Через глубокую низменность несет свои воды священный Иордан, питая влагой растущую по его берегам пышную тропическую зелень среди пустынного пространства долины.
Быстрые струйки реки оживляют однообразие той местности, что некогда, в дни Ветхого Завета, отличалась плодородием и богатством растительного мира, до того как произошла здесь гибель ветхозаветных нечестивых городов Содома и Гоморы, жители которых своими беззакониями и вопиющею греховностью навлекли страшную Божию кару.
Веками лежит печать гнева Божия, и нет такой силы в природе, которая возродила бы жизнь опустелого дола.
Печалью и окаменелостью веет от расположенного в южной стороне иорданской долины глубокого озера — Мертвого моря, изобилующего лишь огромным содержанием солей и асфальта и не допускающего никакой жизни в мертвящем все водоеме и в абсолютно бесплодной почве своих берегов. Окруженное скалами и остановившееся в безжизненной неподвижности, оно служит мрачным напоминанием об опустошении и смерти...
Как часто наше душевное состояние бывает подобно этому мертвому бассейну, когда гаснет в нас любовь к Богу, и что-то мертвит и охлаждает душу, наполняя ее тоской и унынием, и мы ищем защиты от самих себя, от этой гнетущей пустоты внутри нас, и ждем, чтобы кто-то помог нам уйти от этого духовного мрака.
В мало известном селении палестинской земли, в семье бедного престарелого плотника, проходит детство и юность Спасителя, никем еще не знаемого обетованного Мессии.
И вот на берегах Иордана, достигнув тридцатилетнего возраста, является Христос, принимает крещение от св. пророка Иоанна, чтобы начать свой проповеднический подвиг.
По совершении крещения над Иисусом Христом разверзлись небеса, и Дух Божий в виде голубя снисшел на Него, и слышен был голос с неба: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение».
Здесь была явлена миру Святая Единосущная Нераздельная Троица, и небеса разверзлись для человека, открыв ему царство вечного света.
Дух Божий сошел на землю, чтобы живить людские сердца, и с Ним благословение и голос с неба, свидетельствовавший, что воистину Христос Сын Божий. На что и указывает тропарь праздника: «Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Тройческое явися поклонение: Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе, Возлюбленного Тя Сына именуя, и Дух в виде голубине, извествовавше словесе утверждение: являейся, Христе Боже, и мир просвещей, слава Тебе».
Крестившись ради нашего спасения, Христос удалился в пустыню, и, проведя там сорок дней и ночей в посте и молитве, вышел к народу проповедывать.
В те дни, когда могущество Рима давлело над другими народами, когда невыносимо тяжелый гнет древнего рабства, жестокость, несправедливость, приниженность, безумная роскошь и деспотизм одних и крайняя нищета и бесправие других ожесточали нравы, расшатывали нравственные устои и губили мораль, — раздался голос Спасителя, призывающий прежде всего к покаянию и через то к духовному возвышению.
Провозглашая основой закона любовь и милосердие, обращаясь к самым забитым, угнетенным и отвергнутым, Христос тем самым говорит, что всякий человек заслуживает уважения, как носитель бессмертной души, во имя искупления которой Бог и явился в мир.
Не здоровые имеют нужду во враче, но больные, говорит Христос, и, зная бездну человеческих падений, Он также знает и бездну страданий, и чудотворениями милосердия живит и оздоравливает душу и тело.
Подвигом Своей земной жизни среди грешных и слабых Христос даровал людям прощение, милость и очищение.
«И ходил Иисус по всей Галилее, уча в синогогах их и проповедуя Евангелие царствия и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях» (Мф. 4, 23).
Его проповеди были необычными, потому что никто никогда не обращал к народу столько любви, не приносил столько радости и не говорил так, как говорил Христос, никого не выделяя, но всем творя доброе и благое.
В предвечных глаголах Нового Завета звучала правота обличения, сострадание, любовь, непогрешимая правда и мудрость.
«И следовало за Ним множество народа из Галилеи и Десятиградия, и Иерусалима, и Иудеи, и из-за Иордана» (Мф. 4, 25).
