МОСКВА

7 сентября весь Советский Союз праздновал 800-летний юбилей своей Столицы Москвы. Этот праздник был днем торжества всей страны. И. В. Сталин в своем приветствии справедливо отметил, что Советский Союз празднует этот день не формально, а с чувством любви и уважения, ввиду великих заслуг Москвы перед Родиной, из которых важнейшими являются: троекратное освобождение Отечества от иноземного ига, — монгольского, польско-литовского и французского и блестящая победа над подступавшим к Москве дерзким врагом во Вторую Великую Отечественную войну.

Великая честь стать освободительницей всей земли русской выпала на долю Москвы не случайно.

Заложенный на Москве-реке, на территории владений боярина Кучки, город, оказавшийся на перекрестке торгового сообщения между западом и востоком, югом и севером, очень скоро после своего возникновения стал разрастаться и приобретать все более важное значение и в жизни и в развитии России. История Москвы начинается собственно со времени князя Даниила Александровича, который присоединил к дотоле небольшой Московский области Переяславль, — плотно населенный удел с главным городом Дмитровым. Но особенно заметно стало расти торговое и политическое значение Москвы при его сыне Иване Калите. Под влиянием все более распространявшейся в народе уверенности во власти Московского князя даже удельные князья, сохранившие независимость, приходили к сознанию о старшинстве Московского княжества. С своей стороны Церковь, нуждаясь в покровительстве светской власти и найдя его в Москве, дала решительный перевес Москве перед всеми другими княжествами.

Огромная заслуга в деле возвеличения Москвы принадлежит Святителю Петру, ставшему позднее Митрополитом всея Руси. Ведя с 12 лет подвижническую жизнь в одном из пустынных монастырей на Волыни, и пройдя все степени иноческих подвигов, он удалился в еще более уединенное место в Галиции и основал там монастырь. Когда бывший в то время Киевский и всея Руси Митрополит Максим при объезде своей митрополии посетил и Волынь, Петр со своей братией встретил его для принятия благословения и поднес Митрополиту писанный им самим образ Богоматери, перед которым Митрополит Максим молился до конца своей жизни. Образ этот был впоследствии помещен во Владимирском кафедральном соборе. По смерти Митрополита Максима Петру было предложено ехать к Патриарху для получения сана Митрополита. После долгих уговоров Петр, наконец, согласился и был посвящен в Константинополе в Митрополиты всея Руси. Вернувшись на родину, Святитель поселился сначала в Киеве, а затем переехал во Владимир. Здесь он с большим рвением занялся устройством и нуждами Церкви и в то же время являлся примирителем князей в их постоянных ссорах и распрях между собой. Но вскоре взоры мудрого Митрополита обратились к Москве. Предвидя в этом все более укрепляющемся городе зачатки будущего государства, он решил переселиться в Москву и перенести туда свою митрополию. Свой митрополичий двор Святитель основал при церкви Рождества Иоанна Предтечи под бором, и с тех пор эта церковь называлась митрополичьею или кафедральною вплоть до построения Успенского собора.

Вся деятельность Святителя Петра с этих пор была направлена к тому, чтобы способствовать проведению в жизнь великой цели собирания разрозненных русских земель.

В качестве ближайшего советника и друга Московских князей Юрия и Ивана Даниловичей он помогает им своими мудрыми советами, своим благотворным влиянием, не переставая в то же время заботиться о процветании Церкви.

Таким образом, все более укрепляясь со стороны гражданской и церковной власти, Москва становится как политическим, так и религиозным центром княжеской Руси.

В 1328 г. Москва уже официально сделалась великокняжеским городом. Великому ревнителю ее возвышения, Митрополиту Петру, не суждено было увидеть это торжество: он скончался в 1326 г., но его предсмертные слова оказались пророческими.

