ПРЕДСТАВИТЕЛИ ВЕНГЕРСКОГО ПРАВОСЛАВНОГО ДУХОВЕНСТВА О СВОЕМ ПОСЕЩЕНИИ МОСКВЫ

Вскоре после последнего Поместного Собора Русской Православной Церкви в 1945 г. Венгерская Православная Церковь обратилась к Его Святейшеству Патриарху Московскому и всея Руси Алексию с просьбой принять нашу Церковь под Его руководство.

В результате начавшихся переговоров по этому вопросу мы, представители Венгерской Православной Церкви, Др. Варью Янош — протоиерей Будапештской Православной Церкви и теолог Луканич, Мирон Георгиевич самолетом 7 сентября 1947 г. отправились в Москву для беседы по вопросу о выполнении желанной цели.

Неизъяснимое чувство мы испытали, будучи в самолете, любуясь на пути бесконечными равнинами Руси, и ее украинскими полями, а в конце пути панорамой старинного города Можайска.

На аэродроме нас встретил о. протоиерей А. Смирнов, который год тому назад посетил нашу Церковь. С настоящей русской любовью приняли нас в Московской Патриархии и любезно пригласили нас на автомобиле посмотреть иллюминированную Москву, поскольку мы прибыли в день ее славного 800-летнего юбилея. Москва была необыкновенно феерична! Взвивающийся фейерверк освещал Кремль с его древними стенами, башнями и зданиями, море разноцветных огней — все это превратило Москву в сказочный город, где безчисленное количество радостных и счастливых людей горделиво любовались Столицей России вместе с нами.

Насыщенные обилием впечатлений мы прибыли в прекрасную гостиницу «Националь». На другой день мы отправились в Венгерское Посольство, помещающееся на улице Воровского. На пути к посольству, наблюдая из автомобиля, мы были поражены изумительной чистотою улиц, их прямизной, обилием великолепных автомобилей при образцовом уличном порядке.

Красивое старинное здание Венгерского посольства, куда мы прибыли, с его великолепными залами и обстановкой нас очаровало.

После официального визита Послу мы ровно в 2 часа дня прибыли в Московскую Патриархию на прием к заместителю Его Святейшества Митрополиту Николаю.

С теплым вниманием принял нас Высокопреосвященный Митрополит Николай, беседуя с нами доверчиво и ободряя нас, как духовный отец. Мы чувствовали, что Господь помогает нам, ведет нас по желанному пути и сама Москва принимает в нас участие. Мы были, как во сне. С чувством глубокой благодарности мы будем всегда вспоминать проведенные часы бесед с Высокопреосвященным Митрополитом Николаем, о.о. протоиереями А. Смирновым и Г. Разумовским, которые ободрили нас и окрылили.

После того, как мы выполнили свои полномочия по отношению к нашей Церкви, мы решили осмотреть Москву с ее святынями и достопримечательностями.

Несмотря на то, что был будничный день, мы всюду видели переполненные молящимися громадные московские церкви. Мы исполнились, с особой силой, чувством сознания, что наша Русская Православная Церковь живет свободно, счастливо.

В церкви, где настоятелем является о. протоиерей А. Смирнов, я имел счастье принять участие в богослужении в день памяти святого князя Александра Невского и сделал много священнических возгласов на родном венгерском языке. В московской церкви на венгерском языке! Это обстоятельство лишний раз свидетельствовало о признании нашей Венгерской Церкви. Я был растроган вниманием молящихся к о. Александру, которые в день его Ангела преподнесли ему массу подарков, а я в знак памяти и благодарности за все подарил ему старинные четки времен XVI столетия.

Глубокое и радостное чувство мы пережили в кругу семьи о. Александра, на его загородной даче. Здесь мы встретили радушие, любовь и высокую культуру членов семьи о. Александра. Я думал про себя: «Как, наверное, он счастлив, что живет в таких условиях!»

За недостатком времени мы не могли осмотреть все святыни Москвы. Так, собор святого Василия Блаженного и Кремль мы осмотрели только снаружи, любуясь архитектурой церквей и кремлевскими стенами с его золочеными башнями и рубиновыми звездами на них. Все это говорило о глубокой древности Москвы и навевало много дум.

