В летописи Троице-Сергиевой Лавры несколько страниц посвящены описанию первоначального сооружения и позднейшей реставрации небольшого Михеевского храма.
Идея постройки его, собственно, принадлежит архимандриту Варлааму II (Высоцкому), великому чтителю памяти преп. Михея и управляющему Лаврой с 1726 по 1737 г. Войдя с ходатайством пред Святейшим Синодом по этому вопросу, архимандрит Варлаам мотивировал свой проект о новом храмоздательстве давней традицией Лавры петь преп. Михею не панихиды, а молебны с особым тропарем и кондаком. Святейший Синод официальным указом благословил устроить над гробницей преп. Михея церковь и предписал наименовать ее освященной «во имя явления Пресвятой Богородицы преп. Сергию Радонежскому, при коем сподобился быть и преп. Михей» (Лаврский архив, Духовная грамота № 45). Временем освящения Михеевского храма следует считать 10 декабря 1734 г. (проф. А. В. Горский «Историческое описание Свято-Троице-Сергиевой Лавры». М. 1890 г. ч. 1, стр. 13, 28).
Первоначальная деревянная кровля его погорела в 1746 г. и по восстановлении была покрыта белой толстой жестью. Установка нового золоченого иконостаса и стенная роспись в Михеевском храме относятся к 1781 г. Следующая по порядку реставрация его падает на 1842 г. На освящении обновленного храма, 27 сентября 1842 г., Митрополит Московский Филарет произнес одну из своих умилительнейших проповедей о преп. Сергии и его учениках. За 1871-й год глава и крест Михеевской церкви вызолочены чрез огонь, стенная роспись ее возобновлена, иконостас снова позолочен, гробница преп. Михея у южной церковной стены была покрыта новой серебряной ризой (проф. Е. Голубинский «Преп. Сергий Радонежский и созданная им Троицкая Лавра». Серг. посад, 1909 г., стр. 216).
С 1871 г. по 1946 г. разрушительная рука времени наложила свою печать на храм в целом, начиная с живописи его и кончая внешностью фронтонов. 8 октября 1946 г. Комитетом по делам искусств при Совете Министров СССР этот памятник старины был передан в ведение Московской Патриархии.
В связи с этим настоятель Лавры Святейший Патриарх Алексий принял на свое ближайшее попечение организацию и осуществление капитальной реставрации означенного храма-памятника. В итоге патриарших неусыпных забот Михеевская церковь в настоящее время совершенно восстановлена. Внешне она чрезвычайно изящна и великолепна, несмотря на продолговатую шестигранную форму и незначительность размера, не превышающего в длину 5 сажен и в ширину 2 1/2 сажен.
Кровля храма покрыта листовым железом, серебристоматовой окраски, голландского типа и похожа на двухэтажную; увенчивающий ее большой шарообразный купол с высоким крестом позолочены вновь и блистают на солнце свежей позолотой. Архитектура всего здания церкви поражает практичностью композиции, удачной продуманностью утилитарной его части или, так называемого, подцерковья. Здесь планировка тонко предусматривает и экономное использование объема здания, как для алтаря, так и для основного церковного нефа, где расположено серебряное надгробие над мощами преподобного Михея. При своей миниатюрности, необычайно уютный храм рассчитан на некоторую вместимость молящихся. Углы его искусно закруглены. Сложен он из весьма массивных кирпичей, подогнанных известкованием в сплошную, монолитную массу розового цвета и красуется, как «Саронский Нарцисс», как «лилия (лаврских) долин» (Песнь Песней 2, 1).
Узорчатые стенные орнаменты его, восстановленные в изначальном стиле, представляют из себя ажурные завитки. На розовом стенном фоне они то сплетаются в красивый геометрический узор, то переходят в зигзагообразные линии и ряды круглых колец. Легкая орнаментация оживляет гладкую поверхность стен и наверху, под кровельной аркой, в оконных проемах разнообразится изображением херувимов.
Обращенная к Трапезной церкви стена Михеевского храма не имеет оконных прорезей. Большие окна пробиты лишь на противоположной стене с видом на Успенский собор и в алтарном полукруге, украшенном большим и прекрасным образом преп. Михея в простенке двух окон. Внутренняя роспись церкви весьма своеобразна самым подбором святых изображений. Здесь во всех боковых оконных нишах и в треугольниках над ними художественно представлен весь сонм присных учеников преп. Сергия, местно чтимых, каковы: преподобные Никон, Василий Сухой, Онисим диакон, Елисей, сын Онисима, Иаков, прозванием Якута, Симон Смоленский, архимандрит, Симон экклесиарх, Исаакий Молчальник, Макарий, келарь Илия, Игнатий, Варфоломей, Наум и духовник обители Сергиевой Епифаний Премудрый. Из более поздних святых, почивших в Сергиевой Лавре или только временно подвизавшихся в ней и вошедших в Михеевскую стенную роспись, следует упомянуть: преподобных Дионисия (Зборовского), архимандрита, Максима Грека, архиепископа Новгородского Серапиона, Митрополита Московского Иоасафа и епископа Белгородского Иоасафа. Одним словом, Михеевский храм живописной конструкцией представляет преп. Сергия Радонежского в кругу сподвижников и духовных чад его. И этот смысл, осуществленный здесь неизвестным художником, влияет захватывающе на психологию многочисленных посетителей храма-памятника, подымая в их душевных глубинах светлые мысли и умилительные святые чувства.
Если Троице-Сергиеву Лавру в общем справедливо называть средоточием великолепных образцов древне-русского зодчества и иконописи, то Михеевский храм следует признать оригинальнейшим звеном в цепи лаврских старинных церковных построек.
АРХИМАНДРИТ ВЕНИАМИН