Завещая Ивану Даниловичу построить в Москве храм в честь Успения Пресвятой Богородицы, Святитель говорил: «Если ты послушаешь меня, сын мой, то и сам прославишься более иных князей с родом твоим, и град твой будет славен между всеми городами русскими, и святители поживут в нем, и кости мои здесь положены будут». Иван Данилович исполнил завещание с. Петра. Собор Успения был окончен через 7 месяцев после смерти Митрополита и освящен в 1327 г. Кроме этого храма, при князе Иване Даниловиче было выстроено еще несколько церквей, в числе которых следует упомянуть каменную церковь Спаса Преображения (ныне Спаса на бору).

Москва к тому времени значительно обстроилась. Вырастали новые дома, Кремль был обнесен дубовыми стенами, за городом возникали посады, слободы, заселенные ремесленниками.

Такое важное событие для прославления Православной Церкви, как учреждение преп. Сергием Троице-Сергиевой Лавры (при сыне Ивана Калиты Симеоне) повлекло за собой возникновение ряда других монастырей, основанию которых способствовал святой Алексий, сделавшийся впоследствии Митрополитом Московским. Ему также принадлежит заслуга воспитания Дмитрия Ивановича, будущего великого князя Московского.

Личность Святителя Алексия настолько ярка и значительна на церковно историческом фоне древней Москвы, что ее нельзя обойти молчанием.

Обратив на себя внимание Митрополита Феогноста своим умом и строгостью жизни, инок Алексей становится сперва наместником Митрополита и в этой должности успешно управляет всеми церковными делами во время отлучек Митрополита; а после смерти Феогноста, в 1354 г., получает в Константинополе сан Митрополита Киевского и всея Руси.

Москва тогда переживала тяжелое время. После смерти Симеона великое княжество досталось его брату Ивану Ивановичу, человеку слабому и безвольному. Между тем, наряду с ростом Москвы вырастали и крепли соседние с ней княжества: Тверское, Нижегородское и другие, которые, рассчитывая на помощь со стороны Литвы, готовились к борьбе с Москвой. Православная Церковь также находилась в тяжелом положении, так как недруги всячески старались нарушить ее единство. Поэтому можно с уверенностью сказать, что то благотворное влияние, какое оказывал Митрополит Алексий на князя Ивана Ивановича, имело огромное значение для дальнейшего будущего Москвы и всей Руси. Алексей отличался редким умом, был человеком по тому времени образованным и наряду с чрезвычайной осторожностью умел, где надо, применять решительные меры воздействия. Так, в результате его трех поездок в Орду, благодаря умению Святителя разумно и настойчиво действовать, все поездки оказались успешными.

Когда после непродолжительного княжения умер Иван Иванович и на его место должен был заступить его сын Дмитрий Иванович, то Митрополит Алексий не только взял на себя опекунство над десятилетним Дмитрием, но и стал главою совета управлявших Московским княжеством бояр и подвизался на этом поприще до полного совершеннолетия молодого князя. В условиях тяжелой обстановки, характеризующейся кровавой борьбой за власть в Золотой Орде, а также среди русских людей, Митрополит Алексий с помощью постоянных молитв за русский люд и разумных советов добивается получения великокняжеского ярлыка для Дмитрия Ивановича, победы над князьями, не желавшими признать старшинства Дмитрия, подчинения Московскому князю непокорного Новгорода, а затем Твери и т. д.

Св. Алексий хотел иметь своим преемником преп. Сергия, и высказал ему свое желание, но преподобный Сергий решительно отказался принять сан Митрополита. Великий подвижник, много помогавший своему другу Святителю Алексию мудрыми советами, считал себя неспособным к деятельности Митрополита и остался скромным отшельником, продолжая служить Церкви и Отечеству в стенах своей обители.

Митрополит Алексий скончался в 1378 г. Почувствовав приближение смерти, он позвал к себе великого князя, простился с ним, благославил его и завещал похоронить себя в основанном им Чудовом монастыре, что и было исполнено.

60 лет после кончины Святителя мощи его были обретены нетленными.

