ПРАЗДНОВАНИЕ 800-летнего ЮБИЛЕЯ МОСКВЫ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКОВЬЮ

Празднование 800-летнего юбилея Москвы Русская Православная Церковь приурочила ко дню Московских Святителей 18-го, по старому

стилю 5-го, октября.

Еще при царе Феодоре Иоанновиче, в 1596 г., была торжественно увековечена память Московских Святителей, много потрудившихся для утверждения Русской Православной Церкви и укрепления Московского государства, ныне превратившегося в величайшую мировую державу.

В те далекие времена наша Церковь была как бы очагом, к которому стремилось все истинно русское, где, как в доме матери, стихали распри и ссоры, где, как отцу, подчинялись непокорные, просветленные светом единоверия. В 1589 г. Русская Православная Церковь завершила оформление своей автокефалии и впервые возглавилась Патриархом. Это было величайшим событием для страны. Большое значение придавалось первым Патриархом Иовом и царем Феодором Ионновичем установлению дня Московских Святителей. Это было как бы ответом западникам: в этом же, 1596 г., состоялся в Бресте Собор, на котором принята была уния, породившая для православных христиан в дальнейшем много бедствий и обид, чинимых правителями Ватикана.

День Московских Святителей Петра, Алексия, Ионы, Филиппа и Ермогена — день воспоминания и прославления деяний этих великих мужей. Святая их жизнь и плодотворная патриотическая деятельность сквозь века светит нам идеалом служения Родине.

Все православные храмы земли Российской отмечали этот праздник торжественными богослужениями и молитвами о благосостоянии любимой Столицы. Во всех храмах зачитывалось Патриаршее послание по случаю церковного празднования 800-летия Москвы.

Радостными и прочувственными были службы в Патриаршем кафедральном Богоявленском соборе. Здесь 800-летие Столицы ознаменовалось значительным для Русской Православной Церкви событием — перенесением мощей Святителя Алексия из Кремлевского Успенского собора. Отныне Богоявленский собор — не только первопрестольный храм Русской Православной Церкви, но и хранилище драгоценных останков Святителя Алексия, кто есть «светило Российской земли и граду Москве стена нерушима...».

Празднование 800-летия Москвы началось всенощной в пятницу 17/Х, накануне дня Московских Святителей.

В Патриаршем соборе совсем недавно закончился реставрационный ремонт. Настоятель собора о. протопресвитер Николай Федорович Колчицкий вложил в это дело много внимания, заботы и средств, обеспечив проведение работ консультацией высоких специалистов. И ныне храм поражает своей роскошью и величием, сверкая золотом колонн и иконостаса, яркими красками росписи, белизной и пурпуром патриаршей кафедры. Хоры перенесены наверх.

Это именно оттуда разлилось по храму торжественное «От Восток солнца до запад хвалите имя Господне...» при приезде Святейшего Патриарха.

О. настоятель Н. Ф. Колчицкий приветствовал у входа Патриарха Алексия небольшой речью, в которой он особенно подчеркнул плодотворную деятельность Святейшего, его неустанную заботу о процветании храмов Божиих и православных обителей и монастырей, об удовлетворении насущей потребности верующих в поклонении святыням, о благочестии духовенства и монашествующих.

Многочисленное московское духовенство, в праздничных ризах и митрах, вышедшее к дверям вместе с о. настоятелем встречать Патриарха, возвращается со Святейшим в алтарь.

Так начинается всенощная, в которой к обычному течению богослужения прибавляется поэтическое прославление Московских Святителей Петра, Алексия, Ионы, Филиппа и Ермогена, кои «апостолам равно просветители есть», «похвала земли Российской и всему священству украшение».

Патриарху сослужат: архиепископ Харьковский и Богодуховский Стефан, архиепископ Дмитровский Виталий, епископ Рязанский и Касимовский Иероним и епископ Ивановский и Кинешемский Паисий.

Наступает самый сокровенный момент этой всенощной. Во время полиелея, при пении «Хвалите имя Господне», Патриарх, вместе с сослужащими ему архиереями, обносит вокруг престола мощи Святителя Алексия, прежде чем навсегда упокоить их в приготовленной гробнице. Мягкий и яркий свет разливается в алтаре, хоры вверху, переливаясь и перемежаясь, наполняют звуками весь храм, прославляя Господа, молящиеся в благоговейном и умиротворяющем экстазе всем своим существом чувствуют торжественность момента. Вот подняли крышку гробницы о. протопресвитер Николай Колчицкий и о. протоиерей Александр Смирнов первостепеннейшие люди среди русского священства. Патриарх опустил дорогую святыню в гробницу. Гробницу закрыли крышкой. Без малого шестьсот лет покоились останки Святителя в Чудовом монастыре. Да будет нескончаемым пребывание их в Московском Патриаршем кафедральном соборе!

