К празднику Рождества Христова
Евангельская история повествует нам о том, что в ночь Рождества Христова над миром прозвучала дивная ангельская песнь: «Слава в Вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение».
Вот уже 1948-ой год — с первого дня нашей христианской эры по сего дня — продолжают звучать над человечеством слова этой ангельской песни, но мир, как состояние идеальных дружеских взаимоотношений между всеми народами земли, остается для них попрежнему мечтой, неосуществляющейся в действительности.
В тяжелые дни последней Великой мировой войны жители стран, охваченных огнем всевозможных бедствий, напряженно ждали наступления тех светлых благословенных дней, когда они не будут слышать тревожного гула вражеских самолетов, несущих им смертоносные бомбы, когда они, любуясь ка усыпанное звездами небо и не прячась от света, смогут воскликнуть: «Благословен еси, Господи Боже наш, просветивый день светом солнечным и нощь, уяснивый зарями огненными!»
Но только что отгремела война, как ряд бывших друзей мира на земле быстро переключился на другие настроения, ведущие к поджиганию новой войны, к повторению ужасов ее в еще больших размерах, с более смертоносными для мирного населения бомбами, с повторением ужасов в большей степени, чем это было в первый год христианской эры, когда бесчеловечный Ирод умертвил 14 тысяч вифлеемских младенцев. Около Святой колыбели Христа — этого Великого Светоча Мира и Любви для. всего человечества — стали выползать отвратительные чудовищные подобия новых иродов в виде современных поджигателей войны. Они могут рядиться в нарядные одежды, как-бы алчущие и жаждущие мировой правды, как демоны, принимающие вид светлого ангела, но в какие бы одежды они не рядились, человечество быстро разоблачит их. Народы мира прошли в этом XX столетии большую моральную школу и их не обмануть никаким лицемерием.
Агрессивная Германия, стремившаяся к мировому господству, еще пред началом первой мировой войны (1914—1917 гг.) для оправдания, своих завоевательных планов и для развязывания зверских инстинктов создала усиленную пропаганду, в которой доморощенные поджигатели, войны, как цирковые жонглеры, играли святыми для христианина словами: «Бог, Крест, Голгофа и т. п.», в результате чего была создана армия как-бы прежних гуннов, сметающая на своем пути цветущие города и села, великие памятники культуры, произведения искусства и науки и объятая одним стремлением — убивать, жечь и разрушать...
Чем отличаются, чем выше этого в идеологическом отношении речи современных поджигателей войны, проповедающих разбрасывание атомных бомб над Москвою с ее Кремлем и над другими городами и селами нашей Родины?!
Наш великий соотечественник, известный писатель В. Г. Белинский так выражал чувство своего благоговения пред сердцем нашей Родины — пред Москвой: «Изо всех российских городов Москва есть истинный русский город... богатый историческими воспоминаниями, ознаменованный печатью священной древности и зато нигде сердце русского не бьется так сильно, так радостно, как в Москве...
Какие сильные, живые, благородные впечатления возбуждает один Кремль! Над его священными стенами, над его высокими башнями пролетело несколько веков.
Я не могу истолковать себе тех чувств, которые возбуждаются во мне при взгляде на Кремль. Вид его погружает меня в сладкую задумчивость и возбуждает во мне чувство благоговения».
Наша Великая могущественная Держава не может остаться равнодушной к этим угрозам, к такой безумной агрессии, превосходящей древних вандалов.
Под влиянием этой преступной пропаганды современных поджигателей войны в душе нашего народа снова вспыхнет ярким факелом могучее необъятное чувство беспредельной любви к своей Родине, а волевая энергия нашего миролюбивого народа сожмется в крепкую пружину, чтобы с большей силой, чем в последнюю войну, отбросить от себя всякую организованную попытку посягнуть на его свободу и независимость.
В свое время в книге «Правда о религии в России», изданной Московской Патриархией, мы указывали на две логики, которыми могут руководиться люди. Есть логика любви и есть логика злобы. Для любви естественно искать и находить причины любить и это неизбежно приводит к единению и братолюбию. Для злобы, напротив, естественно искать и находить причины для ненависти и это неизбежно приводит к разъединению, ко вражде.
Представители Вселенской Православной Христовой Церкви, представители других христианских Церквей, озаренные светом Евангельской любви, проявили единодушную солидарность в признании величия жертвенного подвига России в последней Великой войне. Своими откликами со всех концов земли они благославляли нашу Великую Отечественную войну с Германией, как священную борьбу за освобождение от гитлеровского ига всех порабощенных им братских народов.
