К ПЯТИСОТЛЕТНЕМУ ЮБИЛЕЮ АВТОКЕФАЛИИ СВЯТОЙ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ (1448 — 1948)

В текущем 1948 г. исполняется пятьсот лет с того исторического акта, когда собор русских святителей, по правилам Святых Апостол и Святых Вселенских Соборов, поставил во главе Русской Православной Церкви своего Митрополита, и эту практику поставления и самостоятельного церковного управления положил совершать и впредь. Такое чрезвычайно важное историческое событие в истории Русской Православной Церкви, признанное и одобренное в свое время Святой Константинопольской Церковью и другими Восточными Патриархами, было неслучайным явлением. Фактическому осуществлению автокефалии предшествовала почти пятисотлетняя история Церкви, ясно показывающая рост духовной зрелости Церкви и постепенную нарастающую необходимость изменения церковного управления. Это духовное возрастание Русской Церкви и ее крепость явились теми характерными особенностями, которые обусловили образование независимого существования и управления ее в XX веке.

Проф. Е. Е. Голубинский в своем историческом труде «История Русской Церкви» сказал, что Русская Церковь задолго до святого Митрополита Ионы имела неоспоримое право на автокефалию [1]. Эту мысль подтверждает вся предшествующая автокефалии церковная история. В самом деле, христианство, вся христианская культура, а также духовное наследие великой христианской Византийской державы были перенесены на благодатную почву высокодарованного и имеющего особое глубокое религиозное чувство русского народа. На этой почве в скором времени возросли прекрасные всходы как в осуществлении высоких принципов христианской нравственности, так и в достижении высоких степеней совершенства церковного управления и пастырского попечения о пасомых. На заре русской христианской жизни яркой иллюстрацией к данному положению является выдающийся просвещенный пастырь и истинный последователь Христова учения святой Митрополит Иларион. Далее идет сонм подвижников Киево-Печерского монастыря, который был твердым столпом и борцом за православие и русскую народность. Киево-Печерский Патерик. бывший одною из любимых книг нашего народа, подробно и художественно воспроизводящий высоту нравственных совершенств великих русских подвижников, является блестящим документом, удостоверяющим глубокое понимание Святой Русской Церковью основ Христова учения.

Другим большим доказательством духовной зрелости Святой Русской Православной Церкви являлись многочисленные святые подвижники Святой Восточной Руси, явившие высокие жизненные примеры христианского благочестия. Среди сонма этих молитвенников за всю Вселенскую Церковь, русский народ и государство возвышались особо святой Митрополит Петр, св. Алексий, св. Стефан Пермский — просветитель зырян и великий подвижник и молитвенник за русскую землю Преподобный Сергий Радонежский, который объединил в себе своею жизнью; подвигами и деятельными трудами все лучшие помыслы и стремлений русского народа. Эти страницы величия Святой Русской Православной Церкви не только всегда стояли перед очами нашего русского церковного общества XV века, как яркая иллюстрация духовно-нравственного совершенства ее членов, но и начинали слагаться в стройную систему религиозно-философского характера, получившую свое окончательное выражение в начале XVII в.

Возрастая и укрепляясь духовно, Святая Русская Церковь деятельно помогала возрастанию и русского государства, которое в XV в. начинает укрепляться и выдвигаться на мировую арену. Церковно-исторические обстоятельства с течением времени все тверже и настойчивее требовали личного приближения главы Святой Русской Православной Церкви к церковным и гражданским интересам русского государства и Церкви. Еще в Киевский период ощущалась таковая необходимость, и Русская Церковь собором своих святителей поставила себе Митрополита с последующим благословением Святейшего Константинопольского Патриарха. Так были возведены на Киевскую митрополичью кафедру св. Иларион (1051) и Климент Смолятич (1147). Чем ближе подвигалось время к XV ст., тем ярче обнаруживается эта историческая необходимость самостоятельности Святой Русской Православной Церкви. На Киевском митрополичьем столе мы видим все чаще и чаще русских митрополитов (Митрополит Кирилл II, св. Митрополит Петр, св. Митрополит Алексий), которые по своим личным достоинствам выделяются из однообразного и посредственного ряда митрополитов-греков. Церковное управление Константинопольского патриархата, в связи с угрозой полного завоевания турками Константинополя, к этому времени значительно расстроилось. Вскоре после смерти св. Митрополита Алексия (1378), в течение двадцати лет, чувствовалось замешательство на митрополичьем престоле. За это и последующее время нередко Константинопольский Патриарх поставлял на русскую митрополию в одно и то же время по два и даже по три Митроллита, что сильно волновало русское церковное общество [1]. В таких случаях, по выражению св. Митрополита Ионы «многое лиха и истомы христианству нашея земли починилось». Таковые «замешательства» на русском митрополичьем престоле особенно разразились весьма соблазнительным явлением — назначением грека Митрополита Исидора (1436), убежденного сторонника унии с Римско-католической Церковью и участника Флорентийского собора. Иного исхода, собственно, нельзя было и ожидать, так как в эти последние годы перед падением Константинополя с 1410 по 1453 г. патриарший Константинопольский престол занимали униаты. Такое положение в Константинополе, а также многолетнее вдовство русской митрополичьей кафедры побудило русское церковное общество принять решительные меры и осуществить то, что исторически назрело. Великий князь Московский Василий Васильевич в 1441 и в 1443 гг. пишет две грамоты: Византийскому императору и Патриарху о дозволении русским епископам отныне навсегда самим избирать и поставлять себе Митрополита [2]. Но ни одна из этих грамот не дошла до адресата, так как до великого князя дошел слух, что император и Патриарх перешли якобы в католичество, и он вернул своих послов.

