ИЗ ВОЛЫНСКОЙ ЕПАРХИИ

Население Волыни издавна составляли славяно-русские племена. Народ Волыни уже с X века исповедует христианскую веру по восточному православному обряду. И в 992 г., как гласит Ипатьевская летопись, в г. Владимире-Волынском была основана епископская кафедра. Но ни одна область нашего Отечества не пережила столько политической и религиозной борьбы, как наша православная Волынь.

Причиной этого является то, что Волынь расположена на крайнем западе Восточно-Европейской равнины и соприкасается с враждебным Православию и славянству римо-католическим миром, а также с германским народом, с их агрессивной идеологией.

В течение целого ряда столетий история Волыни представляет упорную борьбу за свое национальное самосознание, за свою веру и народность.

Особенно трудное время переживает православная Волынь в конце XVI века, когда после династического соединения Литвы с Польшей, Волынь сделалась объектом усиленной полонизации. В это время с коренной Польши на Волынь стали переселяться польские помещики — феодалы, канцлеры, воеводы и т. п., с их дворней и шляхтой. Эти пришельцы постепенно обратили в крепостное — рабское состояние коренное, русско-православное население Волыни.

В 1596 г. в г. Бресте была основана уния, как переходная ступень из Православия в католичество.

В эту тяжелую эпоху православные Волыни должны были терпеливо переживать все ужасы политического и религиозного гнета: православные лишались элементарных гражданских прав; все почти земельные угодья очутились в руках польских магнатов; православные общины, не перешедшие в унию, стали закрываться; храмы разрушаться; верные же, спасаясь от фанатизма римо-католиков, должны были прятаться в лесах и в речных зарослях. В половине XVII столетия на этот политический и религиозный гнет православный народ отвечал восстаниями и войнами, известными под названием хмельниковщины, колиевщины, гайдамачины и т. п. Памятником этого сопротивления унии и полонизации существует на Волыни в настоящее время православный монастырь «Казацкие могилы», где на костях православных казаков, павших в 1661 г. у местечка Берестечка, Волынской области, воздвигнут в 1906 г. храм-памятник.

В такое лихолетие, продолжавшееся почти два столетия, казалось, что русско-украинское самосознание на Волыни обречено на гибель. Тем не менее на Волыни в народе сохранилась нравственная сила — православная вера.

Именно эта великая нравственная сила Православия уберегла коренное население Волыни от денационализации, сохранила его веру, родство с единоверным русским народом.

В 1793 г., по второму разделу Польши, Волынь вошла в состав единоверной России. Затем началось мирное устроение Волыни. Для благоустроения Православной Церкви на Волыни, Промыслом Божиим, был призван священник с. Нуйно, Волынской губ., Григорий Рафальскии, хиротонисанный с именем Антония во епископа Варшавы, викария Волыни впоследствии ставший в 1840 г. Митрополитом стольного града. Его последовательными распоряжениями, православные приходы и монастыри стали возвращаться из унии в Православие, в том числе и Почаевская обитель.

В двадцатых годах настоящего столетия православная Волынь опять

входит в состав католической Польши; и многие монастыри и православные храмы закрываются или обращаются в римско-католические костелы. Когда же эта мера оказалась недостаточной, тогда римско-католическии клир на Волыни создает унию восточного обряда, с непосредственным подчинением ее римскому епископату. Когда же от православной депутации Варшавы поступили жалобы о насильственном захвате их храмов, то председатель сейма ответил, что горю православных он помочь не может, так как Польшей правит больше Рим, чем они.

Неудивительно, что при таком бесправии, многие православные приходы сопротивлялись: так в с. Жабче, Луцкого района, провославные в большом числе собрались в храм и сопротивлялись передать свою святыню униатам. Тогда католики, при активном участии польской полиции, заблокировали храм и православных и несколько дней держали их взаперти. Изнеможенные голодом, жаждой, а главное лютым морозом, люди вынуждены были открыть двери своего храма для унии. Последовали аресты... Римо-католики возбудили дело «ревиндикации», т. е. передачи судебным порядком римо-католикам 110 православных храмов, в том числе Кременецкий и Луцкий соборы, Дружкопольский храм, Почаевскую Лавру и другие церкви.

В июле 1944 г. победоносная Армия Советской России освободила Волынь от немецкой агрессии, а также от фанатизма римо-католиков — поляков.

В настоящее время постепенно залечиваются раны, нанесенные лихолетиями и войнами. Знаменательно, что, Промыслом Божиим, волей Московского и всея Руси Патриарха Алексия, с февраля месяца 1946 г. назначен архипастырем Волыни епископ Варлаам, бывший до епископской хиротонии обычным сельским священником Волыни, до иночества — о. Павел Борисевич, который не только по книгам, но по личному наблюдению знает историю многострадальной Волыни. Перед пастырским взором нынешнего Волынского архипастыря Варлаама происходили все фанатические нажимы римо-католичества на православную Волынь еще с 20-х годов настоящего столетия. Будучи миссионером Волыни, Владыка Варлаам, по образу «апостольского хождения», почти всю юго-западную Волынь прошел пешком, сопровождая миссионерские крестные ходы Православной Волыни хорошо памятны его пламенные слова и поучения в защиту Православия. Особенно памятны его выступления в качестве ответчика в польских судебных трибуналах в защиту Православной Церкви.

В настоящее время, под руководством епископа Варлаама, происходит постепенное собирание православных сил Волыни; уже правильно функционирует в г. Луцке Православная Духовная Семинария, где воспитываются будущие пастыри Волыни в духе исторических традиции Волыни. Постепенно ремонтируются православные храмы в селах и городах, как например, Мстиславский собор XII века в г. Владимире и другие. В недавно отремонтированном кафедральном соборе г. Луцка совершаются епископом Варлаамом величественно чинные богослужения. Своими указаниями и распоряжениями епископ Варлаам ликвидирует остатки церковной анархии, а также склонность к западной идеологии, как например, «нео-липковщина» и т. п.

Итак, под опытным руководством епископа Волынского Варлаама, корабль Православной Церкви, еще недавно обуреваемый напастями и смутами, сегодня опять входит в мирные, созидательные условия, свойственные Восточной Православной Церкви.

Протоиерей Г. Юркевич

Система Orphus