НА ИОРДАНЕ

Через глубокую низменность несет свои воды священный Иордан, питая влагой растущую по его берегам пышную тропическую зелень среди пустынного пространства долины.

Быстрые струйки реки оживляют однообразие той местности, что некогда, в дни Ветхого Завета, отличалась плодородием и богатством растительного мира, до того как произошла здесь гибель ветхозаветных нечестивых городов Содома и Гоморы, жители которых своими беззакониями и вопиющею греховностью навлекли страшную Божию кару.

Веками лежит печать гнева Божия, и нет такой силы в природе, которая возродила бы жизнь опустелого дола.

Печалью и окаменелостью веет от расположенного в южной стороне иорданской долины глубокого озера — Мертвого моря, изобилующего лишь огромным содержанием солей и асфальта и не допускающего никакой жизни в мертвящем все водоеме и в абсолютно бесплодной почве своих берегов. Окруженное скалами и остановившееся в безжизненной неподвижности, оно служит мрачным напоминанием об опустошении и смерти...

Как часто наше душевное состояние бывает подобно этому мертвому бассейну, когда гаснет в нас любовь к Богу, и что-то мертвит и охлаждает душу, наполняя ее тоской и унынием, и мы ищем защиты от самих себя, от этой гнетущей пустоты внутри нас, и ждем, чтобы кто-то помог нам уйти от этого духовного мрака.

В мало известном селении палестинской земли, в семье бедного престарелого плотника, проходит детство и юность Спасителя, никем еще не знаемого обетованного Мессии.

И вот на берегах Иордана, достигнув тридцатилетнего возраста, является Христос, принимает крещение от св. пророка Иоанна, чтобы начать свой проповеднический подвиг.

По совершении крещения над Иисусом Христом разверзлись небеса, и Дух Божий в виде голубя снисшел на Него, и слышен был голос с неба: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение».

Здесь была явлена миру Святая Единосущная Нераздельная Троица, и небеса разверзлись для человека, открыв ему царство вечного света.

Дух Божий сошел на землю, чтобы живить людские сердца, и с Ним благословение и голос с неба, свидетельствовавший, что воистину Христос Сын Божий. На что и указывает тропарь праздника: «Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Тройческое явися поклонение: Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе, Возлюбленного Тя Сына именуя, и Дух в виде голубине, извествовавше словесе утверждение: являейся, Христе Боже, и мир просвещей, слава Тебе».

Крестившись ради нашего спасения, Христос удалился в пустыню, и, проведя там сорок дней и ночей в посте и молитве, вышел к народу проповедывать.

В те дни, когда могущество Рима давлело над другими народами, когда невыносимо тяжелый гнет древнего рабства, жестокость, несправедливость, приниженность, безумная роскошь и деспотизм одних и крайняя нищета и бесправие других ожесточали нравы, расшатывали нравственные устои и губили мораль, — раздался голос Спасителя, призывающий прежде всего к покаянию и через то к духовному возвышению.

Провозглашая основой закона любовь и милосердие, обращаясь к самым забитым, угнетенным и отвергнутым, Христос тем самым говорит, что всякий человек заслуживает уважения, как носитель бессмертной души, во имя искупления которой Бог и явился в мир.

Не здоровые имеют нужду во враче, но больные, говорит Христос, и, зная бездну человеческих падений, Он также знает и бездну страданий, и чудотворениями милосердия живит и оздоравливает душу и тело.

Подвигом Своей земной жизни среди грешных и слабых Христос даровал людям прощение, милость и очищение.

«И ходил Иисус по всей Галилее, уча в синогогах их и проповедуя Евангелие царствия и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях» (Мф. 4, 23).

Его проповеди были необычными, потому что никто никогда не обращал к народу столько любви, не приносил столько радости и не говорил так, как говорил Христос, никого не выделяя, но всем творя доброе и благое.

В предвечных глаголах Нового Завета звучала правота обличения, сострадание, любовь, непогрешимая правда и мудрость.

«И следовало за Ним множество народа из Галилеи и Десятиградия, и Иерусалима, и Иудеи, и из-за Иордана» (Мф. 4, 25).

