«КЕСАРЕВО КЕСАРЮ, А БОЖИЕ БОГУ» — ЕВ. МФ. XXII, 21.

7/Х1—1917 г. — 7/XI — 1947 г.

Наше, пока еще единственное в мире, социалистическое Государство в этом году празднует тридцатилетие своего существования, свою политическую, экономическую, интеллектуальную и моральную зрелость, свою военную и техническую мощь...

В жизни людей 30 лет — большой срок, но в жизни государств, в жизни народов — это срок незначительный. Между тем, тридцатилетие советского строя насыщено таким богатством содержания, такой энергией и разнообразием пройденного пути, такими колоссальными, титаническими достижениями почти во всех областях жизни, что вряд ли целое столетие могло вместить то, что СССР дал за тридцать лет. Мы не будем говорить о том, как и какими путями наше Государство достигло таких феноменальных успехов. Это известно всем, кто внимательно следит за жизнью нашей страны. Скажем только, что нашим достижениям в области науки, техники, промышленности, культуры, искусства, быта удивляется весь мир. За десятилетия прежняя Россия не расходовала столько средств на культурные нужды населения, сколько их теперь расходуется за один год! Кто знает старую Российскую Империю и СССР, тот не сможет не видеть тех гигантских трудов нашего Правительства и народа, создавших за короткие исторические сроки массу грандиознейших предприятий — одно перечисление которых заняло бы много времени. Мы фактами показали и доказали всему миру, что рабочие и крестьяне, если они имеют хороших и умных кормчих, если они ясно сознают свои цели и умеют достигать их, могут и без капиталистов и без помещиков строить и свою жизнь и жизнь своего Отечества, строить лучше, продуманнее и планомернее... Отсюда, вся наша культура, все виды нашего искусства общенародны и жизнеутверждающи...

В области религии мы также наблюдаем прогресс. Закон об отделении Церкви от Государства чрезвычайно важен прежде всего для нас — верующих православных христиан. Мы прекрасно знаем, что вмешательство Государства в дела Церкви не только не давало ничего хорошего, но и сковывало внутреннюю свободу Церкви. Возьмем Синодальное управление. Его недостатки известны всем. Говорить о них — значит повторяться. Заслуга Синода в том, что он, в этот тяжелый период своей истории, будучи, по существу, только одной из частей государственной бюрократической машины, все же имел достаточно нравственной силы и поддержки верующего народа, чтобы противодействовать таким «очам Государевым» как Мелиссино, Чебышев, Протасов и др., недвусмысленно покушавшимся на догматико-канонические основания Церкви.

Грянула Великая Октябрьская революция. Власть взяли большевики — коммунисты. Многие церковные люди сначала не поняли всей грандиозности и своеобразности совершившегося. Они обращали свое внимание на внешнее, несущественное, не понимая внутренней закономерности диалектического перехода от революции буржуазно-демократической к революции социалистической. Многие думали, что без самодержавия, без царя не может быть и Церкви. Церковь, основанную Христом, «Ее же и врата адовы не одолеют», возглавляемую Христом «до скончания века», — эту Церковь хотели поставить в зависимость от форм человеческого общежития... Отсюда необдуманные и ненужные выступления против Советской власти, отсюда злорадство при трудностях и разъедающий скептицизм при успехах... А тут еще внутренняя борьба в самой Церкви. Одни стали «модернистами», другие «реакционерами», а на самом деле и те и другие раздирали «хитон Христов». Тем более внешне это было легко делать: свобода полная, наказывать ослушников некому, Государство не вмешивалось во внутреннюю церковную жизнь, а сама Церковь реальной административной силы не имела. Нужен был большой моральный авторитет носителя церковной власти, чтобы сохранить единство верующих чад и их пастырей. И этот авторитет имел Святейший Патриарх Тихон, избранный на Соборе 1917—1918 гг. Промысл Божий судил ему быть первым, после ликвидации Синодального управления, Патриархом Русской Церкви. Время его Патриаршества было чрезвычайно богато мировыми событиями. После долгой и ожесточенной борьбы с чужими интервентами и своими врагами революции, Советская Республика только начинала твердо становиться на ноги. Не удивительно, что в первое время и сам Патриарх Тихон недостаточно правильно определил свое отношение к Советской власти. Правда, свою первоначальную ошибку он тут же исправил: не вмешиваясь в дела государственной власти, он не позволял никому нарушать догматико-каноническое единство Церкви. Последней и главной его заботой была нормализация отношений между Церковью и Советской властью. Смерть помешала ему самому выполнить эту задачу. Но его преемники должны были разрешить ее.

