ЧЕРКИЗОВО

(Краткий очерк истории села. Ильинская церковь)

Черкизово является окраиной Москвы. Чтобы попасть сюда из центра города, надо, пользуясь разными средствами транспорта, потратить, около часа времени. После больших и оживленных магистралей, как. улица Горького или Садовая, столичного жителя несколько удивляют маленькие и узкие переулочки, тихие и безлюдные, как в дореволюционной провинции. Палисадники с цветами перед каждым домом, зелень во дворах, ставни на окнах. Здесь время течет словно медленнее, тогда как всего лишь в версте отсюда мчатся под землей комфортабельные поезда метро, и тысячи москвичей, озабоченные различными делами, заполняют их с раннего утра до глубокой ночи.

Черкизово — одно из старейших подмосковных сел. Если обратиться к истории, то в XIV в. оно принадлежало некоему Илье Озакову (или Азакову). Не сохранилось сведений о том, какое положение занимал этот человек, но память о нем существует до сей поры в названии небольшой улицы и старинного храма, о котором мы будем писать ниже. Прекрасное местоположение села очаровало Московского Митрополита Алексия, и он приобретает Черкизово у Озакова на «собинное серебрецо» (т. е. на собственные деньги). Святитель любил отдохнуть здесь под сенью густых деревьев в те редкие часы, которые выпадали ему среди множества государственных и церковных дел. Потом, по завещанию выдающегося деятеля Русской земли, Черкизово находилось до секуляризации в числе вотчин Чудова монастыря [1].

Окруженное дремучими лесами и орошаемое р. Сосенкою, Черкизово служило летней резиденцией всех преемников великого архипастыря. Царь Иван IV иногда приезжал сюда на охоту. В позднейшее время особенно любили это место Митрополиты Тимофей и Платон. Первый построил тут новый архиерейский дом, а второй хотел основать Вифанскую обитель, которую учредил потом вблизи от Сергиевой Лавры. Приснопамятный Митрополит Макарий (Булгаков) написал здесь два последних (XI и XII) тома своей содержательной «Истории Русской Церкви» и начал XIII, работа над которым была прервана его кончиной.

В путеводителях по Москве, изданных в конце прошлого столетия, Черкизово именуется дачной местностью. Чистый воздух и обилие растительности привлекали москвичей на отдых в этот тихий уголок старой столицы.


Большой запущенный пруд. Старые ветлы низко склонили над водой свои ветви. Гладкая, точно зеркало, поверхность отражает облака и просветы между ними, домики и деревья на противоположном берегу. Седовласый старец прогуливался некогда по саду, любуясь многообразием цветов, и обдумывая очередную главу капитального труда...

На холме возле пруда стоит старинный храм. От кирпичного здания бывшей богадельни начинается вымощенная камнем дорожка: она отлого поднимается в гору и приводит к святым вратам.

Вокруг церкви — кладбище в ограде. Сквозь ее железную решетку виднеются деревянные кресты — белые, синие, свежевыкрашенные и поблекшие от времени. Стены храма радуют глаз нежным фисташковым цветом. Над ними высится единственный темносиний купол.

Можно предпологать, что первоначальная деревянная церковь в селе Черкизове была построена упоминавшимся выше Ильею Озаковым во имя св. пророка Илии (т. е. в честь тезоименного ему святого). В начале XVII в. церковь или была уничтожена пожаром, или разобрана за ветхостью. В доказательство этому в писцовых книгах 7131 и 7132 гг. (т. е. 1623—1624 гг.) читаем: «вотчина Чюдова монастыря село Черкизово, по обе стороны речки Сосенки, а в селе была церковь Илии Пророка, да в том же села двор монастырской, а в нем живут монастырские детеныши...».

Затем храм отстраивается заново, ибо под 7154 (1648) годом показано: «в селе Черкизове церковь Илии пророка древяна, у церкви во дворе поп Иван, да в селе крестьян и бобылей восемь дворов...».

Каменная церковь сооружается взамен деревянной в самом конце XVII столетия. В переписной книге 1701 г. дается уже ее пространное описание: «в селе Черкизове церковь каменная во имя пророка Илии, да придел Алексея митрополита с трапезною...» и т. д. Отсюда, видно, что второй придел появляется в промежуток времени между 1648 и 1701 гг. Весьма долго Ильинская церковь так и оставалась двухпрестольной. В 60-х же гг. прошлого века храм подвергся реконструкции: был пристроен третий придел и произошло переименование их. Главный освятили в честь Воздвижения Креста Господня, левый — во имя святителя Алексия и правый — пророка Илии, но церковь и по сию пору именуется в народе Ильинскою. Тогда же была воздвигнута и существующая ныне колокольня.


