РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО

Много веков и поколений сменилось с тех пор, как вследствие грехопадения, человек утратил счастье лицезреть Бога.

Рассеиваясь по лицу земли, люди все больше заблуждались, впадали в идолопоклонство и отдалялись от Единого Истинного Бога.

Только иудейский народ хранил веру в обетование Небесного Отца, на пришествие в мир Сына Божия. И только немногие помнили об этом и ждали Мессию.

Греховность и порочность затемняла светлое начало в человеке.

Непрекращающаяся борьба добрых и злых побуждений, неруководимая Истиною, не имевшая твердой нравственной убежденности, приводила к торжеству зла, к искажению понятий о самой добродетели и Боге, и, наконец, к скептицизму.

Трудно во тьме, не имея при себе светильника, распознавать верный путь и не сбиться с дороги.

Но и в зараженной грехом и омраченной злом человеческой душе все же оставалось неизгладимое сознание, предчувствие Всеблагого, Всесовершенного Бога и жажда поклонения и любви к Нему.

Тоска об утраченном свете Божием не могла умереть совершенно, и ее не вытеснили темные силы греха и порока, ибо бессмертная душа, естественно, стремилась к источнику своего бытия.

И человек ищет Бога, поклоняясь небесным светилам, явлениям природы, красоте, силе, обожествляя легендарных героев, воспроизводя свои мысли о Боге в созданиях искусства.

Но мифические несовершенные божества, созданные человеческой фантазией, часто наделенные теми же пороками и страстями, как и сами люди, далеко стояли от праведности, не олицетворяли собой идеального святого существа и не удовлетворяли запросам духа.

В числе многочисленных идольских жертвенников воздвигается жертвенник, посвященный Неведомому Богу.

Этим как бы признавалась несостоятельность языческой религии и выражалось затаенное чувство тяготения к Тому, Кого не знает, но ищет человек.

Мыслящие люди перестают верить в божественность кумиров. Разочарование закрадывается в человека, в хаосе нравственных заблуждений теряется сознание долга и смысла жизни.

Богатые и сильные мира избирают своим жизненным идеалом угождение физическим потребностям. Изощряясь в изобретении удовольствий, всецело отдаются земным плотским наслаждениям, только в этом видя цель жизни. Но пресыщенные ею, ощущают пустоту, не находят душевного мира и желают смерти.

Нередким явлением стало самоубийство, когда среди веселья, гремевшего на роскошных пирах, люди вскрывали себе вены и уходили от жизни, как им казалось, исчерпанной и потерявшей для них всякую цену.

Языческая религия, сводившаяся к мертвой обрядности, не могла служить ни вдохновителем духовных сил, ни источником, пополняющим их.

Древний мир пришел втупик. Пережив разочарование в своих исканиях, сыграв в истории свою роль, он изжил себя, и обветшалый нравственно, жаждал обновления.

Казалось, небо сомкнулось и безучастным остается к судьбе человечества, но там, в горнем мире, в Совете Божием предопределено было наше спасение.

И когда наступила полнота времен, в небе, загорелась Вифлеемская звезда, возвестившая о Рождестве Спасителя мира.

В убогой и смиренной обстановке явился в мир Тот, Кто принес с Собою милосердие и искупление всему человечеству.

Но какие сокровища мира могли бы что-либо прибавить к совершеннейшей святости и добродетели воплотившегося Бога.

Мир не знал ничего возвышеннее той любви, которую явил собою Божественный Младенец.

И как еще ближе и роднее мог бы стать для нас Христос, как не снизойдя на землю, родившись от Пресвятой Девы Марии, чтобы жить среди людей и разделять все их горести и печали.

Никогда бы человеческий разум не измыслил того, что Господь Вседержитель «Творец бесчисленных миров» явится в таком смирении и уничижении.

В смирении было Его величие, в Его человеколюбии Божественная сила, в кротости цельбоносный источник, влекущий к себе надеждою на милосердие Божие.