Разрешение этой великой и основной задачи Господь возложил на рамена мудрого архиерея Русской Церкви — Митрополита Сергия (Страгородского), впоследствии Патриарха Московского и всея Руси. Желающих более подробно ознакомиться с тем огромным значением, какое имеет для нашей Церкви покойный Патриарх Сергий, отсылаем к содержательной книге: «Патриарх Сергий и его духовное наследство». Изд. Московской Патриархии, 1947 г., стр. 1—415. Мы же скажем немного: Патриарх Сергий был ярким примером верующего христианина-архиерея и гражданина СССР. «Кесарево — Кесарю, Божие — Богу» — в этой неумирающей, Божественной формуле Христа дано совершенное, непререкаемое решение об отношении верующего христианина к своей религии и к Государству. Решение вопроса, данное здесь Христом, не допускает никаких кривотолков, ибо оно предельно ясно. На этих словах Спасителя и построил Патриарх (в то время Митрополит) Сергий взаимоотношения возглавляемой им Православной Церкви и Советского Государства. «Мы, церковные деятели, — говорил он, — не с врагами нашего Советского Государства и не с безумными орудиями их интриг, а с нашим народом и Правительством» (послание от 29 июня 1927 г.).

И мы видим, что, вопреки предсказаниям разного рода «пророков» Запада, Церковь в СССР не умирает, а, наоборот, постепенно развивается и крепнет, основываясь на новых началах своей жизни, данных в законе об отделении Церкви от Государства и в Сталинской Конституции. Церковь у нас самостоятельно и свободно управляется согласно своим догматико-каноническим установлениям; не вмешиваясь в дела Государства и гарантированная от вмешательства государственной власти в свою внутреннюю жизнь, Церковь благословляет все то, что ведет нашу Родину к миру, славе и благоденствию, что возвеличивает и укрепляет ее.

Война с фашизмом была самым сильным испытанием жизненности и силы Советского социалистического строя в нашей стране, была испытанием и для взаимоотношений Церкви и Советского Государства. Ведь многие ожидали, что симпатии Церкви будут на стороне фашизма. Эти люди не понимали истории, забыли про то, что Церковь наша никогда, а особенно в годину бедствий, не оставляла верующих людей, шла с ними, ободряла их, помогала им, молилась за них. В эту войну народ наш сознательно и убежденно защищал свое социалистическое Отечество. Церковь Русская не могла итти против народа, а пошла рука об руку с ним, с воинами, с нашим Правительством для защиты своей Родины, для защиты ее политической, экономической, культурной и религиозной независимости.

И сейчас, в день тридцатилетия советской власти, мы смело можем сказать, что разного рода шероховатости и даже ошибки в отношениях между Церковью и Государством уже, в основном, преодолены, что сейчас Церковь наша пользуется громадным и вполне заслуженным авторитетом не только у нас, но и во всем мире, а особенно у братских славянских народов. Собор 1945 г. и последующие поездки Святейшего Патриарха Алексия и его соработников в разные страны еще больше помогли узнать всем «правду о религии в России». Мудрое же водительство церковного корабля Святейшим Патриархом Алексием и его ближайшими сотрудниками (Митрополит Николай, Митрополит Григорий и др.) говорит о том, что и в дальнейшем взаимоотношения между Церковью и Государством еще больше окрепнут и дадут благие плоды.

Скажем прямо: к тридцатилетию Великой Октябрьской социалистической революции наша Церковь Православная приходит, как «столп и утверждение истины» (1 Тим. 3, 15). Обновленчество самоликвидировалось; Закарпатская Украина и бывшая Галиция, после 350-летней унии с католичеством, воссоединилась с Русской Церковью; на Западе и Востоке почти всеми Православными Русскими Церквами признана власть Святейшего Патриарха Московского и всея Руси. Единение славянских народов — и политическое и религиозное — проходит нормально, в самой благоприятной и дружественной обстановке. Церковь Русская имеет в лице Патриарха Алексия достойного преемника покойного Сергия, дальновидного и мудрого кормчего, которому Промысл Божий судил «недоконченное докончить» (Тит. 2, 5).

Как во всем видно Промышление Божие! Именно теперь, освободившись от связующих пут государственной опеки, Церковь начала выявлять свои животворные силы, сначала медленно, может быть, даже и неуверенно, а потом все смелее, решительнее, благотворнее. Мы сейчас являемся свидетелями таких событий, о которых прежние церковные деятели могли только мечтать...

«Не суть бо совети Мои, якоже совети ваши, ниже якоже путие ваши путие Мои» (Ис. 55, 8; ср. 1 Кор. 1, 25) — говорит Господь. То, что по нашему ограниченному человеческому рассуждению являлось для нас как бы гибельным, то Господь обратил к славе и спасению и Церкви и нашей Родины.

ПРОТ. Н. А. ХАРЬЮЗОВ

Система Orphus