НОВЫЙ ГОД

Слово,сказанное в Преображенской церкви, что на Преображенской площади г. Москвы

Наступает новый год. Опять начинается новый счет дней с 1 января. Не правда ли, мои дорогие, время, по образному сравнению св. Григория Богослова, это постоянно льющийся поток, который истекает из вечности и втекает в нее? Уходит в вечность 1947 год с тем, чтобы никогда не возвратиться, и, как посланец той же вечности, ему на смену идет 1948 год.

В каждом году дни безмолвно текут за днями, и каждый год безмолвно сменяется другим. Со вне каждый день похож на своего предшественника и своего преемника: он, как и другие дни, имеет свое утро, свои полдень и свой вечер. В этом отношении и каждый год во всем подобен предшествующему и последующему году: имеет свою весну, лето, осень, зиму. Но по своему содержанию не только каждый год отличается от другого года и не только каждый день от другого дня, но и каждый час — от другого часа.

Псалмопевец Давид подметил это своим боговдохновенным умом и в 18-м псалме говорит: «День дню передает речь, и ночь ночи открывает знание» (Пс. 18, 3).

Это значит, что каждый день может что-то передать следующему дню, каждый день имеет свой собственный урок для последующего дня, так же, как и каждая ночь. Тем более это нужно сказать в отношении целого года. Если каждый день имеет нечто поучительное, то тем более уроков дает нам целый год. И когда мы стоим у порога нового года, то хотелось бы, оборачиваясь назад, взять себе для предстоящего пути уроки того года, с которым мы расстаемся.

Чему же мы поучимся у старого года, с которым прощаемся.

Вот мы собрались в храм Божий на новогоднюю молитву и участвуем в этой молитве живые и здоровые. А ведь некоторых из тех, кто в прошлом году встречал с нами новый год, уже нет, — они ушли в вечность. Если это не так заметно среди нас, молящихся в этом храме, где мы не все знаем близко друг друга, то вне нашего храма, конечно, каждый из нас потерял в прошедшем году кого-либо или из своих близких родных, или друзей, или добрых знакомых. Смерть берет к себе не только людей, достигающих наибольшего жизненного предела, но и людей цветущего возраста. Нам не раз приходилось в течение уходящего года видеть и в нашем храме, как один из молодых супругов плакал над гробом своего спутника или спутницы жизни, как отцы и матери с надгробным рыданием прощались со своими взрослыми детьми или младенцами.

А вот мы, живые, имеем радость еще раз молитвенно встречать новый год. Почему мы живы? Что сохранило нас? Может быть наше благоразумие, осторожность в жизни? Конечно нет. Разве те, кто ушел от нас в этом году, были менее благоразумны или менее осторожны, чем мы? Нас живыми сохранила единственно милость Божия, сохранила нашу жизнь любовь Того, Кого святой псалмопевец называет «долготерпеливым и многомилостивым». Быть может, не один раз в этом году смерть заносила над нами свою косу, но рука Промысла Божия ее отводила. И за одно это каким чувством беспредельной благодарности должно трепетать наше сердце при мысли о любви к нам нашего Небесного Отца?! Псалмопевец Давид напоминает нам: «Благослови, душе моя, Господа и не забывай всех воздаяний Его» (Пс. 102, 2). Эти слова должны гореть в нашем сердце пламенным огнем всякий раз, когда мы думаем о милостях к нам Господних.

В глубине своего духа и своей совести каждый из нас пусть вспомнит, сколько проявлений Божией к нам любви видели мы на протяжении этого года. Одних из нас Господь утешал в дни скорби и страданий: и Своим евангельским словом, и молитвой за нас Церкви, и сочувствием друзей; другим в дни материального стеснения каким-нибудь неожиданным путем оказывал Свою помощь; в дни болезни посылал нам облегчение и исцеление; охранял нас в путешествиях и домах от всяких несчастий. Какое чувство благодарной сыновней любви должно заполнять наше сердце в те минуты, когда мы, оборачиваясь на прошедший год, стоим у порога нового года! Вот поэтому наша святая Церковь в новогодней своей молитве призывает всех нас принести благодарение Господу Богу: «Воспою Господеви, благодеявшему мне, и пою имени Господа вышнего».

Не только в этих заботах о нас раскрывалась любовь к нам нашего Небесного Отца. Еще один год мы имели радость и счастье молиться в наших храмах, очищать в них свою совесть покаянием, вкушать божественную пищу из Чаши спасения, питаться в них всей той небесной духовной пищей, какую подает нам Церковь.