Оставаясь Совершенным Богом, и в то же время имея человеческую плоть и душу, Христос жил на земле, как Человек, нес тяготу нашего грехопадения и бремя земной жизни, претерпевая лишения, усталость, гонения и страдания... Ибо... Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих (Мф. 20, 28).

Вот идет Он, окруженный толпами народа, и теснятся к Нему люди и тянутся прикоснуться к краям Его одежды, источающей исцеление недугам. Прокаженные, неизлечимо больные, слепорожденные, разбитые параличем становятся здоровыми. И возрождаются порочные души из мрака и растления.

Так Мария из Магдалы, исцеленная Спасителем, из которой Он, по словам евангелиста, изгнал семь бесов (Лук. 8, 2), оставив все, следует за Христом.

Жестокосердый, себялюбивый и черствый Закхей, сначала только из-за любопытства пожелавший увидеть Проповедника, о Котором так много наслышался, узнав, что идет Христос (как и всегда сопровождаемый народными толпами) и, чтобы взглянуть на Него, взбирается на дерево, а, встретив обращенный на себя взор Спасителя, уже чувствует перелом в своей душе, и после того, как его посещает Спаситель, в корне меняет образ жизни, став на путь добродетели.

Любовь Божия к падшему человеку, проявленная во всей полноте, всколыхнула с огромной силой светлейшие стороны его духа.

Светлой волной, многоводным потоком течет в нашу жизнь милосердие Божие. Только посмотрим внимательнее вокруг и увидим, что оно сопровождает нас.

Связывая представление потока воды с мыслью о его живительной способности, мы рисуем себе картину оживления природы, потому что близ истоков воды зелень пышнее и свободнее дыхание; потому что знаем, как всплеск воды ласкает нам слух и ободряет усталость, встречаясь нам на пути и облегчая его.

Являясь символом цветения, роста и очищения и предметом совершенно необходимым для всякого живого существа, вода отождествляет источник, утоляющий чувство духовной жажды, способствующий произрастанию душевных сил, орошаемых живой водою Божественного слова. И тем трогательнее и торжественнее праздник Крещения Господня, что богослужение совершается с водосвятным молебствием и погружением Креста, знаменующим освящение воды и вызывающим в мыслях образное представление того, что происходило на берегах Иордана.

И то, что празднование этого величественного торжества падает у нас на зимние дни, часто совпадающие с большими морозами, также символизирует не замерзающий родник, животворящий, светлый и глубокий; дает ощущение внутреннего тепла, вселяя углубленное религиозное чувство.

Светлые ризы священнослужителей, родное, многократно повторяемое: «Величаем Тя, Живодавче Христе, нас ради ныне плотию крестившагося от Иоанна в водах иорданских» и лица богомольцев, со слезами и благоговением подходящих приложиться к иконе, говорят о чистой духовной радости, святости и величии дня.

Как река в половодье, переполняется душа лучами света и любви, проникающими во все глубины и тайники.

Каждый год мы приносим из храма святую крещенскую воду, и этот обычай придает большее оживление празднику, и дай Бог, чтобы с этой вносимой в наш дом святыней, в нашу душу лилась благодать Духа Божия, звала и обращала мысли к Тому, Кто учит нас безвозмездной, бескорыстной любви, порождающей милосердие, терпение и сострадание; оберегала бы в нашем духовном хранилище святое и доброе от болезней греха.

Обращаясь к воспоминаниям трогающего священным волнением момента крещения, устремимся молитвой к Господу, чтобы Он вселил в нас такую любовь, которая не знает препятствий, не охлаждается никакими земными невзгодами, но живит и питает душу и возвращает ей благоговение и слезы умиления.

Только такая любовь и даст подлинное счастье, смягчит самое черствое сердце, скажет ему о святом и высоком, принесет глубокую чудную радость, проникнет восторгом, торжеством.

Только такая любовь приведет к блаженству душу, приблизив нас к Богу, потому, что в Нем истина и жизнь, смысл и покой, беспредельное счастье и святая без края любовь.

Н. Васильева

Система Orphus