СВЯТОЙ САВВА СТОРОЖЕВСКИЙ, — ЗВЕНИГОРОДСКИЙ ЧУДОТВОРЕЦ

(Ко дню празднования его памяти—19 января)

Среди дремучего, непроходимого леса стоит скромная обитель. Маленькая деревянная церковка и немногочисленные, грубо сколоченные кельи — жилища иноков, насельников обители.

Сразу видно, что этот небольшой скит возник не так давно. А слава его основателя, аввы Сергия, уже разнеслась далеко вокруг. Многие приходят сюда за духовным утешением, а иные, оставляя все, идут в Радонежскую чащу, становятся иноками и учатся у преподобного Сергия искусству праведной жизни, подвигам, боголюбию.

В любой области человеческого знания или поведения должна быть Постоянная и длительная тренировка. Только при непрерывном упорном труде, можно достигнуть высших степеней совершенства. То же необходимо и для духовной жизни. Но кроме желания нужен еще и опытный руководитель, — старец. Из богатейшего жизненного и духовного опыта этих старцев, — праведников, мы знаем, как трудна была борьба со злыми силами, греховными настроениями или, выражаясь их языком, искушениями...

Много было учеников у аввы Сергия, но одним из любимых был молодой инок Савва, будущий основатель Сторожевской обители. Мы точно не знаем ни года его рождения (приблизительно 1327—1328 г.), ни времени его прихода в Радонеж. Но известно то, что он был одним из первых насельников и учеников Сергиева скита. Еще юношей, исключительно по своему внутреннему влечению, пришел он сюда для духовных подвигов. Лучшего и опытнейшего наставника и руководителя, как авва Сергий молодому иноку нельзя было и желать. Как сообщает Никоновская летопись, инок Савва «любил воздержание и бдение, крайне заботился о блюдении чистоты... казался простым..., но мудростью превосходил многих... прежде всех входил в церковь и после всех из нее уходил, участвовал в пении, со страхом Божиим стоял на молитве... не мог удержаться от сильного плача и рыдания во время божественной службы». За такую праведную жизнь, духовную настроенность преподобный Сергий очень любил своего ученика, и сделал его впоследствии духовником своей обители.

После смерти аввы Сергия его преемником был избран один из ближайших учеников преподобного — Никон, который недолго игуменствовал, т. к. ушел в затвор и в особой келье продолжал свою подвижническую жизнь. Насельники обители не могли быть без игумена и «со многим молением воздвигоша на игуменство блаженного Савву». Почти шесть лет он игуменствовал, поучая иноков и послушников богоугодной жизни, терпению и трудам. И мирских людей всякого звания много приходило к нему и никого он не отпускал от себя без совета или утешения. Все это очень мешало созерцательной жизни, тишине и уединению, к которым так привык преподобный. В конце-концов он решает, как и преподобный Никон, оставить игуменство. В это время ему было уже 60 лет и он соглашается на предложение князя Юрия Звенигородского (его духовного сына и крестника преподобного Сергия) придти в Звенигород и устроить там новую иноческую обитель.

Местом будущей обители преподобный Савва избрал «Сторожевую гору» недалеко от Звенигорода [1]. Эта гора представлялась преподобному «яко небесный рай, благовонными насажденный цветами» (житие). Сюда, на гору Сторожевскую, принес он икону Богоматери и, при помощи князя Юрия, построил деревянную церковку во имя Рождества Богородицы и келейку для себя. Скоро возле него стали поселяться иноки, жаждущие подвигов, молитв и труда. Так было положено начало Сторожевскому монастырю (около 1387 г.), я преподобный Савва был первым его игуменом.

Монастырь расцветал. Князь Юрий не переставал покровительствовать ему [2]. Но преп. Савва попрежнему жаждал уединения и безмолвия. Многолюдство обители и почести смушали его кроткую душу. Он искал славы Божией, зачем же ему слава человеческая? И он (около 1401 — 1402 г.) ушел в затвор. В версте от монастыря он собственноручно вырыл себе небольшую пещеру и уединился в ней. Здесь он проводил все время в молитве и покаянии. В пещере были два больших камня, на которых преподобный, по преданию, отдыхал.

Телесные и старческие немощи говорили о приближающейся кончине праведника. И действительно в 1407 г. 3 декабря он, «в мире с совестию, в общении с Господом в Теле и Крови Его, любя и прощая, молясь и благословляя, отошел к Светоначальнику Отцу» в возрасте 80 лет (пишет автор краткого жития его Леонид — арх. Яросл.).

Мощи преподобного обретены нетленными и были открыты 19 января 1652 г., через 245 лет, в царствование Алексея Михайловича, и положены в новой дубовой гробнице у южных врат, ведущих в алтарь при храме Рождества Богородицы [3]. В 1680 г. Федор Алексеевич, исполняя волю отца, переложил св. мощи в серебряную позолоченную раку.

Никогда не покидал заступничеством свою обитель преподобный. Особенно большая забота преп. Саввы о созданной им обители проявилась в 1812 г., когда отряд принца Евгения Богарнэ занял Сторожевский монастырь. Преподобный Савва ночью явился принцу и, обещая ему здравие и долголетие, потребовал, чтобы в обители ничего не расхищалось. Богарнэ исполнил волю святого (которого узнал по изображению в храме) [4] и действительно избежал печальной судьбы своих сотоварищей — маршалов [5]. Это видение подтверждено собственноручным письмом сына принца Евгения Максимилианом Лейхтенбаргским, бывшего в России и посетившего Сторожевскую обитель для поклонения мощам преп. Саввы.

В земной жизни препод. Савва Сторожевский, сначала под руководством преподобного Сергия, а потом и самостоятельно восходил от силы в силу в своих духовных подвигах и не оставлял приходящих к нему. Верим, что и сейчас он — угодник Божий — не оставляет своими молитвами нас, нашу Родину, нашу Церковь.

Прот. Н. А. Харьюзов

[1] Сторожевая гора (Сторожа) называлась так потому, что во время литовских или польских набегов на этой горе находились сторожевые посты, где наблюдали за неприятелем, которой мог двигаться к Москве по Смоленской дороге.

[2] Это покровительство особенно усилилось после того, как преп. Савва предсказал князю Юрию победу над болгарами. Это предсказание исполнилось.

[3] В декабре 1651 г. преподобный Савва чудесно спас во время охоты от верной гибели царя Алексея Михайловича. Ср. «Церковн. Ведом.» № 4, 1902 г., стр. 130.

[4] Это изображение было написано игуменом Дионисием так же по приказу преподобного в ночном видении. Интересно, что и Алексей Михайлович и Богарнэ — оба узнали преподобного по этому изображению.

[5] Ср. «Церковн. Ведом.» № 4, 1902 г., стр. 131.

Система Orphus