Так совершилось перенесение мощей Святителя Алексия в третий раз. Первый раз это произошло при великом князе Иоанне Васильевиче и Митрополите Геронтии. Второе торжественное перенесение честных мощей совершилось 20 мая 1686 г., при царях Иоанне и Петре Алексеевичах и Патриархе Всероссийском Иоакиме. Сами цари, Иоанн и Петр, с ближайшими сановниками несли раку со св. мощами на себе. И ныне этим событием отмечено 800-летие Москвы.

Первым к святыне прикладывается Патриарх Алексий, за ним архиереи по старшинству, духовенство, сослужащее и присутствующее, затем идет народ.

И до глубокой ночи, когда уже совсем стихает городской шум и прекращается движение столичного транспорта, подходят к раке Святителя Алексия верующие москвичи, обрадованные возможностью поклониться и приложиться к почитаемой святыне.

18 октября, в день памяти Московских Святителей, в Патриаршем кафедральном соборе совершены были две Литургии, ранняя и поздняя.

Позднюю Литургию совершал Патриарх Московский и всея Руси Алексий.

Как обычно, торжественно встреченный духовенством он преследовал к раке Святителя Алексия.

В храме тишина, хотя он полон тысячами молящихся. Склоняет Святейший Патриарх свою голову перед святыми останками жившего шестьсот лет назад русского человека, чье «велие духа мужество и любовь к Отечеству» создали ему вечную церковную память. Губы Святейшего Патриарха шепчут молитву, в слова которой он вложил мысль свою о духовной поддержке, о вразумлении на свое трудное поприще Первоиерарха Русской Православной Церкви. В далеком примере благочестивой и мудрой жизни Московского Святителя Алексия, жившего в XIV веке, на заре просветления Православием наших предков, ищет Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий руководства в деятельности на ниве Православия в XX веке. Проходят столетия, растет диапазон науки и искусства, изменяется экономика, но незыблемыми остаются высокие моральные качества человека — вера, ум, любовь, самоотверженность, бескорыстие, чистота духовная и телесная. Именно об этом возносятся мечты молящегося к своему горнему покровителю, чье имя он носит.

Вместе с Патриархом Алексием молятся архипастыри, пастыри и все мы, пришедшие в храм москвичи, в этот знаменательный день церковного чествования 800-летнего юбилея нашей Столицы.

Литургия начинается, как обычно, с торжественного облачения Патриарха. К архиереям, сослужившим ему за вчерашней всенощной, прибавился еще епископ Казанский и Татарский Гермоген. Так же многочисленно и нарядно, как вчера, московское духовенство.

Снова «в песнях и пениях радующеся» прославляются Московские Святители Петр, Алексий, Иона, Филипп и Ермоген. В тропарях и стихирах, посвященных их памяти, воспеваются их заслуги перед Родиной, их труды на благо Отечества, их участие в создании «града Москвы». И все богослужение вместе есть общая молитва о ниспослании Москве благоденствия, мира и дальнейшего процветания.

В определенный час совершаются поздние Литургии во всех православных храмах обширной нашей страны и в определенный момент зачитывается Патриаршее послание по случаю церковного празднования 800-летия Москвы. Так в единомыслии собирает Церковь всех своих чад и творит великое дело любви и братства.

В Богоявленском Патриаршем соборе Патриаршее послание зачитывает о. протопресвитер, настоятель собора, Николай Федорович Колчицкий.

Внимательно вслушиваясь в разносящиеся по храму четкие слова, в короткие и ясные опеределения исторической роли великого города и его значения для нашего Отечества, мысленно представляешь те многие и многие поколения москвичей, проходивших сквозь горнило войн и бедствий политических интриг и вновь, и вновь возникающего напора иноземцев, представляешь эти поколения москвичей, разумных, стойких, терпеливых и гордых, которые неизменно расчищали Родине широкий путь в будущее. Сохранились их имена или забыты, за всех за них молится наша церковь. И неизменно она провозглашает «мир всем». Поэтому такой убедительностью звучат слова Патриаршего послания, в которых он говорит: «И, будучи мощным центром государственной и церковной жизни нашей Родины, Москва в то же время является надежной опорой для всех миролюбивых народов, которые видят в ней зоркого стража мира и грозного обличителя безумных стремлений нарушить мир и разжечь пламень новой войны».

