К 800-ЛЕТИЮ МОСКВЫ

(Речь в Троице-Сергиевой Лавре)

«Сей день, его же сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся в онь» (Пс. 117, 24).

Так псалмопевец некогда призывал свой народ ликовать в дни религиозно-общественных торжеств.

В радостном, светлом настроении встречаем и мы, дорогие братия и сестры, наш народный праздник 800-летия Москвы, вспоминая ныне ряд незабвенных моментов прошлой истории нашей столицы. Живое участие в общественном религиозно-национальном ликовании да отразится и нами вместе с миллионами советских граждан, разделяющих этот праздник, в сознании гражданского единства, с глубокой преданностью общественному долгу и горячей молитвой за Родину. В эти минуты возможно ярче уясним себе величие и значение торжественного юбилея Москвы.

Москва — сердце нашей страны. Она — современный правительственный и церковный центр. К великой столице нашей чутко прислушиваются народы целого мира. Она — город великих героев нашей эпохи.

Сегодня в общественных учреждениях всей нашей страны многогранные речи всесторонне осветят прошлое и настоящее Москвы, изобразят его научно-политически, исторически и литературно. А мы в местном храме расширим и укрепим собственные патриотические чувства воспоминанием ряда церковных патриотов, послуживших возвышению нашей древней столицы.

Исторические дали, прежде всего, представляют Москву нашему мысленному взору в год основания ее князем Юрием Долгоруким. Тогда она еще маленький деревянный городок, обнесенный дубовым тыном. Разрастание ее и объединение ближайших русских земель под знаменем Московского княжества начинается собственно при сыне св. князя Даниила Александровича — Иоанне Данииловиче Калите. Калита любил прикупать окрестные города и земли, вроде Костромы, Углича, Галича и других. В названных стремлениях ангелом-советником Калиты был св. Петр, Митрополит Московский. Прозорливо благословляя присоединение к Москве прилегающих земель, св. Петр одновременно возвысил этот город до значения всероссийской митрополичьей резиденции своим окончательным переселением сюда на жительство из г. Владимира. После того тяга к Москве широких масс русского населения весьма усилилась.

Вспомним, далее, тот период истории Московского княжения, который в последних курсах истории СССР называется «Правлением» Московского Митрополита Алексия. За малолетством Димитрия Донского св. Алексий был его опекуном, воспитателем, а позднее, в период его самостоятельного княжения, помогал ему укрупнять значение своего стольного города. В это же самое время подвизался в Троицкой обители преп. Сергий Радонежский. Преподобный Сергий, с своей стороны, силой личного благодатного влияния поддерживал Димитрия Донского в его гражданских мероприятиях, примирял с ним враждовавших на него удельных князей и весьма своевременно ободрил его пред Куликовской битвой предсказанием победы над татарами. По кончине преподобного, вслед за Троице-Сергиевой обителью, церковно-политическому авторитету Москвы подчинялись уже 90 монастырей, основанных Сергиевыми учениками, а за монастырями шло в том же направлении окрестное мирское население.

Из пламенных поборников интересов Москвы в XVII веке нельзя не отметить Патриарха Московского Ермогена. Его письменные воззвания подняли на защиту Москвы от поляков русские народные добровольческие дружины, руководимые князем Пожарским и Козьмой Мининым. Одновременно с Патриархом Ермогеном Троицкий архимандрит св. Дионисий и келарь Авраамий Палицын хлебными запасами Сергиевой Лавры спасали московских жителей от голодной смерти.

В нашу эпоху еще более знаменито выступление на защиту Москвы и Отечества от угроз фашистского нашествия Святейшего Патриарха Сергия. Приснопамятны его речи, послания и частные беседы с верующими церквей. Они полны были горячей веры в помощь нам Бога и нашу победу над врагами. Патриарх Сергий призывал всех граждан ничего не жалеть: ни материальных средств, ни сил, ни жизни для обезопасения Отечества и национальных и религиозных святынь от поругания германскими фашистами.

Подобные же волны патриотических чувств не переставал поднимать в нашем населении за годы Великой Отечественной войны ныне здравствующий Патриарх Алексий. Он учил русских граждан в сознании небесного покрова Божией Матери над нашей землей и молитв святых непоколебимо держаться на фронте против врагов до полной победы.

Дорогие братие и сестры! Участие нашего православного святительства в созидании славной истории Москвы — неумирающая гражданская добродетель и воздание должного Родине и выразительный образец отношения ко всему отечественному для всех нас.

Как и нам не любить Москвы и Родины со всей беззаветностью искренних чувств! Здесь глаза наши впервые открылись на Божий свет. Здесь мы научились говорить на своем языке. Здесь родились, учились, воспитались. С землей отцов нам дорого все народное, русское: склад русской души, национальная история, научно-литературное наследство и народные герои, начиная от древних и кончая новейшими Матросовыми, Сосновскими, Зоей Космодемьянской, Чайкиной и многими другими.

Любить Москву — это то же, что любить свое Отечество, свое гражданское общество, уважать авторитет власти и политически понимать действительность. Что касается забот нашего Правительства о Москве, об этом без слов говорит состояние в нашей столице самых разнообразных путей сообщения: речных, подземных и воздушных, реконструкция города и воспитание как в москвичах, так и в населении всего нашего Отечества трудовых навыков, скромности и бескорыстия.

Поскольку все земное стоит и утверждается Богом, то вознесем сейчас горячую молитву к Господу о том, да цветет и развивается наша великая Родина все больше и больше, да будет незыблем в ней мир и в неувядаемом венце героической славы да красуется Москва во веки веков. Аминь.

АРХИМАНДРИТ ВЕНИАМИН

Система Orphus