Мы помним, как и современный поджигатель войны Черчилль высказывал свое солидарное с нами негодование на Гитлера, стремившегося опутать весь мир своей дьявольской свастикой... А посмотрите, как сейчас переключилась его прежняя логика солидарности с Советским Союзом на логику злобы против него. Его памятная Фультонская речь об Англо-Саксонском объединении и о новой атомной войне выявили в нем тот же демонический дух новой агрессии, уподобляющей его Гитлеру. Эта речь, можно сказать, явилась как-бы началом той бешеной идеологической обработки общественного мнения в США, чтобы подготовить его против Советского Союза.
Об этом недавно говорил представитель русской дипломатии А. Я. Вышинский в своем выступлении на банкете, организованном Национальным Советом Американско-Советской дружбы по случаю 30-летия Великой Октябрьской социалистической революции.
Современные поджигатели войны хотели бы обратить в свою веру и всех своих соотечественников, чтобы возбудить в них одинаковые чувства ненависти и неприязни к Советскому Союзу... Но есть какие-то независящие от них силы, идущие от другой логики — логики любви, приводящие народы к единению в братолюбии.
Кто раскрывает Библию, чтобы найти в ней вечно поучительные страницы, тот может остановить свое внимание на 22-й гл. библейской книги Числ, где говорится, как древний Моавитский царь Валак в союзе со старейшинами Мадиамского племени, объединившись в своих интересах против Израильского народа, идущего в Обетованную землю, попытался за деньги воздействовать на приглашенного ими пророка Валаама, чтобы он своими заклятиями остановил Израильский народ на пути его победоносного шествия в Обетованную страну... Но независящие от этих заговорщиков и от их золота другие моральные силы заставили пророка Валаама не проклинать, а благословлять Израиля.
Мы знаем, что в самые последние дни некоторые представители Православных Церквей подвергаются современными Валаками такой же обработке, как и древний пророк Валаам, но часто так же безуспешно, как и во дни оны...
История оставила нам много поучительных примеров, предостерегающих народы в преувеличенных надеждах на одну только грозную силу оружия. Последний пример этого мы видим в Германии, переоценившей свою военную силу в борьбе с Советским Союзом.
Наш древний общепризнанный герой, великий князь Александр Невский, отправляясь в поход против современных ему и вооруженных до зубов неприятелей, говорил: «Не в силе Бог, а в правде», так и современный русский народ верит в торжество правды.
В Вечной книге жизни — Библии на страницах Псл. 86, 6; Исаии — IV, 3 и Иезек. XIII, 9 выражается мысль, что у Единого, Владычествующего небесными и земными, есть как-бы книга жизни, в которую Он вписывает царства и народы, направляя их историю по своим премудрым планам. Не случайно возникали во всемирной истории те или иные народы, возрастали, процветали, а потом опять падали до того, что совсем исчезали с лица земли; прежде чем они являлись на земле, уже было определено их бытие в Вечной Мысли Божией. Сион некогда говорил: «Бог мой забыл меня». Но ему был ответ: «Не забуду тебя... я начертал тебя на дланях моих» (Ис. 49, 14—16).
Представители Православных Церквей, приезжающие к нам в Россию и посещающие наши храмы, убежденно свидетельствуют, что современная Русская Православная Церковь попрежнему являет свою великую силу молитвы и благочестия. Недавно прибывший из Антиохийского Патриархата Митрополит Ливанский Илия Карам в своей приветственной речи к Святейшему Патриарху Московскому и Всея Руси говорил следующее: «На православной Руси всегда сияла и теперь сияет неугасимая лампада... и мы православные, живущие на Востоке, твердо верим и знаем..., что русский народ, сплотившись вокруг своих вождей и под верховным водительством мудрого и любимого Иосифа Виссарионовича Сталина, — достиг и достигнет небывалого еще в мировой истории могущества и расцвета... Восстановивши бесправных в правах, давши жизнь и благополучие каждому, — этим гумманитарным актом и Правительство и народ земли русской навеки вписали свои имена золотыми буквами на странице Мировой истории».
Поэтому и мы, русские люди, твердо верим, что Бог, не лишивший нас своих великих и богатых милостей в последнюю Великую Отечественную войну, не оставит нас этими милостями и в грядущие годы. Бог не забыл нас. Мы начертаны на дланях Его и с верою в Него — Промыслителя, с пламенной любовию к своей Матери-Родине мы твердо пойдем по своему историческому пути.
Небеса, проповедающие Славу Божию, светом Вифлеемской звезды будут освещать нам дальнейший путь благородного служения человечеству, созданию мира во всем мире, чтобы скорее осуществилось в реальной действительности то, о чем 1947 лет назад пропели ангелы над мирными полями Вифлеема.
ПРОТОИЕРЕЙ АЛЕКСАНДР СМИРНОВ