Если Ивану Даниловичу история дала почетное прозвище «собирателя земли русской», то князю Дмитрию было присуждено название «Донского» за одержанную им победу над татарами.

Услышав о выступлении Мамая против Руси, Дмитрий приказал всем войскам соединиться в Москве, чтобы отсюда начать свой поход. Москва впервые выступала в роли активного защитника Родины. Войска собирались бодро, помня свою недавнюю победу при Воже. Они уже не считали татар непобедимыми. Приготовив полки к выступлению, Дмитрий Иванович поехал в Троицкую Лавру за благословением к игумену Сергию. Преподобный Сергий не только благословил его на борьбу с татарами, но предсказал ему победу. Он отпустил с князем двух иноков, бывших ранее воинами, Александра Пересвета и Родиона Ослабю, которые стали в ряды войск, не снимая с себя одежды иноков. Русских войск собралось 150.000, для того времени небывалое количество, и летопись говорит по этому поводу: «От начала бо такова сила не бывала князей русских, якоже в се время». Как известно, славная Куликовская битва, начавшаяся словами: «Бог нам прибежище и сила», закончилась сплошным бегством татар. Весть о победе пронеслась радостным эхом по всей земли русской. Громко прогремело имя Москвы, народ почувствовал ее великую заслугу, и это сознание было новым шагом на пути к возвеличению нашей столицы. С этих пор ненавистное татарское иго неуклонно теряло свою силу над Русью. После нескольких битв, неизменно завершавшихся победой над врагом, зависимость русских перед Ордой выражалась в получении ярлыка на княжение и отдаче дани. Последним Московским князем, ездившим в Орду за ярлыком, был князь Василий Васильевич (Темный).

Вторым историческим подвигом Москвы является изгнание с русской земли поляков. То было страшное, смутное время для страны. Появление самозванца, тяжкая борьба с ним, победа над вторым и третьим самозванцами, вступление польских войск в пределы Отечества вплоть до Москвы, болезни и голод и, наконец, беззастенчивое хозяйничанье поляков в столице. Народ волновался, терпел лишения и бесчинства со стороны вторгшихся врагов. Поляки и служившие у них немцы предавались все это время отчаянному грабежу. По словам летописи своевольные солдаты стреляли в русских жемчужинами величиною с боб и проигрывали в карты детей, отнятых у бояр и именитых купцов. Белокаменная, подожженная поляками, пылала в огне. Кучка бояр, преследовавшая свои низменные цели, все еще стояла за присягу королевичу Владиславу. Но тут поднял свой голос Патриарх Ермоген, видя, какая опасность грозила русской стране со стороны польского короля, возымевшего желание воспользоваться смутным временем и подчинить тебе «Московию», а также со стороны папы и его приспешников — иезуитов, мечтавших ввести католическое вероисповедание в Московском государстве.

Народ давно уже тяготился присутствием иноземных и иноверных пришельцев и с радостью принял благословение и призыв Патриарха к борьбе с врагом. В то же время пришла в Москву грамота от жителей Смоленской области, где говорилось о том, что поляки притесняют русское население, надругаются над верой православной, разоряют церкви и предлагалось общими силами восстать на врага. Москвичи переправили эту грамоту в другие города, присоединив к ней другую от себя, в которой убеждали все города русские объединенными силами встать на защиту веры православной и Родины.

Призыв этот нашел отклик во всей России. Вскоре к Москве двинулось ополчение, состоящее из русского люда многих городов, под руководством Прокопия Ляпунова.

Когда известие о движении ополчения дошло до Москвы, Салтыков с боярами пошел к Ермогену, стал упрекать его, зачем он поднял восстание и требовал, чтобы Патриарх велел ратным людям, идущим к Москве, возвратиться назад, но Ермоген твердо заявил, что пока изменник Салтыков не выйдет со всеми врагами из Москвы, он не перестанет благословлять тех, которые идут на защиту веры и Отечества. Тогда к Патриарху была приставлена стража. Вскоре после этого великий мученик за правду был закован в цепи и заточен в подземелье Чудова монастыря, где он умер от голода 17 февраля 1612 г. Но правда восторжествовала. Героическими усилиями московского люда во главе с князем Пожарским и при помощи русского народа других городов, Москва, и вместе с нею наша Родина, была очищена от нашествия поляков. Так Москва сбросила со своих могучих плеч второе иноземное иго.

