ИЗ КАЛУЖСКОЙ ЕПАРХИИ

Калуга — древнейший город нашей страны.

В 1626 г. после разорения, вызванного событиями крестьянской войны, польско-шведской интервенции и набегом гетмана Сагайдачного царским дозорщиком и писцом Вл. Плещеевым была произведена опись Калуги. В описи были подробно перечислены церкви, находившиеся в Калуге. Из 27-ми калужских церквей, указанных в описи Плещеева, три значились в «городе», т. е. в деревянной крепости и 24 на посаде.

В крепости, рядом с Троицким собором и церковью Алексия Митрополита, находилась древняя Никольская церковь, которую Плещеев подробно описывает с внутренней и внешней стороны. Из этой записи мы узнаем, что Никольская церковь была построена дядей царя Михаила Романова Иваном Никитичем Романовым.

Это была церковь, которая впоследствии была перенесена на окраину города в связи с генеральной перепланировкой Калуги.

По описи, произведенной в 1685 г. царским воеводою и писцом Иваном Леонтьевичем Полуектовым, Никольская церковь продолжала находиться в крепости. В описи значится церковь с приделом во имя св. Митрополита Филиппа.

С учреждением в 1777 г. калужского наместничества почти вся Калуга была перестроена. Тогда же ряд церквей был перенесен на новое место. В Козью слободу одновременно переносятся две церкви: Рождества Христова из старых Кожевников и Никольская. В 1779 г. вместо деревянной Никольской церкви сооружается новый каменный храм.

Вначале храм не имел трапезы. Шестьдесят пять лет спустя, в 1844 г., была выстроена трапезная и поставлена новая массивная колокольня.

От того времени, когда Никольская церковь находилась в Калужском «городе» — крепости, сохранилась храмовая икона Святителя Николая. Икона заново переписана при поновлении, но она относится к XVII веку и представляет несомненный исторический и художественный интерес, как одна из древнейших икон Калуги, где в то время было развито иконописание.

Кроме этой иконы, представляют большой интерес, как образцы хорошей древнерусской иконописи, иконы: Рождества Христова, на которой изображен ряд событий евангельского повествования о Рождестве Господа Иисуса Христа, и Зосимы и Совватия, Соловецких чудотворцев, с изображением некоторых событий из жития Соловецких подвижников. Эти иконы находятся в Никольской церкви.

В 1907 г. в Николо-Козинской церкви был произведен ремонт. Одновременно храм был расписан стенной живописью и в основу стенописи были взяты фрески Киево-Владимирского собора.

В течение 40 лет храм не ремонтировался. В 1946 г., по инициативе и трудами нынешнего настоятеля храма, прот. Григория Лысяка, был начат ремонт церкви. В текущем году была произведена промывка и поновление стенописи. Очищенные из-под грязи и копоти копии владимирских фресок стали вновь подлинным украшением Никольской церкви.

В связи с окончанием ремонтных работ 29 сентября с. г. в Никольском храме было совершено благодарственное молебствие, которое совершил Преосвященный Онисифор, епископ Калужский и Боровский.

С молитвенным торжеством в обновленном храме совпало знаменательное событие в жизни настоятеля храма, протоиерея Григория Лысяка, — 35-летний юбилей его священства. Это событие отметил в своем слове Преосвященный Владыка, предложив молящимся хранить свой храм и беречь его настоятеля.

В заключение Владыка сообщил, что по случаю исполнившегося 35-летия со дня священства протоиерея Лысяка Григория Климентьевича, он обратился с рапортом на имя Святейшего Патриарха о преподании святительского благословения о. Григорию, после чего последовала резолюция Его Святейшества: «Прот. Григорию Лысяк преподается Божие благословение за его усердные 35-летние труды и доброе служение Святой Церкви».

П. Г. Калужский

Система Orphus