По окончании Литургии сам Святейший Патриарх произнес перед народом слово, посвященное Московским Святителям, в котором отметил заслуги каждого из них перед Русской Церковью и Отечеством. Митрополит Петр пророчески возвестил величие и славу Москве. Здесь он утвердил престол Первосвятителя Российского. По его завету был воздвигнут храм Пресвятой Богородице в Кремле, который стал действительно сердцем России, благодаря тому, что все воссоединялись около этой святыни. Святитель Алексий своей святостью покорил татарского хана. Исцелил царицу Тайдулу и тем избавил Московское государство от многих напастей. Святитель Иона ознаменовал свое святительство тем, что освободил Русскую Церковь от подчинения Константинопольскому Патриарху, сделав ее автокефальной. Митрополит Филипп знаменит своей ревностью о славе Божией и безбоязненным обличением жестокостей Иоанна Грозного. Патриарх Ермоген — защитник Православия, строгий подвижник, горячий патриот. Его призывы подняли народные силы в смутное время. Теперь эти великие Святители, как лампада, горят перед престолом и освещают нам жизненный путь.

Далее Патриарх говорит о Святителе Алексии, который «сияет нам тихим светом», и «великая вера и разум» которого в течение долгих лет были источником мудрого правления московских князей.

Теперь он пришел в этот храм вечным и благоуханным светочем. Присутствие его в этом храме будет и нас окрылять, будет и нас заставлять подражать его смирению и разумию. Будем, братие и сестры, укрепляться в небесной помощи нам и Отечеству нашему. Будем постоянно помнить, какую святыню мы здесь имеем, — заканчивает Патриарх свое слово.

Молебное пение в ознаменование 800-летия Москвы включает молитву, написанную в прошлом столетии Митрополитом Филаретом по поводу семисотлетия Москвы и ныне незначительно измененную Святейшим Патриархом Алексием в соответствии с еще одним протекшим веком. Молитва эта читается сегодня во всех московских храмах. Здесь в Богоявленском соборе ее читает сам Патриарх.

После молебна, пропетого всем московских духовенством, храм оглашают многолетия «Державе Российской, Вождю ея и Властем», «Святейшему Патриарху Алексию» и «осьмсот лет сохраняемому и возращаемому великому Граду Москве».

На другой день, в воскресенье, во время Литургии состоялась служба Святителю Алексию. Патриарху сослужил Паисий, епископ Ивановский и Кинешемский. После обедни у раки Святителя Алексия был совершен Патриархом первый молебен. Отныне у святых мощей молебны будут совершаться все время.

В субботу за всенощным бдением было прочитано житие Святителя Алексия.

Вчитываясь внимательно в жизнеописание «иже во святых отца нашего Алексия, Митрополита Московского и всея России Чудотворца» начинаешь понимать, какой значительный отрезок нашей истории был освящен его просветленным умом и сколь далеко направил он своею властью политику внутреннего и внешнего становления России и возвеличение Москвы. Не желая здесь повторять «Жития Святителя Алексия», краткое изложение которого прекрасно составлено Святейшим Патриархом Алексием в память 800-летия Москвы, напомню ряд фактов биографии Московского Митрополита XIV века, которые позволят не только верующим, но и всем истинным патриотам склонить голову перед останками этого великого русского гражданина.

Отец его был переселенцем из Чернигова, подвергшегося разорению от нашествия татар; благосклонно принятый Московским князем Даниилом Александровичем, им же был вскоре назначен градоправителем Москвы. Здесь, в Москве, и родился будущий Святитель. «И наречеся имя его во святом крещении Елевферий; его же от святые купели восприемник бысть князь Иоанн Данилович Калита, не еще тогда суть князь Московский», — пишет один из старейших составителей жития прославленного церковного деятеля.

У мальчика оказались большие способности к учению, которое, как известно, тогда начиналось со священных книг. В пятнадцатилетием возрасте он захотел принять монашество и таким образом навсегда закрыть себе путь к светской жизни. В Богоявленском монастыре, «иже, на Москве за торжищем» юноша продолжает свое образование и здесь же постригается под именем Алексия. Его наставниками в течение двадцати лет оставались старец Геронтий, отличавшийся большой строгостью в духовной жизни, и Стефан, брат преп. Сергия Радонежского.

В то время Московским Митрополитом был Феогност, родом грек. Он взял Алексия к себе в помощники «судити церковные суды». В этой должности Алексий остается двадцать лет и три месяца. «Требствует же сие привоспомянути, — пишет составитель жития, — яко научися святый Алексий (или прежде монашества или уже монах сый) еллинскому диалекту, и знаше и писания греческая и читати». Известно также, что Святитель Алексий был первым исправителем славянского текста книг Священного писания и позднейшие исправители их, даже в XVII веке, пользовались его переводом. Все это свидетельствует о высокой образованности Алексия. Очевидно, это его качество, в совокупности с духовной чистотою, и добродетель, наводят на мысль Митрополита, Феогноста еще при его жизни назначить Алексия своим преемником.

