УРОДЛИВОЕ ЯВЛЕНИЕ

Еще во времена Российской империи в Духовной Семинарии города Тамбова учился семинарист Николай Автономов. Едва он кончил 4-й класс, как его исключили за... пьянство. На этом познание наук Автономовым навсегда закончилось. Он поступает в канцелярию уездного исправника. Здесь он быстро продвигается вперед. Однако, Великая Октябрьская революция прерывает столь удачно начавшуюся карьеру.

Оказавшись опять за бортом, Автономов не унывает: как только появилось так называемое обновленчество, он вспоминает, что не всегда занимался полицейской деятельностью. В нем вспыхивает желание стать духовным лицом.

И вот он, — уполномоченный обновленческого синода по распространению обновленческого раскола. Очень скоро он уже священник Троицкой церкви станицы Аксайской, а затем и епископ города Ставрополя. Ростовское краевое обновленческое митрополичье управление поручает ему свечное производство в масштабах всего края. Такой род занятий, как нельзя больше, отвечал духовным запросам обновленческого епископа. Он развивает кипучую деятельность. Изумленные Ставропольские граждане видят его мчащимся на велосипеде в сопровождении особы женского пола по всему городу. Правда, обновленцы признавали женатый епископат и Автономов был в те поры женат, но... не жена сопровождала обновленческого архиерея на прогулках.

Средства свечного производства позволили бывшему семинаристу без помех отдаться своей давней страсти. Пьянство, как и безнравственность Автономова приобретают грандиозные размеры.

Обновленческое начальство вынуждено назначить ревизию. Результаты: растрата в размере 500 000 рублей. Приходится отрешить энергичного «архиерея» от производства свечей и перевести на худшую кафедру в город Пятигорск.

Здесь, переменив особу женского пола, и, доведя жену до такого состояния, что она на нервной почве ослепла, Автономов зажил точно так, как жил в Ставрополе. Но свечного производства уже не было. Однажды обновленческие священнослужители Николай Полевский и Федор Животков в будний день зашли в алтарь своего храма и остолбенели. Епископ Пятигорский стоял на табуретке и снимал с иконы серебряную ризу. Оказалось, что свечное производство заменили Автономову драгоценные ризы, которые он систематически снимал о икон повсюду, где только мог, и продавал.

Пьянство, безнравственные поступки, кощунство и воровство Автономова вынудило, наконец, обновленческое начальство лишить его архиерейской кафедры и перевести в город Махач-Кала настоятелем одной из церквей. Но и здесь его поведение было настолько неблагопристойным, что ему решились, наконец, дать «чистую отставку».

Но не тут то было: предприимчивый «архипастырь» объявил себя главой автокефальной церкви и не пожелал уходить из храма. Но теперь уже не выдержал сам верующий народ и с позором изгнал Автономова из церкви.

Пришлось вновь менять специальность. Приятные воспоминания о «свечных днях» подсказывают ему заняться торговлей.

Но вот наступают грозные годы Великой Отечественной войны. Северный Кавказ временно оккупируют немцы. Автономова мгновенно обуревает жажда духовной деятельности.

Он раздобывает у немцев удостоверение, свидетельствующее, что он является епископом русской церкви православного (не обновленческого) рукоположения и приступает к исполнению архиерейских обязанностей, одновременно зачисляясь на работу в Гестапо.

Здесь по его доносу немцы душат в душегубке священника Василия Геккеля.

Есть подозрения, что были и еще жертвы его полицейской деятельности.

Одновременно Автономов пишет послания к пастве, призывая ее всячески помогать оккупантам. Он печатает множество позорных статей, клевеща в них на свою Родину и восхваляя фашизм.

Таким образом работа на немцев протекала весьма успешно, но с архиерейством дело не получилось — верующие русские люди мгновенно опознали в изменнике былого осквернителя икон и распутника. Пришлось скрыться с горизонта.

Началось немецкое отступление. Вместе с немцами Николай Автономов уехал в Мюнхен и там обосновался.

Репутация Мюнхена, как нельзя больше, подходила к личной репутации Автономова. Ведь к безнравственности, воровству и кощунству прибавились ныне обман и предательство. Такие «высоконравственные» качества Автономова вдохновили его начать борьбу за поднятие нравственности человеческого рода.

Он издает с этой целью в Мюнхене неряшливый журнальчик под громким названием «Колокол». Нельзя без отвращения читать убогие статейки, отпечатанные на стеклографе, настолько они фальшивы и омерзительны.

Проливая крокодиловы слезы над тем, как низко пали в нравственном отношении современные люди, Автономов видит спасение от этого зла в... католичестве. Он призывает всех христиан объединиться вокруг «святейшего престола», не обращая внимания на догматические несогласия. «Ученый» богослов считает их не существенными.

Ссылаясь на авторитет поэта Апухтина, писателя Сологуба и других, подобных им «авторитетных церковных деятелей» он, как дважды два — четыре, доказывает, что Ватикан всегда был преданнейшим другом Православия.

Одним словом, изгнанный семинарист со страниц своего журнальчика показался во всем блеске своего невежества.

Конечно, Автономов случайно появившееся в церковных кругах явление. Он лопнет, как мыльный пузырь, если уже не лопнул. Изгнанный из церкви, бежавший со своей Родины, до мозга костей безнравственный человек не может приобрести честных и искренних сторонников — ему не соблазнить никого из верных чад Православной Церкви. И мы никогда не стали бы тратить внимание на описание «подвигов» этого потерявшего христианский облик человека, если бы он не оказался вдруг католическим митрополитом восточного обряда! Не в том дело, что его деятельность по окатоличиванию может иметь успех, повторяем, — этого не будет, за ним никто из честных людей не пойдет, в какой бы высокий сан римский папа его ни произвел, а дело в том, — какой же кризис переживает католическая церковь, если принимает к себе людей подобных Автономову. Ясно, что такому человеку переменить веру не стоит никакого труда. Заплатите ему — и он объявит себя язычником.

Ясно также, что он может объединить вокруг себя только преступный и безнравственный элемент. Конечно, Ватикану это также ясно, как и нам.

Поэтому приходится констатировать, что Ватикану именно и нужны такие люди, как Автономов, для которых нет на земле ничего святого.

И это понятно, потому что — став во главе мировой реакции, тесно связав себя со всеми видами фашизма, Ватикан все дальше и дальше отталкивает от себя честных и искренних христиан, которые никогда не согласятся быть вместе с поджигателями войны, пытающимися толкнуть человечество к новой катастрофе. Можно сказать с уверенностью, что политический курс Ватикана, хочет этого римский папа или не хочет, служит распространению того самого неверия, с которым, как будто бы борется. И этот трагический факт не может не бросить тень на всю католическую церковь.

Надо думать, что верующие массы католиков заставят Ватикан избрать другую дорогу и перестать быть очагом развращения христианской нравственности. Надо думать, что они заставят римского папу вспомнить, что он в первую очередь епископ христианской церкви и лишь во вторую — глава ультрамикроскопического государства. Если это совершится, то немыслимыми станут и Автономовы в среде католических архиереев.

СВЯЩЕННИК М. ЗЕРНОВ

Система Orphus