ИЗ ЗАКАРПАТЬЯ

Веками были оторваны от Матери-Церкви православные верующие Закарпатья.

Приняв христианство из Византии, Венгрия подпала впоследствии под римское влияние и стала сама орудием воинствующего католицизма против искони православных коренных насельников Закарпатья.

Но искоренить Православие в Закарпатьи ватиканским слугам не удалось. Никакие старания Рима и его агентуры не могли убить православного сознания верующих Закарпатья. Насилья, правовые дискриминации, подкуп, клевета и прочие присущие римской курии средства, были устремлены против православных и годы за годами, десятилетия за десятилетиями укреплял свои позиции Ватикан, насилуя народную душу в Закарпатьи, закрывались православные храмы и монастыри и огнем и мечом внедрялась уния, а уверенное в правой вере духовенство Закарпатья в единении со своей паствой противопоставляло насилью — терпение, кротость, христианскую любовь, веру твердую, надежду известную, упование на Промысл Божий и сими побеждало морально.

Формально подчиняясь унии, население Закарпатья фактически оставалось православным и попытки оказать более глубокое католическое влияние, не ограничиваться лишь формальным подчинением Риму, встречали такое противодействие со стороны населения, что Рим вынужден был удовлетворяться лишь формальным подчинением себе, сознавая всю бесплодность своих вековых усилий овладеть душой и сердцем верующих закарпатцев.

Однако лучшие храмы, монастырские постройки, церковные школы, созданные православными верующими, на их жертвенные средства, их трудом и тщанием, находились фактически в руках католического или униатского духовенства; земли, завещанные, православными на монастыри, обрабатывавшиеся православными крепостными крестьянами, производили плод свой для католического и униатского духовенства, которое изменило своему народу, предало его духовно и в своем угодничестве перед Римом перестало быть его духовными вождями.

Лишь одинокие представители лучшей части униатского духовенства сохраняли моральную связь со своим народом и имели смелость в своих устных и письменных заявлениях подтверждать, что основная масса населения Закарпатья по своему религиозному сознанию — православна.

Характерно, что в большинстве униатских храмов формула поминовения верующих на Великом входе: «и всех вас, православных христиан».

Богослужение в униатских храмах ведется по книгам Киево-Печерской или Московской Синодальной печати.

Навязывая православному населению унию, Ватикан впервые еще перед войной 1914—1918 гг. почувствовал, что пробуждение вековых православных традиций в сознании закарпатского населения, только формально католического, ждет лишь толчка и таким толчком явился тогда Марморош-Сиготский процесс. Когда же Закарпатье вошло в состав Чехо-Словакии, Рим стал перед фактом массового православного движения, охватившего сперва Марморошчину, а затем распространившегося по всему Закарпатью. Условия Конкордата, заключенного Ватиканом с тогдашним Чехо-Словацким правительством, уже не пытались совершенно закрывать православные храмы и монастыри, а лишь стремились остановить рост православного движения, так. быстро распространявшегося, что самое существование унии в Закарпатьи становилось под вопрос. Приход же советских войск, освобождение наряду с Западной Украиной и Закарпатья, воссоединение его с нашей Великой Родиной навсегда раскрепостили православных верующих Закарпатской Украины от католического угнетения. Кончилась дискриминация православных, так цинично провозглашенная Марией-Терезией. Наконец полной грудью вздохнули верующие закарпатцы и стали свободно молиться в своих православных храмах и обителях.

Древнейшей святыней Закарпатья является Мукачевский на Чернечей горе монастырь во имя святого Николая Мирликийского. Основанный еще в 1360 году православным князем Федором Корпатовичем, этот монастырь, служа одновременно и резиденцией мукачевских епископов, на протяжении долгих лет был центром религиозной жизни Подкарпатья.

Гора, на которой Федор Корпатович основал эту славную обитель, называется «Чернеча», т. е. монашеская.

Однако с насильственным введением унии в Закарпатье и эта вековая православная святыня оказалась в руках униатского духовенства, а затем в руках базилиан она становится постоянным живым укором и напоминанием православному Закарпатью о предательской роли его бывших «духовных» вождей, покорных римскому престолу не только за страх, но и за свою иудину по отношению к своему народу совесть.

Тем не менее православные паломники, верные вековому обычаю, стекаются ежегодно в день Успения Божией Матери со всего Закарпатья, чтобы помолиться в Мукачевской обители, излить душу свою пред иконой Матери Божией, заступницы Мукачевской. Вековая святыня возвращена теперь, наконец, и православные верующие могут свободно, беспрепятственно получать дары духовные на месте святе горы Чернечия, где сосредоточена вся церковная история Закарпатья, где деды и прадеды, еще не подвергшиеся тлетворному влиянию Рима, чистой душой, едиными усты и единым сердцем со всеми православными во всем мире славили имя Божие.

На Чернечей горе живут православные черницы во главе с игуменией Параскевой — одной из тех мужественных православных девушек, которых на Мармарош-Сигодском процессе католические инквизиторы вместо унижения прославили, как твердых исповедниц веры святой и вот к ним, в святую обитель этих верных вере предков тружениц на святой ниве православия, стекаются со всего Закарпатья богомольцы; их просят наперебой читать псалтирь в семьи, еще недавно ослепленные римствующей злобой и гордостию; к ним обращаются с бесчисленными просьбами записать на поминовение верующие, еще недавно писавшиеся в официальных документах как униаты.

Первым торжественным для всего Закарпатья в этом году днем был праздник Благовещения Пресвятые Богородицы, когда тысячи богомольцев со своими пастырями во главе крестными ходами и целыми семьями и селами на подводах, несмотря на дождливую погоду переполнили не только монастырский храм, но и ограду и праздничной красочной толпой заполнили все дороги к обители. Пир веры бысть велий

В весеннем воздухе к покрытым еще снегом горным вершинам неслись торжественный трезвон колоколов и стройное молитвенное пение монахинь и широкая волна общего пения многих тысяч паломников и паломниц.

В последующие праздничные дни монастырский храм был переполнен молящимися.

Стройное пение монахинь, истовое по православному обряду богослужение привлекают богомольцев к святыне Мукачевской — к иконе Божией Матери.

Наиболее глубоким по религиозному содержанию является древнейший по времени установления Успенский отпуст, а в настоящем году этот отпуст будет особо знаменательным, потому что если во время обладания монастырем базилианами массы православных верующих в этот день стекались в монастырь со всех концов области, то теперь, когда монастырь находится в ведении православных, — ничто не будет препятствовать Успенскому отпусту на Чернечей горе, ничто не будет мешать выражать свои, ранее затаенные, а теперь открытые православные чувства.

На донесение из Мукачевской епархии о том, что историческая святыня Православного Закарпатья — Мукачевский монастырь — возвращен православным. Святейший Патриарх Алексий наложил следующую резолюцию: «Радуюсь этому событию, Божие благословение обители».

Воодушевленные патриаршим благословением духовенство и монашество Закарпатья, в недавнем прошлом раздиравшееся юрисдикционной борьбой, своеволием и другими плодами работы вражией, ныне объединено порывом православного церковного горения, владеющего душами всего верующего люда в Закарпатьи, горения, устремленного на единение и любовь в вере святой, вере отеческой вере апостольской, вере православной, вере, иже вселенную утверди.

ЕПИСКОП НЕСТОР

Система Orphus