Двадцать четыре года побыл Святитель Алексий на престоле Всероссийского Митрополита. Трудные были тогда времена для нашей страны. Наряду с междоусобицами и постоянным соперничеством феодальных князей, владычеством татар и литовской экспансией, не было единомыслия и в самом управлении Церковью. Борьба шла за киевскую митрополию. По традиции оттуда простиралась власть духовного руководителя на всю Россию. И в этой борьбе принимали участие не только москвичи и галичане, тверяки и владимирцы, нижегородцы и волыняне, но и в Литве, Византии, ханской Орде интриговали, подкупали, политиканствовали власть имущие, рассчитывая урвать себе лакомый кусок — в зависимости от того, где будет резиденция Всероссийского Митрополита. Митрополит Алексий без колебаний поселился в Москве и отсюда твердо и решительно, ни разу не свернув с намеченного пути, утверждал становление Московского государства.

Три Московских княза сменилось в период святительства Алексия. Но политика Москвы оставалась неизменной. Таким образом все больше и больше укреплялся авторитет Москвы. Если при Симеоне и Иоанне можно было считать Святителя Алексия советчиком, то при юном Дмитрии, впоследствии названном Донским, Митрополит Алексий правил единовластно. «Если присмотреться внимательно к деятельности князя Дмитрия Ивановича, то нельзя не отметить больших успехов его в области внутренней и внешней политики. Между тем Дмитрий Иванович остался после смерти отца мальчиком. Нетрудно видеть настоящего регента Московского государства в лице Митрополита Алексия», — пишет крупнейший современный историк.

Но не только этим определялись заслуги Алексия перед Отечеством. Он воспитал Дмитрия Донского таким, каким знает его история. Дмитрий Донской — это благороднейшая страница нашего прошлого. И тот, кто преклоняется перед грандиозным подвигом Дмитрия Донского, перед светлым его обликом, не откажется отдать должное почтение его духовному отцу.

Сложная и трудная жизнь была у Святителя Алексия. Почести, которые воздавались ему и князем, и народом, и в Орде, и в Константинополе накладывали на него огромную ответственность. Со смирением принимал он эти почести, как обязанность к совершенству и непогрешимости. Всякому делу он предпосылал горячую молитву к Господу. И всякое дело ему удавалось: исцелил он татарскую царицу Тайдулу, которая «бяше три лета слепа, к сему и демонствуема», словом своим мудрым укротил хана Бердибека, «покушашеся итти воевати российское христианство», совершал благополучно трудные тогда поездки в Константинополь и всегда возвращался оттуда с благими вестями. Неоднократно ездил он во Владимир, в Киев, в Тверь, в Нижний Новгород, всюду просвящая и уча. И нигде в его жизнеописаниях нельзя найти даже намека на то, что Святитель Алексий заботился о своей личной выгоде, о своем личном благополучии. Вся его жизнь была отдана Церкви и Отчизне, заботе о благе родного народа. Умирая, он завещал великому князю Дмитрию: «се аз отхожу от жития сего: тебе же, и сыном твоим, и всему роду твоему оставляю мир и благословение..».

Заботами и иждивением Святителя Алексия были созданы прекрасные монастыри: Спасо-Андрониковский, близ Москвы, на Яузе, в Нижнем Новгороде, во Владимире; в Москве устроена женская обитель во имя Алексия, человека Божия. Но больше всего он потрудился для создания Чудова монастыря, получившего это название от первого храма, построенного Святителем во имя «Чуда святого Архистратига Михаила в Колосаех» в память чудесного исцеления Тайдулы, на подаренной ею в благодарность земле. В Чудовом монастыре он собрал цвет монашества из многих обителей, снабдил его книгами и позаботился о его благосостоянии. Сюда за советами обращались и светские и духовные лица. Восточные епископы и иноки, приходившие в Москву за помощью, находили в этом монастыре радушный прием и богатую милостыню.

Такую создал себе усыпальницу Святитель Алексий — он завещал похоронить себя именно в этом монастыре.

В знаменательную дату 800-летия Москвы святые останки его перенесены в Московский Патриарший кафедральный собор. Тем самым как бы и духовное наследие Святителя перешло в этот храм. Поэтому хочется сказать несколько слов о возникновении Богоявленского Патриаршего собора.

