РАДОСТИ ВЕРЫ

Слово, сказанное в церкви села Болшево Московской области

Сегодня, в день престольного праздника этого св. храма, после нашего торжественного богослужения, на котором мы видим много гостей из окрестных сел, чего можно вам пожелать, мои дорогие, как не радостей, радостей светлых, глубоких, сладких для сердца?

Св. Иоанн Златоуст говорил однажды своим слушателям: «Все мы стремимся к радостям, но не все умеем находить пути к ним». О, пусть вера скажет каждому из нас, какие пути ведут к радостям, пусть приведет она нас к ногам Христовым!

Все мы — грешники. Как говорит одна из наших молитв: «Посреде хожду сетей многих»; или другая: «Умножишася паче влас главы моея беззакония моя». Каждый день, каждый час наша душа загрязняется грехами. У одних из нас совесть сразу обличает согрешившего и зовет к покаянию; у других совесть дремлет и только какой-нибудь особенный случай, особый голос Божий выведет ее из этого состояния; у третьих грешная совесть спит годами и десятилетиями земной жизни человека. Но дремлет ли в нас совесть, говорит ли и обличает ли нас, — никто из нас никогда не должен забывать того, что все мы идем к неизбежной смерти, что мы предстанем перед Праведным Судией и дадим отчет в нашей земной жизни. Всякий из нас должен знать, что «блудники,... воры,... пьяницы» (1 Кор. 6, 9—10), «неправедные» (1 Кор. 6, 9), «нечистые» (Еф. 5, 5) не войдут в царство будущего века, и горе тому, чья совесть не заговорит в нем за всю его долгую жизнь. Страшной должна быть такая участь человека.

И что же, унывать нам, видящим в себе так много грязи и порока, впадать ли в отчаяние при мысли о глубине своего падения? Нет и нет. Когда блудный сын, плача о своих преступлениях против отца и против своей совести, подошел к родительскому дому, когда отец бросился на шею возвратившемуся сыну и велел устроить пир по этому случаю, — какою радостью было охвачено сердце раскаявшегося и прощенного сына! Вот такая же радость ждет каждого кающегося грешника. И не унывать надо нам, а спешить к ногам Христовым с покаянием, с просьбой о прощении и утешаться радостью этого прощения после искренней, со слезами, исповеди. Ведь Господь милует кающегося грешника не так, как мы прощаем друг друга: простив, продолжаем помнить о нанесенной нам обиде. Господь прощает навсегда и мы знаем, что прощенного им греха Он уже не вспомнит и на Своем последнем и праведном Суде.

Какую же радость дает сердцу покаяние и прощение грешника! Самый грязный, самый преступный человек, оплакав свои грехи, становится чистым, и благодать покаяния смывает с его душевной одежды всякий след греха.

Когда я желаю вам побольше радостей, то я прежде всего желаю всем вам чаще очищать свое сердце покаянием, чаще переживать радость прощения, какую дает нам Господь.

Все мы — дети своего Небесного Отца. Имея своих земных родителей, отца и мать, и живя под родительским кровом любимых нами и любящих нас отца и матери, мы не имеем большего утешения, чем видеть их ласку, беседовать с ними, быть всегда при них. Но эта радость недолговременна: умирает отец, умирает мать, и нам остается только утешаться молитвою за них и воспоминаниями.

Всякий истинный христианин, которого Небесный Отец делает Своим чадом в святом крещении, не только всю жизнь, не разлучаясь, живет с Ним, но и не прекратит этого общения с Ним в бесконечных веках. И нет большего утешения для такого чада Божия, как ощущать близость к себе Небесного Отца и беседовать с Ним в своей молитве к Нему и утром каждого дня, и вечером перед тем, как смежить свои очи, и, особенно, в храме за нашим святым богослужением. В молитве мы раскрываем всю свою душу перед Богом; мы Его благодарим за все, что Он нам дает, мы прославляем Его благословенное имя и мы воздыхаем к Нему обо всех своих нуждах и скорбях, просим Его пренебесной помощи и любви. Присутствуя в храме Божием за богослужением, мы своим верующим сердцем ощущаем Его присутствие среди нас, согласно Его обещанию: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18, 20).

И какую силу имеет молитва: она вливает в нас новую духовную жизнь, утешает в скорбях, поддерживает и подкрепляет в унынии и отчаянии! Когда верующее сердце на молитве расскажет Господу обо всем, что его тревожит, мучает, беспокоит, обо всем, чего требует оно от своего Небесного Отца, и в эту молитву вложит всю свою веру в то, что Бог слышит каждый вздох нашей души, что Он Всемогущ и Любвеобилен, — о, как легко становится после такой молитвы! Какой мир и тишина водворяются в такой душе и из глубины ее хочется сказать: «Да будет во всем, Господи, воля Твоя». Как сладка такая молитва! Она, по слову св. Иоанна Лествичника, «слаще меда».

Приучите же себя к непременной ежедневной утренней и вечерней молитве дома и никогда не упускайте радости быть в храме Божием в праздники.

Когда я желаю вам побольше радостей, я желаю вам и радостей в минуты молитвы.

