О НАШЕЙ АРМИИ

23 февраля 1918 г.— 23 февраля 1948 г.

Много писалось и говорилось о русском солдате, о его мужестве, храбрости, стойкости, самопожертвовании, неподкупности... Много писалось и о религиозности русских воинов, о их любви к Церкви Православной и своей вере. Все эти положительные качества русского солдата были отмечены и нашими величайшими полководцами — Суворовым, Кутузовым, Нахимовым и многими другими.

История нас учит, что когда защищалось правое дело, когда выполнялась исторически прогрессивная миссия нашего народа — побеждали мы.

Вспомним хотя бы войну со шведами (при Петре Великом) и Отечественную 1812 г. Мы защищали тогда не только свою политическую самостоятельность, но и свои идеалы — исторические и религиозные; у нас было тогда единство, сила духа, цель...

Возьмем «севастопольскую страду». И здесь моральная победа осталась на стороне русского солдата. Мы потерпели поражение, но не были побеждены. Поражение потерпели потому, что средневековый абсолютизм Николая 1 доживал последние дни, что крепостничество ослабило наш народ и духовно, и физически, и материально...

В Японской войне 1904—1905 гг. опять-таки потерпел поражение не русский народ, а вся система тогдашнего самодержавного управления. Война же 1914—1917 гг. бесспорно доказала абсолютную неспособность царского режима к дальнейшему существованию. Эту же свою неспособность к правлению и непонимание исторических задач доказало и так называемое временное правительство Львова и Керенского. Старая армия распадалась, ибо ей не за что было бороться.

Нужна была не только совершенно новая политическая система, нужна была и новая армия, которая бы знала, за что и с кем она должна сражаться, чьи интересы защищать. И она создалась. Управление в свои руки взял рабочий класс. Он объединил вокруг себя крестьян, а также и большинство солдат; поставил перед ними ясные жизненные цели, вооружил их идейно. Старая государственная машина была разрушена.

Началась новая эра — эра Советской власти. 23 февраля 1918 г. была организована и новая рабоче-крестьянская армия. И эта новая рабоче-крестьянская власть и ее армия под руководством В. И. Ленина и И. В. Сталина осуществила полный разгром и белогвардейской и иностранной интервенции; заложила фундамент будущего социалистического общественного строя.

А в наши дни Советский общественный строй, Советская Армия под руководством Генералиссимуса И. В. Сталина и его славных сподвижников, приобрели такую политическую, экономическую, культурную и военную мощь, что смогла полностью уничтожить немецко-японский фашизм.

Наша армия — армия совершенно иного типа, чем армии других, в большинстве, капиталистических государств. Наша армия, плоть от плоти и кость от кости всего трудящегося народа, она, буквально, народная армия, впитавшая в себя все последние достижения военно-технической мысли. Она знает, что ее поддерживают все граждане СССР.

Конечно, и наша Православная Церковь поддерживала армию своего государства. Церковь не только молилась (и молится) о даровании победы нашему воинству, не только благословила всех обоих чад на священную борьбу с гитлеризмом, но и многие миллионы рублей дала на различные военные нужды. И словом и делом Церковь, как это было и будет всегда, шла в ногу со всем нашим народом и его вооруженными защитниками. Наши воины сейчас прославлены на весь мир. И это понятно. Надо было видеть горы, скалы, топи, реки, тысячи орудий, сотни танков, самолетов, минометов и т. п., чтобы понять, как много нужно было для победы и физических и материальных и духовных сил. У Советской Армии этот героический духовный подъем порождал сказочные подвиги. Гастелло, Матросов, Панфиловцы, партизаны и партизанки — да разве мало их — известных и неизвестных героев!

Армия наша оказалась непобедимой, ибо она знала с кем и за что боролась. Она защищала и будет защищать:

1) суверенитет демократических и свободолюбивых стран,

2) культуру и цивилизацию,

3) мир между народами и

4) (главное) свою Социалистическую Родину, свое право на труд и образование.

Подумать страшно, что было бы с современным человечеством, если бы не наша доблестная Советская Армия, если бы победил фашизм!.. Ведь армии фашистов и империалистов формируются исключительно для целей нападения, для порабощения народов. Советская же армия служит исключительно целям защиты общенародных завоеваний. Недаром Советское Правительство неоднократно предлагало не только сокращение вооружений, но и полнейшее разоружение всех государств.

И Православная Церковь может лишь молиться, благословлять и приветствовать эти вековечные чаяния человечества, стремившегося к установлению такого порядка, когда «мечи будут перекованы на орала».

Но... сила зла пока еще существует реально, она вооружается до зубов, изобретая все новые и страшные орудия человекоубийства. И, значит, пока еще не все человечество пришло «к единению духа в союзе мира» — необходима сила, реальная сила противодействующая силе зла империалистов и неофашистов. И этой силой является наша доблестная Советская Армия. Она пред всем миром доказала, что вполне может воинствовать «как добрый воин» (1 Тим. 1, 18) и стоять на страже добра, на страже своей Великой Родины. Ведь и «Христово учение требует от каждого своего последователя беззаветной любви к своей Родине и защиты ее от посягательства врага», ибо «любя Родину, служа Родине, защищая Родину, христианин выполняет одно из своих земных назначений» [1]. Христово учение требует также и борьбы со злом (2 Кор. 6, 14; Иак. 4, 7 и др.). И всякие выступления против этой законной борьбы со злом осуждаются Православной Церковью, как противоречащие и букве и духу Христова учения (1 Петр. 2, 13—14; 3, 12; Римл. 13, 3—4 и др.)[2].

Вечная же память нашим героям-воинам, положившим жизнь свою за благо Родины «за други своя».

И пусть хранит Господь Советскую Армию, защитницу мира во всем мире, на многая, многая лета!

Прот. Н. А. Харьюзов

[1] Митрополит Николай. «Слова, речи, послания». 1947 г., стр. 176, 177.

[2] Ср. обращение Поместного Собора Русской Православной Церкви к христианам всего мира. «Известия» 6 февраля 1945 г.

Система Orphus