силами молодых политиков, одновременно честолюбивых, ласковых и лицемерных, туманно всегда формулирующих свою позицию.

Метод насильственного навязывания решений с верхов церковного управления всему церковному народу потерпел полное крушение, так как в них не было внутренней, духовной правды. Путь репрессий «собора феофиловских архиереев» при решении вопросов высоко-духовных и моральных привел к моральному краху тех, кто им пользовался. Теперь уже некого больше проклинать, запрещать и отлучать, как проклял Митрополит Феофил архиепископа Макария Нью-Йоркского за присоединение к Московскому Патриарху. Весь церковный народ, всю паству в Америке отлучить от Церкви невозможно.

Да и сам «собор архиереев» зарубежной церкви еще раз раскололся на враждебные секции, друг друга ненавидящие. Иерархам американской феофиловской группы предстоит теперь выдержать всю моральную тяжесть Верховного суда Матери-Церкви Российской за асе те тяжкие грехи, которые они совершили за время своего самовольного отрыва от общего, питающего корня Русской Православной Церкви. Чем скорее последует их искреннее раскаяние пред Матерью-Церковью, тем скорее и плодотворнее будут осуществляться все добрые начинания на благо Церкви и всего православного народа в США.

Существенную помощь в этом окажет непосредственная духовная связь с Матерью-Церковью, богатой своим духовным, религиозным опытом.

Тому порукой судьба нашей Матери-Церкви в России, где многие миллионы православных людей, объединенных около своих храмов, начиная со Святейшего Отца нашего Патриарха Алексия до рядового прихожанина в деревне, принимают самое активное участие в творческой созидательной работе Родины.

Пути Господни неисповедимы, но они всегда ведут к познанию Единой Истины. Будем надеяться, что после болезненных переживаний и организационного распада отколовшаяся часть Русской Православной Церкви в Америке найдет свой автономный путь под высшим авторитетом и духовным водительством автокефальной Матери-Церкви, только через которую все ветви ее мощным потоком вливаются в лоно Единой Соборной Апостольской Церкви.

Священник Александр Присадский

Берклей, Калифорния.

28 февраля 1948 г.

Система Orphus