После окончательного своего утверждения на Московском великокняжеском престоле великий князь Василий Васильевич, вместе с русскими святителями начал помышлять о поставлении Митрополита самостоятельно. Со времени кончины Митрополита Фотия прошло 17 лет, в течение которых на короткое время самостоятельным правителем являлся Митрополит Исидор. Из Константинополя ждать было нечего. В Москве слышали, что турецкое оружие и латинская уния обессилили императорский и патриарший престол, что между православными и униатами идет разногласие, что хотя в монастырях и церквах Константинополя, а также на Святой горе держатся святой старины, но в Соборном Софийском храме и придворной церкви воспоминают имя папы. Принимая все это во внимание, а равно и все другие исторически сложившиеся причины, по которым великий князь и русские святители находили нужным избирать и поставлять Митрополита из русских и самими русскими епископами, Собор епископов обратился к церковным правилам и древним примерам Святой Русской Церкви. В них они нашли каноническое обоснование к самостоятельному поставлению себе своего Митрополита, а примеры поставления Святого Митрополита Илариона и Климента Смолятича подтвердили их изыскания. Так, основываясь на этих правилах и примерах, а также, учитывая данное Константинопольским Патриархом благословение на митрополию Рязанскому епископу, Собор русских епископов 15 декабря 1448 г. поставил Святого Иону в Митрополита Киевского и всея Руси.

Так совершился важный исторический акт Святой Русской Православной Церкви пятьсот лет тому назад. Этим актом открывается новая страница в истории Святой Русской Православной Церкви, начинаетя период истории автокефальной Московской митрополии. Отсюда начинается степенный спокойный ряд поставления самостоятельных Митрополитов. В XVI ст. он заменяется Святейшими Московскими Патриархами, управление которых, прерванное двухсотлетним управлением Св. Синода, возобновилось в XX ст. в ответственное для Церкви и Родины время.

Перелистывая страницы славного прошлого в период пятисотлетнего самостоятельного существования Святой Русской Православной Церкви, мы видим, что этот почетный путь, пройденный Ею, начинался Святым Митрополитом Ионою, который как бы сообщил по преемству последующим своим собратиям — святителям Московским — великую ревность по Вселенскому православию, которой он горел всю свою жизнь; он показал пример безбоязненного и стойкого пастыря, как среди княжеских усобиц, так и при великих народных испытаниях во время страшных татарских набегов на Москву; он также первый укрепил связь с многострадальной Константинопольской Церковью после падения Константинополя, оказав ей, от «скудости» своей, помощь. Эти великие проявления пастырского долга, передаваясь по преемству от одного святителя к другому, проявлялись в каждом из них сообразно его индивидуальности. На этом историческом пути мы не найдем ни одного из архипастырей, возглавлявших Русскую Православную Церковь, который изменил бы Вселенскому православию. Наоборот, совершавшиеся церковно-исторические события выдвигали на первый план святителей великих духом и воодушевленных патриотизмом. К таковым историческим личностям можно отнести знаменитого Митрополита Макария (1542—1663), ревнителя величия Святой Русской Православной Церкви, неутомимого и скромного ученого своего времени; Святейшего Патриарха Иова и особенно священномученика Патриарха Гермогена, запечатлевшего верность православию и русской народности своею кровью; Святейшего Патриарха Филарета, возвеличившего Русскую Церковь и особенно Святейшего Патриарха Никона, подъявшего колоссальный труд реформы Святой Русской Православной Церкви. Эти же задачи и подвиги восприняли и современные нам Святители Святейший Патриарх Тихон, Патриарх Сергий и ныне здравствующий Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий. В сложных условиях великих народных сдвигов нашего времени архипастыри проявили деятельность, которая займет на страницах истории Русской Православной Церкви самое светлое место.

Наш настоящий краткий очерк был бы не полон, если бы мы не указали, что эта эпоха автокефалии Святой Русской Православной Церкви прославлена светлыми подвигами многочисленных русских святых, а также расцветом богословской науки, занявшей видные позиции в мировой богословской науке и богатством которой питалось не только наше Отечество, но и весь Православный Восток.

Н. Муравьев

[1] Е. Е. Голубинский, "История Русской Церкви", т. II, стр. 513.

[2] Преосв. Макарий, "История Русской Церкви", т. V, кн. 2 стр. 277.

[3] др. канон. пр. ч 1 стр. 62.

Система Orphus