Прошло два столетия. На историческом горизонте появилась могучая фигура непобедимого завоевателя — Наполеона Бонопарта. Он ураганом носится с одного края Европы на другой, подчиняя себе большие и малые страны. Удача, победа и слава — его постоянные спутники. Перед миром встают блестящие страницы побед Наполеона, — как Фридлоу, Маренго, Иена, Аустерлиц. Кто мог противостоять победителю всей южной и западной Европы? По преданию, великий полководец велел отлить медаль с надписью: «Тебе Небо, мне — земля». Таким образом, Наполеон добровольно уступал Богу Творцу небо, с тем, чтобы забрать себе всю землю. И вот, в момент апогея своей славы, этот гордый и неутомимый завоеватель решает двинуться на Россию.

Когда была перейдена русская граница, перед наполеоновской армией открылись две дороги: одна в столицу государства — С.-Петербург, другая в бывшую столицу — Москву. Наполеон решил поразить Россию в самое сердце и пошел на Москву.

В простой крестьянской избе подмосковной деревушки Фили собирается весь генералитет русской армии во главе с фельдмаршалом Кутузовым. Здесь решается вопрос, как быть с Москвой. Высказывались различные мнения, но о сдаче столицы речи не было. Тогда, выслушав внимательно своих подчиненных, Кутузов встал и категорически заявил, что данной ему властью он приказывает сдать неприятелю Москву без боя. Его не понимали, пытались возразить и уговаривать, но фельдмаршал остался непреклонен: он верил в русский народ, зная, что никто не уходил и не уйдет из Москвы победителем.

Москва с большим подъемом готовилась к встрече врага. Бывший в то время московским губернатором граф Растопчин, не зная решения Военного Совета, делал все необходимые приготовления к обороне города. В церквах молились за очищение земли русской от неприятеля. Духовенство в многочисленных воззваниях и проповедях призывало народ к боевой готовности и всевозможной помощи стране для борьбы с неприятелем. Московский люд жертвовал деньгами и вещами, отдавая подчас последнее. Указом Московской Консистории ученики духовных училищ зачислялись на военную службу. Наполеоновская армия шла на Москву по Можайской дороге мимо тихих мирных подмосковных сел Кунцева, Сетуни и др. Войдя со своей свитой на Поклонную гору, французский император остановился. Он гордо ждал от Москвы депутации с выражением покорства. Но...

«Напрасно ждал Наполеон,

Последним счастьем упоенный,

Москвы коленопреклоненной.

С ключами старого Кремля;

Нет, не пошла Москва моя

К нему с повинной головой!...

Не праздник, не приемный дар —

Она готовила пожар

Нетерпеливому герою».

(Пушкин)

Несмотря на разочарование французов, так и не дождавшихся от москвичей признания своей покоренности, они были поражены чарующим видом нашей столицы с Поклонной горы.

Так Цезарь Лонгуа говорит: «Новый мир открылся нам. Прекрасная столица под лучами яркого солнца горела тысячами цветов: группы золоченых куполов, высокие колокольни, невиданные памятники. Обезумевшие от радости, хлопая в ладоши, наши, задыхаясь, кричат: «Москва, Москва!» Почти то же самое мы находим у Лабома: «Погода была великолепная, все это блестело и горело в солнечных лучах и казалось бесчисленными светящимися шарами. Были купола, похожие на шары, стоящие на шпице колонны или обелиска и тогда это напоминало висевший в воздухе аэростат. Мы были поражены красотой этого зрелища, приводившего нас в еще в больший восторг, когда мы вспоминали обо всем том тяжелом, что пришлось перенести. Никто не в силах был удержаться, и у всех вырвался радостный крик: «Москва! Москва!!!»