За прошедший год мы еще раз в своей земной жизни переживали верующим сердцем все священные моменты земной жизни Господа Иисуса Христа и Божией Матери: мы поклонялись Новорожденному Младенцу, лежащему в Вифлеемских яслях; перед нашим духовным взором предстоял Господь Иисус Христос, принимающий крещение в водах Иордана; духом своим мы встречали сорокадневного Божественного Младенца вместе с Симеоном и Анной в Иерусалимском храме; с трепетом верующего сердца мы внимали беседе архангела Гавриила с Девой Марией в Назарете; мы как бы соучаствовали в восторге той толпы, которая окружала Спасителя, входившего в Иерусалим, с криками: «Осанна!»; мы опять переживали светозарную ночь Воскресения Христова и ликовали душой своей во все дни Святой Пасхи; вместе с апостолами мы созерцали возносящегося Господа; мы прославляли праздник Святой Троицы, украшенный зелеными березками; духовными очами мы видели славу Божию на Фаворской горе; мы окружали и целовали гроб Божией Матери в день Ее преславного Успения; мы радовались вместе со всем христианским миром в день Рождества Пресвятой Богородицы; мы еще раз чествовали Святой Крест в праздник Воздвижения Честного Креста; мы умилялись духом, видя, как трехлетняя Дева Мария, поднимаясь по ступеням Иерусалимского храма, входила в этот храм.

Еще раз в истекшем году нам дано было все это пережить, чтобы своим верующим духом еще глубже почувствовать всю любовь и близость к нам нашего Небесного Отца и нашей Небесной Матери. Это счастье быть под покровом нашей Матери Церкви Господь продлил нам и на этот уходящий год, с которым мы прощаемся.

В первые века христиане собирались на молитву в свои катакомбы по ночам, озираясь по пути туда, боясь преследований; и как, вероятно, они мечтали о том, что придет время, когда христиане будут молиться не поночам и под землей, а открыто в своих храмах. А мы и молимся так, как об этом могли только мечтать первые христиане: в прекрасных храмах, собираясь в них совершенно свободно и открыто, и никто нам не мешает воздавать хвалу Богу и воздыхать перед Ним своим сердцем о нуждах и болезнях.

Какое же это счастье! Кого болезнь или другая причина на время лишает этой радости молиться в храме, тот особенно ярко чувствует, что дает верующей душе наш святой православный храм. Сознание этого счастья углубляет и расширяет силу нашей благодарной молитвы в эту новогоднюю ночь.

Мы приносим сейчас благодарение нашему Господу и за нашу страну: за то, что Господь благословил нас послевоенным миром, за то, что Он ниспосылает Свое благословение на наш мирный труд, за то, что Он даровал нашей стране в прошедшем году богатый урожай. Ведь еще так недавно четыре новых года подряд мы встречали в условиях войны с ее ужасами, которыми эта последняя война превзошла, кажется, все войны, бывшие до нее, вместе взятые. И вот уже три года подряд новый год мы встречаем, наслаждаясь всеми благами спокойной и мирной жизни.

Так пусть же каждый из нас, встречая новый год в святом храме, из глубины своего сердца принесет к ногам Христовым чувство беспредельной благодарности Господу за все. — «Не десять ли очистилось? где же девять?», — сказал Спаситель самарянину, одному из десяти прокаженных, пришедшему поблагодарить своего Благодетеля. Не будем подобны этим девяти! Подражая самарянину, и мы придем к ногам своего Божественного Благодетеля и Отца с чувством благоговейной благодарности.

Но не только этими чувствами наполняется наша душа при встрече нового года. Вот прошел еще один год, и на один год мы приблизились к своему жизненному концу. Наша земная жизнь, и без того короткая, уменьшилась на один год. И что же? Подходя еще ближе к порогу вечности, приблизились ли мы своей душей к тому Царству света и любви, которое откроется для нас за этим порогом? Ведь будущая жизнь не похожа на настоящую. Там все будет чисто, духовно, свято; в той жизни не будет ничего плотского, чувственного. Можем ли мы вступить в эту жизнь, не приготовившись к ней и, может быть, даже мало зная об этой духовной жизни? Что сделано каждым из нас за этот истекший год для приготовления себя к жизни будущего века? Пусть каждому ответит на это его совесть.

Много каждый из нас в своей жизни дает обещаний стать лучше, чище, отказаться от своих застарелых грехов и страстей, научиться молиться, полюбить святое слово Божие, сделать какой-нибудь подвиг или доброе дело во имя спасения своей души. Сколько в нас таких живет добрых желаний, добрых порывов духа! Что же? Исполнились ли наши желания, выполнены ли нами наши обещания в этом уходящем году, поднялись ли мы хоть на одну, даже самую малую ступень над той грешной жизнью, которую мы ведем?