Мы не можем умолчать и о нашем посещении Троице-Сергиевой Лавры, отстоящей от Москвы в 70 км. Был будничный день, но храм был наполнен молящимися. В храме находятся святые мощи Преподобного Сергия и к ним подходят и лобызают их беспрерывно богомольцы.

Мы вошли в храм во время богослужения и были умилены прежде всего звучным и мерным пением монахов. Здесь мы встретили тоже радушие и любовь.

После богослужения мы осматривали достопримечательности Лавры. Пред нашим взором предстала богатейшая ризница, где сохранились до сего времени древнейшие памятники искусства. Здесь хранится масса церковных одежд, шитых настоящим жемчугом, митры, кресты, панагии, украшенные настоящими диамантами, сапфирами и рубинами. Нам был показан крест ручной работы, сделанный из горного алмаза. Все сокровища, хранящиеся здесь, по красоте не поддаются описанию.

В монастыре сохранились бывшие покои Митрополита Платона, где остались до сего времени предметы и вещи, ему принадлежавшие. В залах всюду чистота и чувствуется особо любовное отношение к хранящимся реликвиям.

Около церкви преподобного Сергия, находится очень древняя церковочка в честь преподобного Михея, где все красиво и миниатюрно. Нас поразили и самые стены Лавры, окружающие все святыни. Отец Александр, сопровождавший нас во время поездки в Лавру, объяснил нам, что здесь когда-то монахи отразили поляков. Эти стены находятся в хорошем состоянии и сохранились даже художественные фрески, одна красивее и богаче другой. Во всех храмах Троице-Сергиевой Лавры сохранились также фрески и иконы, относящиеся, некоторые из них, к XIII и XIV столетиям. Везде иконостасы сверкают золотом. Даже купола на церквах всюду покрыты золотом и ярко блестят, особенно при солнечном свете.

Нельзя, наконец, не сказать и о гражданских учреждениях Москвы и еще раз о самой Москве. Москва вся покрыта широкими, удивительно чистыми, асфальтовыми улицами, широкими тротуарами, красивыми и громадными зданиями. Всюду забота о человеке.

Мы посетили великолепное метро, где все вызывает удивление. Все станции метро из мрамора, полны скульптурных статуй, вылитых из бронзы и одна красивее другой. В вагонах метро и на станциях всюду особенная чистота и порядок.

Мы видели мавзолей Ленина — это красивое, монументальное произведение советской архитектуры. Мы видели древние строения, особой красоты, что превышает всякое воображение.

Мы были в Третьяковской картинной галлерее, где пред взором прошло множество художественных сокровищ, исполненных величайшими художниками и расположенных в великолепных залах. Мы видели произведения искусства, которые относятся к XIII столетию и которые удивительно хорошо сохранились. Необычайное зрелище! Трудно сказать, что нам больше всего понравилось, так как мы все осматривали с захватывающим дыханием и не могли насмотреться.

Нас поразили прекрасные и монументальные мосты через реку Москву построенные руками рабочих в годы советской власти.

Мы поднимались на Ленинские горы (быв. Воробьевы горы), откуда любовались общей панорамой Москвы, утопающей в архитектурных зданиях и зелени. Дома, церкви, монастыри — все говорит о любви москвичей к своей Столице и о трудовом порыве русского народа. Только здесь я понял, почему Наполеон, Гитлер и другие варварские народы так упорно стремились завладеть этим старинным городом.

Самолет через Киев увез нас обратно домой, наполненных глубокими и ценными воспоминаниями, полученными от братьев по Алтарю и от СССР. Перелет закончился благополучно. Группа моих прихожан встретила меня у самолета, которым я с радостью и любовью мог сообщить, что по Милосердию Божиему и любви Его Святейшества, Патриарха Алексия, мы надеемся на скорое оформление нашего воссоединения с Русской Православной Церковью.

Д-Р ВАРЬЮ ЯНОШ, ПРОТОИЕРЕЙ БУДАПЕШТСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

Будапешт 26 сентября 1947 г.

Система Orphus