Вечером 14 сентября, накануне вступления Наполеона в Кремль, начался пожар Москвы. Он вспыхнул в нескольких местах сразу и распространялся с ужасающей быстротой, чему способствовали сильные порывы ветра. Пожар Москвы можно разделить на три периода: сперва горели предместья, затем город и, наконец, Кремль. После пожара месяц спустя, неприятель покинул столицу. Француз Домерг в своем описании московского пожара приводит, между прочим, следующий характерный эпизод: «...пожар приближался к Кремлю и грозил его безопасности. В полдень огонь показался в дворцовых конюшнях и в башне, прилегающей к арсеналу. Несколько искр упало на двор арсенала, в паклю, которую употребляли русские артиллеристы, и на ящики французской артиллерии. Опасность была очевидна. Бросились предупредить императора, который явился на место происшествия. В ту минуту, когда он находился внизу большой лестницы, ему представили одного поджигателя, схваченного под окнами на месте преступления. Наполеон обратился с вопросом к этому человеку. «Мы исполняем священный долг», — отвечал русский патриот. Вот как встретила Москва непобедимого. С недоумением и досадой глядел французский император на гибель города, который он обещал, как награду, своей доблестной армии. Подтверждением этому служат его собственные слова: «Этот ужасный пожар все разорил. Я был готов ко всему, кроме этого. Одно это не было предусмотрено. Кто бы подумал, что народ может сжечь свою столицу?» В московском пожаре завоеватель Европы почувствовал свой конец. И конец этот, действительно, скоро наступил. В начале октября наполеоновская армия начала свое отступление из Москвы. Москва разоренная, разгромленная, сожженная очистилась от наводнявших ее полчищ и начала быстро восстанавливаться.

Несмотря на то, что официальной столицей России был Петербург, Москва не переставала быть центром всей культурной жизни страны. В почетных стенах Белокаменной родились и выросли великие ученые, художники, поэты, писатели земли русской.

Со времени Великой Октябрьской социалистической революции начинается новая славная эпоха в истории Москвы. Она вновь становится столицей.

В 1941 г. новый враг — Гитлер, разыгрывавший из себя Наполеона, делал безумную попытку посягнуть на независимость нашей столицы, а вместе с нею и всего нашего Советского Союза. И именно здесь, у самого порога Москвы, сломил себе шею тот, кто мнил себя покорителем Европы.

Советская Москва не пустила врага. С момента его изгнания из московских пригородов началась гибель немецкой армии. Советская Москва явилась авангардом в деле изгнания гитлеровцев из нашего социалистического государства. Таково огромное политическое и общественное значение Москвы для всего Советского Союза. Для верующих Москва имеет еще и другое значение, а именно — она является религиозным центром русского Православия.

В сентябре 1943 г. произошло знаменательное событие — восстановление Патриаршества. Патриархом был избран Московский Митрополит Сергий, и постоянной резиденцией Святейшего Патриарха оказалась Москва. Здесь же находится все управление Русской Православной Церкви. Взоры миллионов верующих всех стран земного шара направлены на Москву, где в небольшом особняке, в Чистом переулке, пребывает ныне здравствующий Патриарх Московский и всея Руси Алексий. Многочисленные московские храмы звоном своих колоколов возвещают всем верующим «радость велию» о расцвете нашей Православной Церкви в Советском Союзе и о полном единении нашего Архипастыря со своей паствой.

В знаменательный день 7 сентября 1947 г. Москва вместе со всей страной с энтузиазмом праздновала свой 800-летний юбилей.

В Московских храмах в этот день происходили торжественные богослужения с молебнами, то к небу возносились сотни молитв о дальнейшем мирном строительстве великой Москвы, о сохранении ее от супостата и даровании ей многая лета.

С. АЛФЕЕВ

Система Orphus