ОТКЛИК НА НОВЫЙ ПРОПОВЕДНИЧЕСКИЙ СБОРНИК

Русская православная проповедническая литература обогатилась новым прекрасным творческим трудом Митрополита Николая — Сборником его слов, речей, посланий.

Митрополит Николай (Ярушевич) принадлежит к числу выдающихся иерархов современной Русской Православной Церкви. В своей библиографической заметке мы не будем касаться всей его многогранной архипастырской и ученой деятельности, а отметим только, что проповедничество в его священном служении Церкви Божией составляет его основную стихию, вне которой трудно и представить себе его образ. Митрополита Николая по справедливости именуют «златоустом» современной Русской Православной Церкви.

В одной из своих проповедей о благодати, напечатанной в указанном сборнике, Высокопреосвященный автор, говоря о пророках Ветхого Завета, указывает на то, что они, призывая людей к покаянию, имели власть потрясать человеческие сердца (41 стр.). Мы знаем, как на основе VI главы книги пророка Исаии гениальный русский поэт А. С. Пушкин создал вдохновенный образ пророка с пылающим в его груди огнем, которого Бог послал обходить моря и земли и глаголом вдохновенной проповеди жечь сердца людей. Митрополиту Николаю также дарована от Бога сила глаголом жечь сердца людей и во исполнение возлагаемой на него священной миссии ему пришлось тоже обтекать моря и земли и произносить вдохновенные речи и проповеди в различных концах земли, но в основном, конечно, он согревает благодатным огнем Духа Святаго сердца русских православных людей, проживающих на своей родной земле. Моментами в некоторых местах верующие души записали на память некоторые из его поучений, а Московская Патриархия воспроизвела их на страницах наших печатных духовных изданий и объединила их в настоящем сборнике.

Сам автор в предисловии к своему сборнику поясняет: «В указанные годы (1941—1946 гг.) мне приходилось выступать в храмах и общественных местах, как в пределах СССР, так и за границей, свыше чем по 200 раз в год.

Какие же слова и речи из этого количества составили сборник? — Только напечатанные в изданиях Московской Патриархии за 1941—1946 гг. А напечатаны в свое время были лишь те из моих выступлений, какие случайно, по своей инициативе, записывались моими слушателями; обычно сам я своих слов и речей не записываю».

В свое время наш знаменитый русский писатель И. С. Тургенев в так называемых «Стихотворениях в прозе» писал: «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, — ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! — Не будь тебя — как бы не впасть в отчаяние, при виде всего, что совершается дома? — Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!»

Автору этой библиографической заметки невольно вспомнились эти слова при чтении сборника проповедей Митрополита Николая. Какая в нем красота, изящество русского языка, богатство образов и сравнений! Местами его проповеди и речи тоже как стихотворения в прозе. Слово Митрополита Николая об «Осени» и в связи с этим о временах года представляет по своей красоте классический образец, по которому новые питомцы современной духовной школы должны учиться проповедничеству, как мы — питомцы старой школы — учились гомилетике по образцам прежних талантливых проповедников.

Природа это — естественное Откровение Божие, это как бы та же Библия, написанная только не буквами и словами, а вещами и явлениями. Какую изумительную красоту Божиего мира и какие поучительные образы из жизни природы дает Высокопреосвященный проповедник в поучениях: «Осень» (9—15), «Покаяние» (79—80), «Встречи со Христом» (158—159), «Мир» (22—26).

Проповедь Митрополита Николая о пресветлой красоте Спасителя (27—33) и Его Голгофском подвиге и об отображении этой красоты в подвигах святых, в православном богослужении, в церковно-музыкальных песнопениях — как яркая душистая роза входит в благоуханный букет его проповеднического сборника. Проповедь «Мудрость и любовь» (137—142) есть как бы своего рода и апология о бессмертии души. Прекрасным дополнением к этой же теме могут служить и проповеди: «О христианской кончине» (50—54), «Жизнь и смерть» (162—165), и пасхальные проповеди «Радость» (91—97) и «Новая Жизнь» (83—90). В этих проповедях о бессмертии и вечной жизни чувствуется и научное углубление автора в этот вопрос, который, как мы знаем, составлял тему для его уже написанной, но погибшей во время войны докторской диссертации.

Какой верой в молитвенное предстательство Богоматери проникнуты поучения Митрополита Николая, сказанные в честь Ее Святых икон «Венок» (55—62) и «Не плачь» (131—136).

А как прекрасны наставления Митрополита Николая о благодати (43 стр.), об утолении жажды духовной (70—75), о любви {122—129), замечательны его мысли о строительстве и благоукрашении храмов Божиих (160), о паломничестве (72—73) и др.

Все содержание сборника запечатлено глубоким знанием Слова Божия, Добротолюбия, изумительным знакомством с житиями святых (31, 37, 63—69, 128, 129 и др.). В сборнике часто воспроизводятся теплые воспоминания автора о Святой земле — Палестине, которую ему удалось посетить в июне 1945 г. (см. проповеди «Благодать» (30—44), «Душа» (46—47), «Любовь» (153—154) и др.

В своей библиографической заметке из благоуханного букета проповеднического творчества Митрополита Николая мы взяли для ознакомления лишь несколько цветков. На духовной ниве его творчества эти цветы так же прекрасны как и те полевые лилии Палестины и крин в одеждах, что красивее риз Соломоновых, на которые указывал Своим слушателям Христос.

Самая же замечательная черта всех проповедей Митрополита Николая — это их величавая простота, их общедоступность для понимания всеми слушателями, как образованными, так и простецами. В свое время ученый Паскаль, вспоминая библейское наименование Бога — Богом Авраама, Исаака, Иакова говорил, что это наименование указывает на то, что Бог не есть только Бог одних мудрецов и книжников, но есть Бог для всех. Комментируя эти слова, мы можем в применении к проповедническому сборнику Митрополита Николая сказать, что его проповеди также для всех: и для профессоров Духовных Академий, и для учащихся духовных школ, и для интеллигенции, и для простых богомольцев и даже для детей. Они всем понятны, веем доступны, как было, есть и будет понятно для всех благовестив Божественного Учителя Господа нашего Иисуса Христа.

Сборник Митрополита Николая, кроме проповедей, включает в себя еще его речи и послания.

Все они представляют из себя ценные исторические документы, запечатлевающие для истории важные даты великих событий в истории нашего Отечества и нашей Русской Православной Церкви.

Как некогда великий апостол Павел в один из моментов своего благовестнического служения с сознанием своего достоинства наимр новал себя гражданином Рима, так и Митрополит Николай являет себя в своей деятельности гражданином своего великого Отечества. Вместе с нашими Патриархами — покойным Патриархом Сергием и ныне здравствующим Патриархом Алексием он являет собой образ тех великих церковных патриотов русской земли, которые будут овеяны вечной славой за неизменную верность и самоотверженную любовь к своей Родине и Матери-Церкви.

А. П. КУЗНЕЦКИЙ

Система Orphus