Всех нас Господь научил любить друг друга. Он требует от нас исполнения этой наибольшей заповеди Своего закона. Св. апостол Павел говорит: «Мы созданы на добрые дела» (Еф. 2, 10). Значит дела любви — это наша священная обязанность, это долг жизни каждого христианина, для этого нам и дана земная жизнь. Когда мы сделаем какое-нибудь доброе дело: например, поделимся с неимущим и голодным или навестим тяжело больного, — мы переживаем чувство глубокого душевного удовлетворения, нам становится тепло и радостно на сердце. И это не только потому, что мы тем самым исполняем свой священный долг, исполняем волю Божию, но и потому, что та радость, которую мы доставляем нашему ближнему, делая доброе дело, как бы возвращается к нам самим: мы ею заражаемся сами. И наверное такое чувство испытал не раз каждый из вас, делая доброе дело. Пусть это дело будет даже самым маленьким: вы увидите сиротку, потерявшего отца и мать, подойдете к нему поласкать его, и ребенок посмотрит на вас своими чистыми детскими глазами; вы узнаете, что умер кто-нибудь одинокий, за которого некому помолиться и некому постоять около его гроба, и вы помолитесь о его душе, даже, может быть, не зная его при жизни, раздражился ли кто-нибудь против вас и изливает свой гнев, а вы, ничем не отвечая ему, в глубине души просите у Господа простить его и смягчить его гнев, — любое доброе дело оставляет в нашем сердце глубокую борозду радости и утешения. Это — святое чувство радости. Св. апостол Павел передает нам слова Господа Иисуса Христа: «Блаженнее давать, нежели принимать» (Деян. 21, 35).

И я желаю вам побольше дел любви и вместе с ними тех радостей, какими наполняется сердце любящего своего ближнего. Делами любви мы украсим свою жизнь, мы оденем свою душу в ту одежду, в которой она будет достойной небесного пира в Доме своего Отца.

Все вы знаете имена ветхозаветных патриархов: Авраама, Ноя. Им было открыто Господом о грядущем Спасителе мира и они жили верою в Него. Вы знаете имена пророка Исаии, псалмопевца Давида и знаете, что Духом Святым их духовным очам было дано видеть и крестную смерть Господа нашего Иисуса Христа, и те мучения, какие будут предшествовать распятию Спасителя. Но могли ли и Авраам, и Ной, и Исаия, и Давид предвидеть все то, что даст людям грядущий Спаситель мира, распинаемый на кресте? Носили ли они предчувствие всего того счастья, какое будет дано людям распятым и воскресшим Господом? Им этого не дано было предчувствовать.

Спаситель оставил в Своей Церкви нам, грешным, величайший залог Своего общения с нами, знамение Своей бесконечной любви к людям и Своего безмерного снисхождения: Он дает нам счастье вкушать Его Божественное Тело и Пречистую Кровь. Со страхом, верою и любовью причащаясь Святых Таин, мы не только духом, но и телом соединяемся со своим Господом, согласно Его слову: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем» (Ио. 6, 56).

Не только ветхозаветные праведники, но и ангелы, бесплотные и чистые духи, не знали об этом грядущем проявлении любви Божией, пока Господь не оставил на земле этого счастья людям. И каждое верующее сердце, приступая к Святой Чаше после искреннего и слезного покаяния, прощенное Богом, переживает после причастия Святых Таин состояние, которое трудно отобразить в словах: умиление, восторг, благоговение, подъем горячей любви к своему Спасителю. Нам не раз приходится слышать, как верующие люди, переживая такое состояние у Святой Чаши, говорят: сейчас я и умереть готов бы. Для верующего сердца так радостно это общение с Господом, что не хотелось бы его больше прерывать и разрушать житейской суетой и новой греховной грязью.

Мы знаем, как пророк Давид в одном из своих псалмов пророчествовал о Божией Матери, созерцая Ее Царственной Женой. Он видел Ее славу, Ее величие, восклицая в своем псалме: «Предста Царица одесную Тебе, в ризах позлащенных одеяна, преиспещрена» (Пс. 44, 10). Ему было дано предвидеть духовную красоту и славу Божией Матери, но и он не знал, что Та, славу Которой он изображает, будет Небесной Матерью всего верующего человечества. Она стала ею. Ее материнский покров простерт над всей Церковью Христовой и над каждым из нас в отдельности. Каждый из нас, верующих, хорошо знает, что этот покров Божией Матери является неиссякаемым источником бесчисленных проявлений Ее любви и заботы о нас. Ведь Она верующими сердцами названа: Радостью всех скорбящих, Утолением в печалях и болезнях, Взысканием погибших. Когда мы в своих нуждах идем к Ней и обращаемся к Ней со своими молитвами, мы и ищем этих радостей, этих утешений. Каждая Ее чудотворная икона — это живая летопись Ее чудесных знамений.

Желаю же вам побольше радостей и от Божией Матери!

Источником всех тех радостей, которые я хочу сейчас вам пожелать, является наша вера — та вера праотеческая, прадедовская, православная наша вера, которой жили и утешались наши предки. Она давала им, дает нам и будет давать и нашим потомкам радость покаяния, радость молитвы, радость добрых дел, радость причащения, радость иметь Небесную Мать — все то, что составляет счастье верующего человека, все то, что дает верующему человеку силу переносить любые жизненные испытания и что вдохновляет его на труды ради спасения своей души.

О, пусть эта вера и в нас самих укрепляется и умножается, и пусть она загорается в сердцах наших детей!

Кто носит в себе полноту счастья, тот не может не желать такого же счастья другому. И мы призываем благословение Божие и на тех, кто еще не носит в себе этого счастья: да станут и они причастниками его!

Пусть святыми радостями нашей веры будет насыщен путь земной жизни каждого из нас!

МИТРОПОЛИТ НИКОЛАЙ

Система Orphus