Первые сведения о нем относятся к 7202 (1694) году. В Патриаршем приказе записано:

«...202 г. августа 24, по указу св. Патриарха велено новостроенные церкви Богоявления Господня, что в селе Елохове..» [1].

В 1717 г. упоминается «дворцового села Покровского, в Богоявленской слободе, что в Елохове, церковь каменная во имя Богоявления Господня да придел Благовещения Пр. Богородицы...».

И далее в «Исторических известиях о всех церквах столичного г. Москвы» издания 1796 г. рассказывается следующее:

«Богоявления Господня церковь, что в Елохове, была до 1722 году деревянная, а в оном начата строиться каменная, когда полковник Иван Воронецкий выпросил у государя Петра Первого на основании оной белого камня и буту 25 сажен, да и впредь от имения своего обещал дать на 20.000 кирпичу, по том оная и совершена Великою княжною Параскевой Иоанной в 7239 (1731) году и освящена по благословению Святейшего Правительствующего Синода Преосвященным Леонтием, архиепископом Сарским и Подонским в том же году июля в 4 день».

В дальнейших, более поздних источниках, почти дословно повторяются эти сведения.

Эти, чрезвычайно скудные данные, с несомненностью вызывали только один вопрос: почему княжна Параскева Иоанновна строила храм Богоявления в Елохове?

Княжна Параскева Иоанновна была дочерью брата Петра Первого Иоанна Алексеевича. Мать ее также носила имя Прасковья. Родилась княжна в 1694 г., то есть в тот год, под которым в Патриарших приказах записана новостроенная церковь Богоявления Господня в селе Елохове. В житии св. великомученицы Параскевы сказано: «наречена своими родителями Параскева, что значит на греческом языке Пятница, потому, что родилась в пятницу». Чин великого Богоявленского водоосвящения приходился в 1694 г. на пятницу. Если допустить, что княжна Параскева родилась в эту пятницу, то понятны будут ее заботы о храме, воздвигнутом в честь ее рождения.

В дальнейшем храм много раз перестраивался и пристраивался, так, например, колокольня и трапезная были построены в 1837 г. Но тем не менее ансамбль его сохранил стиль и по своим архитектурным достоинствам он заслуживает большого внимания.

Не приходится и говорить о его духовном значении, особенно с тех пор, как он стал Патриаршим кафедральным собором. Как некогда по замыслу Святителя Алексия, Чудов монастырь должен был стать образцом и примером благолепного церковного служения, так теперь со всех концов земли Российской стекаются сюда верующие, равно как и православное духовенство с Востока и Запада, чтобы насладиться поистине божественными, волнующими лучшие чувства, вдохновенными Патриаршими богослужениями в Богоявленском соборе.

Отныне в нем каждое воскресенье вечером будет читаться акафист Святителю Алексию. В первый раз его читал Святейший Патриарх Алексий в воскресенье 19 октября, после вечерни, на другой день церковного празднования 800-летия Москвы.

В храме полумрак. Гробница Святителя Алексия, временно помещенная на амвоне, перед открытыми царскими вратами алтаря, напротив патриаршей кафедры. Рядом с Патриархом, на возвышении, стоит Паисий, епископ Ивановский и Кинешемский. По сторонам священники. Молящиеся сосредоточились вокруг в благоговейном молчании.

Начинает читать акафист Патриарх. Слова глубоко поэтичны, услада понимающему их слуху, проникнуты красотою жизнеутверждения и радости.

После Патриарха читает епископ Паисий, потом о. протопресвитер Николай Федорович Колчицкий, и дальше по старшинству каждый священник прочитывает последующий икос и кондак. Все читают прекрасно, проникновенно и прочувствованно. Уловив ритм акафиста, воспринимаешь его, как стихи. И по-новому понимаешь смысл.

«Слыша и видя премногую Твою добродетель, пастырем Тя Церкве Христовы избирает сословие православное, мы же о сем веселящеся глаголем Ти: Радуйся, достойно возседый на седалище апостольском, радуйся, кормило корабля Христова: радуйся, мудрый наставниче...».

«Благодать, яже бысть Иисус Христом, Твоими пречистыми усты царствующему граду сему всегда быть проповедана...».

Заканчивает акафист снова сам Патриарх. И все присутствующие в храме вместе с ним мысленно повторяют:

«...Отечеству же нашему мир и благоденствие, да сподобится вечно в радости блаженней воспевати Богу: Аллилуия».

Так совершилось церковное празднование 800-летия Москвы в Патриаршем кафедральном Богоявленском соборе.

А. Ш.

[1] Забелин И. Е. Материалы для истории археологии и статистики г. Москвы — стр. 779.

Система Orphus