Имя св. пророка Илии очень почитается православными. Богомольные русские люди чтут в нем великого ветхозаветного праведника и ревнителя славы Божией. Поэтому в канун праздника верующие в большом количестве стекаются в храм. Часть людей дожидается в притворе и у входных дверей, чтобы вместе с настоятелем и причтом встретить особенно любимого богомольцами Владыку — Митрополита Крутицкого Николая. Ожидающие внимательно смотрят в сторону дороги. Наконец, радостный трезвон возвещает о том, что архиерейская машина миновала мост и медленно подъезжает к церкви. Открывается дверца, и из автомобиля показывается столь знакомое православной Москве лицо. Святитель входит под сень древней церкви, хор начинает велегласное пение псалма...

Храм не очень велик по вместимости, но необычайно уютен. Главную его достопримечательность составляет старинный иконостас. Строгие линии и темные краски царских врат производят большое впечатление. Фигуры Богоматери и архангела Гавриила (Благовещение, как было принято в древности, изображается наверху), венчики на главах евангелистов украшены по усердию прихожан мелким жемчугом.

В левом приделе останавливает внимание образ на очень редкую в отечественной иконографии тему: исцеление св. Алексием Тайдулы. Пораженная неведомой болезнью очей, супруга хана возлежит на одре, окруженная родственниками и прислужницами. Святитель возложил руку на главу немощствующей и усердно молит Господа о даровании ей исцеления. Люди из свиты Митрополита замерли в ожидании: они уверены, что Всемогущий явит Свою милость во благо Руси и для вразумления неведающих Его.

Очень почитается богомольцами и образ св. Седми отроков Эфесских, перед которым постоянно молебствуют о даровании небесной помощи болящим детям.

В иконостасе правого придела — древний храмовой образ св. пророка Илии. Облеченный во власяницу, стоит в молитвенной позе «вторый предтеча пришествия Христова», благоговейно внимая явившемуся ему «во облаце легце» Саваофу. Один за другим подходят молящиеся к этой иконе, и с каждой возженной свечой светлеет вдохновенное лицо угодника.

Поражает своими размерами и хорошим письмом местночтимая икона Божией Матери «Иерусалимская» (прославляется 12 октября ст. ст.) В храме сохранился целый ряд старинных образов — Успения Божией Матери, «Живоносный Источник» и другие.

...После Евангелия происходит, как обычно, помазание елеем. Строгой очередью подходят верующие к владыке Николаю и каждого из них встречает он ласковой улыбкой или приветственным словом.


Все двадцать семь лет служения в духовном сане настоятеля Ильинской церкви о. Павла Ивановича Цветкова протекли в ее стенах. Ясно, что такое бессменное настоятельство заключает в себе много положительного. И причт и паства привыкли к определенным требованиям настоятеля. спокойный и обходительный характер настоятеля как бы отобразился на внутреннем облике храма. И в дни больших празднеств и в будни богомолец точно ощущает под здешними низкими сводами биение заботливого и преданного делу сердца.

Ревностно трудится о. Павел по благочинию своего большого (второго) округа, стараясь, чтобы и деятельность подведомственных ему московских церквей отличалась такой же четкостью и безупречностью. Весьма часто, когда руководству Патриархии нужно отыскать для ответственного поручения человека, который выполнил бы его с особенной тщательностью, вниманием и тактичность, выбор падает на скромного и исполнительного протоиерея. Благодаря знанию людей и присущей ему мягкости, не исключающей, когда этого требуют обстоятельства, и настойчивости, о. Павел всегда оказывается достойным такой чести.

Есть у о. П. Цветкова и маленькая слабость, заслуживающая всяческой похвалы и подражания. Всякий раз, когда он свободен от священнослужения, его можно видеть на правом клиросе за регентским пультом. Едва заметными движениями рук, чуточку склонив голову на-бок, с громадным увлечением управляет настоятель небольшим хором Ильинского храма. Здесь любители и знатоки церковного пения могут услышать сложные и редко исполняемые произведения, как «Благослови, душе моя, Господа» Извекова, «Великое славословие» Велеумова и др. Лишенное малейшей претенциозности, стройное и мелодичное пение, услаждая слух молящихся, еще более усиливает прекрасное впечатление, которое оставляет одна из древнейших церквей Москвы.

ГЕОРГИЙ АЛЕКСАНДРОВ

[1] Известный исследователь церковных древностей, архимандрит Троице-Сергиевой Лавры Леонид отыскал в одной рукописи XVI—XVII вв. отрывок из духовной грамоты Святителя Алексия, которая своим трогательным стилем не может не умилить православного читателя. «Список з духовныя грамоты иже во святых отца нашего Алексея, митрополита Киевского и вся Руси, нового чудотворца. Милостью Божией и святыя Госпожи Богородицы и святаго Великого Архангела Михаила и Гавриила и всех святых небесных сил и великого пророка и Предтечи Крестителя Иоанна и святых прехвальных верьховных апостол Петра и Павла и всех святых молитвами спаси душу мою грешную. Се аз смиренный и грешный раб Божий Алексей пишу грамоту духовную целым своим умом. Даю святому великому архангелу Михаилу и честному его чюду села Жилинское, Черкизово, что есмь купил у Ильи у Озакова...». Таким образом вместе с другими вотчинами святителя Черкизово перешло во владение основанной св. Алексием обители, у которой и оставалось до 1764 г.

Система Orphus