К 30-ЛЕТИЮ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ

Тридцать лет — достаточный срок, чтобы подводить самые различные итоги. В связи с этой знаменательной для молодого советского государства датой в наших газетах и журналах печатается много статей, посвященных анализу достижений во всех областях общественной жизни. В промышленности, в сельском хозяйстве, в науке, в искусстве, в политике внешней и внутренней советская власть может гордиться достигнутыми успехами; и на страницах «Журнала Московской Патриархии» нет надобности повторять общеизвестные факты.

Но не будет лишним напомнить здесь о том, что все эти, невиданные еще в мире, достижения — результат действия основного принципа советской власти — вовлечения в строительство социализма самых широких народных масс, то-есть принципа самого широкого демократизма.

Есть также три области общественной жизни, которые в старой, дореволюционной России близко соприкасались с религиозной деятельностью: это — здравоохранение, просвещение и социальное обеспечение. Старые идейные пастыри Русской Православной Церкви помнят, какая безнадежность охватывала их при сопоставлении мизерных возможностей, почерпнутых ими из сердобольной благотворительности своих прихожан, и той необъятной потребностью во врачебной помощи, в школах, в поддержке престарелых и инвалидов, какая была в дореволюционной России. Но зачастую и в своих мизерных возможностях просвещать, лечить и помогать служители Церкви были ограничены — все зависело от того, какое впечатление эта благотворительность производила на местные административные органы. Достаточно было малейшего подозрения в неблагонадежности, чтобы благотворительной деятельности священника начинали чинить препятствия.

Здравоохранение в Советском Союзе основано на началах бесплатности и доступности всех видов медицинской помощи всем гражданам без исключения.

Образование, общее и техническое в пределах семилетки также бесплатно и доступно всему населению. Более того, начальное образование является всеобще-обязательным.

Статья 120 нашей Конституции провозглашает: «Граждане СССР имеют право на материальное обеспечение в старости, а также — в случае болезни и потери трудоспособности».

Эти учреждения советской власти являются образцами гуманности и человеколюбия, столь близких сердцу православного христианина.

Равноправие всех граждан перед существующими законами, когда ни происхождение, ни богатство не дают никому никаких привилегий — разве это не есть приближение к идеальному понятию, проповедуемому Православной Церковью: «перед Богом все равны».

То, что советской власти удалось создать нерушимую дружбу различных народов, населяющих нашу страну, Русская Православная Церковь может рассматривать как величайшее благо. Народы Советского Союза объединены общими интересами в достижении благосостояния для всех и взаимным уважением к национальным традициям. Эти высокие принципы Православная Церковь может только приветствовать.

Русская Православная Церковь полностью разделяет стремления советской власти закрепить длительный мир во всем мире. Об этом ежедневно за каждым богослужением молятся в русских православных храмах.

Трудящиеся Советского Союза большим торжеством отмечают тридцатилетие своего социалистического государства. Торжество это законное, оно добыто тяжелым трудом, многими лишениями, иногда полным отрешением от личного счастья ради общего дела. И Русская Православная Церковь вместе со всеми трудящимися радуется и празднует 30-летний юбилей советской власти, который мы проводим в обстановке мира и все возрастающего благосостояния.

Еще никем не написана история Русской Православной Церкви за период установления советской власти. А много поучительного могли бы почерпнуть из нее будущие поколения.

«Возблагодарим Бога и за нашу Православную Церковь, которая именно в эти годы нового строя обрела свое законное, каноническое устроение», — пишет Святейший Патриарх Алексий в своем праздничном послании к 7 ноября 1947 года.

Отделение Церкви от Государства, провозглашенное декретом советской власти в январе 1918 г., многим церковникам и верующим показалось крахом Русской Православной Церкви. Теперь мы видим, каким недальновидным и неумным было это беспокойство. Но даже этот страх за будущее нашей Церкви дал свои положительные результаты. Те, для кого Церковь была поприщем для личных успехов и обогащения, ушли из Церкви, отправились искать свою выгоду в светской работе. Другие эмигрировали. Третьи в силу необходимости должны были оставить духовную деятельность, потому что оскудела вера в народе. И на это не надо закрывать глаза.