В той жизни, в которую мы вступим через порог смерти, помилованы будут только милостивые; землю духовную наследуют только кроткие; радостями Царства Небесного будут наслаждаться только нищие духом; Бога узрят только чистые сердцем; утешатся после земных страданий и слез только плачущие о своих грехах и немощах. Так что же сделано каждым из нас для того, чтобы хоть в малой мере быть достойными этих радостей будущего века?

Пусть каждый посмотрит внутрь себя испытующим совесть взором, и тогда чувство раскаяния в том, что этот год остался бесплодным для жизни вечной, пусть заполнит его сердце. Мы грешны, мы грязны, мы ленивы и небрежны о своем спасении. Мы равнодушны к этой священной цели нашей жизни земной, и за все это мы должны просить у Господа прощения. В новогодней молитве св. Церковь и зовет нас к этому, когда молится: «О еже простити нам и всем людем Своим вся согрешения, вольная и невольная, в мимошедшем лете зле нами содеянная».

Надо просить у Господа, чтобы Он помог нам в наступающем году крепко утвердиться на той основе, на которой, по словам святых отцов наших, зиждется и растет наша духовная жизнь.

Какая это основа? С чего мы должны начинать в нашем духовном возрастании? Святая Библия говорит об одном из праведников Ветхого Завета — Енохе, что он всегда «ходил перед Богом» (Быт. 5, 24). Это значит, что он всегда живо ощущал присутствие Божие, каждое мгновение был перед всеиспытующим взором божиим, и это удерживало его от греховных искушений и от уныния в скорбях, это его влекло к исполнению Божьего закона.

Какое это драгоценное правило! И оно, по словам наших святых учителей Церкви, должно быть основным правилом духовной жизни каждого из нас. Надо все силы своего духа: ум, мысль, память, воображение, чувства, желания, сердце — все надо ставить как бы перед лицом Всевидящего и Вездесущего Бога. Думаешь ли ты, — думай перед Господом, желаешь ли ты чего-либо, — желай перед Господом, идешь ли ты куда-либо, — иди перед Господом. И кто так всегда видит над собою недремлющее око Божие, тому легче удержать себя и от греховного искушения, и от грешного шага, и от уныния, скорби и отчаяния. Кто так «ходит перед Господом», тот утвердит ум свой в Боге, тот наполнит свое сердце радостным ощущением близости Божией; такое сердце загорится жаждой следовать заветам своего Спасителя, напрягать все силы своего духа, чтобы исполнить Его святую волю, чтобы через эту жизнь со Христом и во Христе навеки соединиться с Ним. Это хождение перед Господом помогает нам рождать и воспитывать в себе все христианские добродетели: гордым помогает делаться смиренными, грязным — чистыми, жестоким и себялюбивым — милосердными и сострадательными.

Ах, если мы еще не крепки в этом хождении перед лицом Божиим, да принесет нам новый год, по милости к нам нашего Небесного Отца, новые силы духа для того, чтобы утвердиться хотя бы на этой первой ступени нашей духовной жизни. Ведь мы должны же, наконец, становиться «новою тварью» по слову апостола, ибо «древнее прошло, теперь все новое» (2 Кор. 5, 17); должны отлагать «прежний образ жизни ветхого человека» с «делами его» (Еф. 4, 22; Кол. 3, 9) и «облекаться в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины» (Еф. 4, 24)!

Когда же мы начнем духовно расти, когда же мы начнем готовить себя к жизни вечной? Вот перед нами новый год нашей жизни. Это новый голос Небесного Отца, призывающего нас к Себе. Но не последний ли это голос любви для некоторых из нас? Кто может сказать, не будет ли наступающий год последним для него? Как страшно злоупотреблять долготерпением Божиим! И из всех страданий, какие переживает сердце человека, самое страшное страдание — это сознание бесплодно прожитой жизни, которую нельзя вернуть.

Да сохранит Господь всех нас от этого страдания! У порога нового года мы просим у Господа Его пренебесного благословения каждому из нас на предлежащий ему путь. Ничто не мешает нам провести наступающий год так, чтобы воспоминание о нем при конце его рождало в нас не скорбь и томление души, а святую радость о Господе. Будем же спасать свою грешную душу для вечности!

Да пошлет Господь в наступающем году каждому из нас и здоровье, и земное благополучие, и — прежде всего — Свою благодатную помощь в наших трудах над спасением своей души.

Митрополит Николай

Система Orphus