Внешне мир оставался все тем же. Люди не знали о совершившемся великом священном событии, свидетелями которого были немногие, но с этой ночи неугасимый Божественный свет пролился с неба и стал проникать в человеческую жизнь, положив начало обновлению мира, и живущим на земле вновь стало доступным общение с Богом.

На место бесчувственных и безучастных к человеческим мольбам языческих кумиров является Богочеловек — Христос с неисчерпаемыми дарами человеколюбия и сострадания.

Как появляющаяся полоса света восходящей утренней зари, ширясь, открывает нашему взору далекие скрытые дотоле горизонты, манящие радостью нового дня, как солнце, рассеивая сумрак, дает ясные определенные очертания всем видимым нами предметам и всему окружающему, так и Христос озарил светом Своим нашу жизнь, указав ее цель и смысл, и дав нам в сопутники Свою Божественную благодать.

Он осветил до глубины человеческое естество со всеми его проявлениями как здоровыми, так и болезненными, добрыми и порочными наклонностями; с устремленностью к небу и привязанностью к земле, тоскою о Боге и горечью отпадения от Него, унынием, малодушием и нуждаемостью в исцелении.

Обогатив внутреннее содержание человека не превзойденным по нравственной красоте евангельским учением, в его исчерпывающей глубине, отвечающей на все запросы души, Спаситель вдохнул новые силы, подвигнувшие многих, последовавших за Ним, на подвиг, любовь и на жертву.

Под влиянием Его благости перерождаются мытари и разбойники, и великие грешники возводятся до нравственного совершенства. Богатые раздают свои сокровища нищим и посвящают себя на служение добру. От самодовольства и самоугождения переходят к самоотречению, ищут добровольно подвигов.

Искупитель, явившийся в мире, чтобы послужить и спасти нас от растления греха, дал новое направление мышлениям и целеустремленности людей.

В свете христианского учения открылся пространный духовный мир, и земная жизнь, и все, что ее сопровождает: радости, горести, печали и сами страдания приобретают смысл, как ниспосылаемые Богом для нашего блага и опасения. Сознание во всем Промысла Божия согревает душу, служит утешением, опорой и отрадой.

Добрые стремления сердца не остаются безответными, но встречают поддержку и обретают силу в единении с благостью Божией. И все благородное и лучшее в человеческой природе получает свое признание и возможности расти и развиваться.

Мы видим, как люди устремляются на призыв Спасителя, как много было явлено миру великих подвижников.

Оставляя человеческую волю свободной, Христос указал путь к Истине и вечным радостям, научая любить добродетель и бороться с пороком.

Около двух тысячелетий светоч Вифлеема озаряет тихим светом предначертанный людям жизненный путь, напоминая душе о связи с другим миром, манит поднять взоры к небу, и когда приближается великий христианский праздник, привлекает их на молитву и прославление Бога, наполняя сердца светлой радостью.

Торопятся люди по направлению к храмам, там все теснее с каждой минутой стоят богомольцы, двери уже не закрываются, и согретый воздух клубится сверху над толпой.

Уют храма, огни свечей, лампад и паникадил и торжественное пение хора «С нами Бог» мощным потоком радости проникают в душу, волнуют слезами, вселяют восторженность.

Мысли уносятся к далекому по времени, но до бесконечности близкому сердцу священному событию Рождества Христова.

Несмотря на зимний холод, стоят под окнами, через которые виден яркий праздничный свет...

Отстоявшие службу выходят из храма, который вновь наполняется пришедшими на повторное богослужение.

Какое-то особое молитвенное тепло и умиление отражается в глазах людей.

Обаяние священной тайны ощущается и в морозном воздухе Рождественской ночи, в мерцающем бесчисленным множеством звезд родном небе, полном участия к нам, в снежинках, переливающих искрами при свете электрических огней, и в том глубоком-глубоком, непередаваемом словами, чувстве умиротворения и смысла, навеянном рождественским богослужением и мыслями о Том, Кто стал так близок человеку и тем нам возвратил утерянную радость.

Н. ВАСИЛЬЕВА

Система Orphus