Декрет советской власти об отделении Церкви от Государства и провозглашение свободы совести был ударом молота, раздробившим цепь, сковывавшую отжившие формы, и освободившим истинный дух Православной Церкви.

«... все номинальные церковники от нас ушли», — писал Святейший Патриарх Сергий. Русская Православная Церковь освободилась от всего наносного, чуждого ее христианскому учению, получила возможность «свободно действовать в свойственном ей духе по пути, указанному церковными канонами», — пишет ныне возглавляющий нашу Церковь Святейший Патриарх Алексий в послании по поводу 30-летней годовщины советской власти.

Теперь, тридцать лет спустя после Октябрьской революции в России, здесь, на страницах «Журнала Московской Патриархии», мы можем подвести свои итоги, как подводит их весь советский народ.

В революцию Церковь потеряла многие свои привилегии. Ряды священнослужителей основательно поредели. Материально Церковь понесла большой ущерб. Вот констатация тех фактов, которые характеризовали положение Русской Православной Церкви тридцать лет назад.

Но, освобожденная от административных государственных пут истинная христианская сущность Православной Церкви засияла своим чистым светом. И те, для кого эта истинная христианская сущность была и есть звездой, указующей правильный жизненный путь, те остались в Церкви. И среди них мудрый и незабвенный покойный Патриарх Сергий.

«В своей внешней обстановке беспомощности мы могли рассчитывать только на нравственную силу канонической правды, которая и в былые времена не раз сохраняла Церковь от конечного распада, — пишет он в предисловии к книге «Правда о религии в России». И в своем уповании мы не посрамились. Смеем это сказать, несмотря на все несовершенство нашего управления. Наша Русская Церковь не была увлечена и сокрушена вихрем всего происходящего. Она сохранила ясным свое каноническое сознание, а вместе с тем и каноническое возглавление, то есть благодатную преемственность от Вселенской Церкви и свое законное место в хоре Православных автокефальных Церквей».

Из этого утверждения вытекало следующее: «Ясно, что Церковь раз навсегда должна соединить свою судьбу с судьбою паствы на жизнь и на смерть», — читаем мы дальше в том же предисловии.

Все это писалось в год двадцать пятый существования советской власти, когда мудрый кормчий Русской Церкви мог уже видеть результаты руководства своими благими принципами.

Протекшее с тех пор пятилетие, полное жесточайших испытаний для молодой советской республики, показало всему миру как могуч и жизнеспособен народ, освобожденный «от угнетения, от власти богатства и стяжания» (Патр. послание 7/XI—1947 г.). Победа во Второй мировой войне принесла Советскому Союзу всемирную славу. Последующая борьба за мир и дружный, вдохновенный труд всех советских граждан в деле восстановления и реконструкции своего хозяйства привлекли к нам множество друзей и подражателей.

В годы величайших трудностей, в годы войны, Церковь, не колеблясь, встала на защиту народных интересов, помогая и словом и делом советской власти освободить страну от иноземных поработителей, в дни мира Церковь радуется все возрастающему благоденствию народа и благословляет его мирный труд и трудовые подвиги.

И растет слава Русской Православной Церкви, растет ее мощь, растет ее мудрый авторитет. Иные десятилетия чреваты большими событиями, чем целые века. За последние несколько лет под крыло Церкви Российской собрались многие, разобщенные с нею в течение долгого времени, архипастыри, пастыри и чада, русские и иностранные, исповедующие Православие и видящие его истинный свет в России. Внутри страны полностью изжито обновленчество, худшее из всех видов церковного раскола. «Два Поместных Собора собирались за эти годы, причем, Собор 1945 г. явился невиданным на Руси в ее церковной жизни событием, так как на нем вместе со всеми нашими иерархами и пастырями присутствовали Главы и Представители всех Церквей Востока и других автокефальных Церквей» (Патриаршее послание 7/XI— 1947 г.). Разрыв Брестской унии, существовавшей три с половиной века, также был совершен в последние пять лет и является лишним свидетельством торжества истинного Православия, хранимого в канонической чистоте нашей Русской Церковью.