Оставаясь Совершенным Богом, и в то же время имея человеческую плоть и душу, Христос жил на земле, как Человек, нес тяготу нашего грехопадения и бремя земной жизни, претерпевая лишения, усталость, гонения и страдания... Ибо... Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих (Мф. 20, 28).
Вот идет Он, окруженный толпами народа, и теснятся к Нему люди и тянутся прикоснуться к краям Его одежды, источающей исцеление недугам. Прокаженные, неизлечимо больные, слепорожденные, разбитые параличем становятся здоровыми. И возрождаются порочные души из мрака и растления.
Так Мария из Магдалы, исцеленная Спасителем, из которой Он, по словам евангелиста, изгнал семь бесов (Лук. 8, 2), оставив все, следует за Христом.
Жестокосердый, себялюбивый и черствый Закхей, сначала только из-за любопытства пожелавший увидеть Проповедника, о Котором так много наслышался, узнав, что идет Христос (как и всегда сопровождаемый народными толпами) и, чтобы взглянуть на Него, взбирается на дерево, а, встретив обращенный на себя взор Спасителя, уже чувствует перелом в своей душе, и после того, как его посещает Спаситель, в корне меняет образ жизни, став на путь добродетели.
Любовь Божия к падшему человеку, проявленная во всей полноте, всколыхнула с огромной силой светлейшие стороны его духа.
Светлой волной, многоводным потоком течет в нашу жизнь милосердие Божие. Только посмотрим внимательнее вокруг и увидим, что оно сопровождает нас.
Связывая представление потока воды с мыслью о его живительной способности, мы рисуем себе картину оживления природы, потому что близ истоков воды зелень пышнее и свободнее дыхание; потому что знаем, как всплеск воды ласкает нам слух и ободряет усталость, встречаясь нам на пути и облегчая его.
Являясь символом цветения, роста и очищения и предметом совершенно необходимым для всякого живого существа, вода отождествляет источник, утоляющий чувство духовной жажды, способствующий произрастанию душевных сил, орошаемых живой водою Божественного слова. И тем трогательнее и торжественнее праздник Крещения Господня, что богослужение совершается с водосвятным молебствием и погружением Креста, знаменующим освящение воды и вызывающим в мыслях образное представление того, что происходило на берегах Иордана.
И то, что празднование этого величественного торжества падает у нас на зимние дни, часто совпадающие с большими морозами, также символизирует не замерзающий родник, животворящий, светлый и глубокий; дает ощущение внутреннего тепла, вселяя углубленное религиозное чувство.
Светлые ризы священнослужителей, родное, многократно повторяемое: «Величаем Тя, Живодавче Христе, нас ради ныне плотию крестившагося от Иоанна в водах иорданских» и лица богомольцев, со слезами и благоговением подходящих приложиться к иконе, говорят о чистой духовной радости, святости и величии дня.
Как река в половодье, переполняется душа лучами света и любви, проникающими во все глубины и тайники.
Каждый год мы приносим из храма святую крещенскую воду, и этот обычай придает большее оживление празднику, и дай Бог, чтобы с этой вносимой в наш дом святыней, в нашу душу лилась благодать Духа Божия, звала и обращала мысли к Тому, Кто учит нас безвозмездной, бескорыстной любви, порождающей милосердие, терпение и сострадание; оберегала бы в нашем духовном хранилище святое и доброе от болезней греха.
Обращаясь к воспоминаниям трогающего священным волнением момента крещения, устремимся молитвой к Господу, чтобы Он вселил в нас такую любовь, которая не знает препятствий, не охлаждается никакими земными невзгодами, но живит и питает душу и возвращает ей благоговение и слезы умиления.
Только такая любовь и даст подлинное счастье, смягчит самое черствое сердце, скажет ему о святом и высоком, принесет глубокую чудную радость, проникнет восторгом, торжеством.
Только такая любовь приведет к блаженству душу, приблизив нас к Богу, потому, что в Нем истина и жизнь, смысл и покой, беспредельное счастье и святая без края любовь.
Н. Васильева