Само по себе понятие Церковь есть понятие общины, совокупности единомыслящих людей, объединенных и общей верой и общими нравственными понятиями. И Русскую Православную Церковь составляют также люди. Их нравственный облик создает авторитет Церкви.

Забота русского православного духовенства о своем нравственном облике, постоянное стремление к духовному совершенству — залог немеркнущей славы Русской Церкви в будущем. Проповедь нравственных и моральных устоев, душевной и духовной чистоты пастве, пробуждение облагораживающего человека чувства веры — есть и останется первейшей обязанностью наших пастырей.

Миллионы религиозных предрассудков ни в коем случае нельзя смешивать с глубоко-нравственным, возвышающим и одухотворяющим, запечатленным в совершенных образах учением христианства, каким оно сохранилось в нашей Православной Церкви. Весь ритуал богослужения, проникновенные слова молитв, структура проповеди, всегда опирающаяся на простые и мудрые примеры, взятые из Священного Писания и житий святых — все вместе и в отдельности действует на лучшие чувства человека, пробуждая в нем любовь к ближнему, совесть, сознание греха в зависти, в воровстве, в убийстве ради корыстных целей. Наша Церковь борется с прелюбодеянием, с распущенностью. Призывает к терпению, к разумию, к храбрости, когда дело касается защиты близких, защиты Родины. Понятие патриотизма в нашей Церкви самое высокое, великодушное, доброжелательное к тем, кто следует принципам человечности, даже не исповедуя Православия.

Область веры — это область чувства. Идея Бога необъяснима человеческим разумом. Можно верить или не верить. Но верующий человек знает, потому что многократно проверил на опыте, что молитва приносит глубокое отдохновение, просветление, вдохновляет на такие поступки, которые по своей силе и мудрости кажутся откровениями. А скольким людям, обездоленным, несчастным, одиноким и престарелым наша Церковь дает утешение, удовлетворение и душевное спокойствие.

Русская Церковь, свободная «действовать в свойственном ей духе по пути, указанному церковными канонами», совершенно нелицеприятно солидаризируется с законами и мероприятиями советской власти, основанными на принципах демократизма, равноправия, любви к ближнему и к Отечеству.

Международная обстановка в настоящее время вырисовывается все отчетливее и отчетливее — уже ясно видны контуры двух лагерей: Труда и Капитала.

В. М. Молотов в докладе, посвященном 30-летию Великой Октябрьской социалистической революции наметил дальнейшие пути международной политики Советского Союза. Он сказал: «В наше время стоит задача объединить все антиимпериалистические и демократические силы народов в один могучий лагерь, спаянный единством кровных интересов, против империалистического и антидемократического лагеря и его политики закабаления народов и новых авантюр».

Нужно ли спрашивать в каком лагере останется Русская Православная Церковь? Может ли она встать на сторону Капитала, когда все молитвы ее «о спасении и помощи со тщанием и страхом Божиим труждающихся и служащих, об исцелении в немощех лежащих». Русская Православная Церковь всей своей внутренней правдой с теми, для кого труд — дело чести, дело славы, дело доблести и геройства, всей своей внутренней правдой она сочувствует угнетенным в их стремлении освободиться от порабощения капиталом.

Наша Церковь видит особый Промысл Божий в том, что Советский Союз встал ныне на страже мира во всем мире. Святейший Патриарх Московский и всея Руси в своем послании к преосвященным архипастырям, боголюбивым пастырям и всем верным чадам Церкви Российской, читаемом во всех храмах во время праздничного богослужения в день тридцатилетнего юбилея советской власти нелицемерно говорит:

«Да процветает Страна наша под этим благословением небесным!»

«Да будет она и впредь стражем и глашатаем благословенного мира для всех народов!»

А. ШАПОВАЛОВА

Система Orphus