НЕУГАСИМАЯ ЛАМПАДА

«И Ангел мне сказал: «иди, оставь их грады,

В пуствию скройся ты, чтоб там огонь лампады

Тебе поверенный, до срока уберечь,

Дабы, когда тщету сует они познают,

Восжаждут истины и света пожелают

Им было б чем свои светильники возжечь».

(Майков)

Блаженный Феодорит, говоря о благочестивых паломничествах в Святую Землю с целью обозреть места, где совершились спасительные страдания Господа, и там поклониться Спасителю Богу и насытить свои очи созерцанием вожделенных предметов, в объяснение этого указывает на тот естественный закон, что страстно привязанный к кому-нибудь обыкновенно чувствует радость не только тогда, когда видится с ним, но получает удовольствие и в том случае, если видит его дом, одежду, обувь...

Настроение, сродное этому, испытывают и православные богомольцы, когда они совершают паломничество во святые обители к месту подвигов преподобных, к гробницам с их прославленными останками.

Человеку вообще свойственно любить и почитать предметы, которые находились в ближайшем и непосредственном отношении к уважаемым и любимым лицам. Если бы жене привезли окровавленную рубашку ее мужа, или если бы матери привезли такую же рубашку ее сына, положивших души своя за други своя, разве они не стали бы также беречь и целовать эту последнюю память о дорогих им лицах. Часто бывает, что вещи даже не очень высокого достоинства становятся для нас драгоценными, если их ценность мы измеряем чувствами нашего сердца. Известно, что жилища прославившихся чем-либо лиц заботливо оберегаются от ударов времени, чтобы и последующие поколения могли посетить их. Одежды, домашняя утварь, незначительные приборы таких лиц показываются как редкость и им приписывается неоценимое достоинство.

Точно так же и к телам умерших мы всегда относимся с некоторым религиозным благоговением и почтением. Все народы всегда считали гробы умерших священными и ставили их под защиту религии. Библия представляет нам примеры хранения и особенного уважения к останкам святых людей. Так евреи по завещанию Иосифа хранили кости его в Египте и выходя оттуда взяли их с собою в землю обетованную (Бытия 50, 25). Гроб и кости пророка иудейского, предрекшего царю израильскому Иеровоаму разрушение идольских жертвенников, построенных им, были в известности и почитании у иудеев (IV Царств. 23, 18). И вообще иудеи хранили в известности и окружали особенным уважением гробы праотцов и пророков, о чем засвидетельствовал Сам Иисус Христос в своей обличительной речи против фарисеев (Ев. Мф. 23, 29, 31).

С самых первых времен Церкви Христианской верующие тщательно хранили останки святого Иоанна Предтечи и апостолов, а во времена гонений уносили с места казни тела и растерзанные члены святых мучеников, скрывая их в потаенных местах. На гробах с останками мучеников первые христиане собирались совершать богослужение, преимущественно Литургию. Отсюда — всеобщий и самый древний обычай — полагать в основание святых алтарей мощи мучеников, что и доселе соблюдается, и догмат почитания святых мощей неразрывно соединен у нас с таинством Евхаристии, которое не иначе может быть совершаемо, как на антиминсе, имеющем в себе частицу мощей.

В IV веке по прекращении гонений на христианство гробы и останки святых делаются общеизвестными. Над ними созидаются храмы или же самые останки переносятся с торжеством в города и полагаются в храмы. Поэтому у отцов этого века — Иоанна Златоуста, Василия Великого и др. находим много бесед по случаю перенесения святых мощей. Равно и другие отцы — Григорий Богослов, Григорий Нисский, Кирилл Иерусалимский, Амвросий Медиоланский, Ефрем Сирин и др. весьма часто указывают на обычай Церкви почитать святые мощи.

Как только загорелись огни над гробницей преподобного Сергия, огромные массы православных богомольцев потянулись на поклонение к заветной святыне.

На страницах «Журнала Московской Патриархии» уже отражены выдающиеся моменты возрождения Троице-Сергиевой Лавры, отмечены торжественные служения во святой обители, воспроизведен ряд. речей, произнесенных Святейшим Патриархом Алексием, Митрополитом Николаем, архимандритом Вениамином и др.

Ко всем таким выдающимся моментам жизни Лавры приурочивали свое паломничество огромные массы богомольцев из Москвы и ее окрестностей и из других городов и сел нашей страны.

Иногда паломники в большом количестве, возглавляемые своим приходским пастырем, ранним утром едут в Лавру, где в так называемом Трапезном храме находится гробница с останками преподобного Сергия.

Возглавляющий паломничество приходский пастырь вместе со своими пасомыми преклоняет колена пред святой гробницей и читает молитву преподобному.

Около 10 часов утра начинается торжественный, величавый, сладостный для слуха благовест к поздней Литургии.

Огромный, прекрасный, благолепный Трапезный храм наполняется богомольцами.

От неугасимых огней над гробницей преподобного льется свет и тепло благодати; они поднимают молитвенное настроение у паломников, и в святой горячей атмосфере проходит Литургия, причащение, молебен и проповедь.

Вот несколько мыслей из одной такой проповеди: «Великий подвижник преподобный Сергий был светло украшен действием Святаго Духа. Всякая красота, в том числе и духовная определяется как гармония. Есть люди духовной гармонии, которым хотелось бы, чтобы никакие диссонансы мира, лежащего во зле, не мешали бы полноте общения их с источником гармонии и красоты — Богом. Отсюда тяготение таких людей к пустыне, к подвижничеству избранных, которые в стремлении к идеальной гармонии духа приводят в полное соответствие с ним и свое тело, подвергая его аскетизму. Сам аскетизм необходим лишь, как средство к стяжанию Духа Божиего. Таким он и был для святых подвижников. Малейшее опушение здесь в борьбе со страстями, гордость, недостаток любви, — обесценивают духовные достижения. Главными добродетелями преподобного Сергия были глубочайшее смирение и детская простота. Эти добродетели в соединении с духовным рассуждением составляли в нем тот дельный нравственный характер, красота которого невольно привлекала к себе человеческие сердца. Он служил Богу и миру прежде всего как инок подвигами своей молитвы и благочестия. Здесь есть своя заслуга не только перед Богом, но и перед миром. Святитель Филарет, Митрополит Московский, говорил, что святые угодники Божий подвигами своей молитвы и благочестия отводят от мира громы разгневанного неба и низводят на него (на мир) могущественные и действенные благословения. Но преподобный Сергий не только был иноком-молитвенником. В трудную годину для русской земли во время татарского ига он явился солнцем для своего Отечества.

Проповедник охарактеризовал высокую патриотическую деятельность преп. Сергия Радонежского в ту историческую эпоху и пригласил помолиться пред его гробницей, обращаясь к угоднику Божию с такими словами: «Вся Богопросвещенная Россия исповедует Тя быти своего заступника и покровителя. Яви древние милости твоя и ихже отцем вспомоществовал еси, не отрини и нас чад их стопами их к тебе шествующих».

После Литургии у богомольцев временный перерыв — отдых, трапеза, осмотр Лавры, ее святых храмов, дивной живописи, разнообразных ценностей и через три часа все они снова идут на молитву к гробнице преподобного. Отслужен полный молебный канон с акафистом преподобному. По окончании богослужения все паломники прикладываются к святым мощам и в стройном порядке во главе с настоятелем направляются обратно на вокзал и возвращаются в Москву.

В пути обмениваются впечатлениями от богомолья в Лавре и рассказывают о паломничествах, совершенных другими московскими приходами. Одна из прихожан Ваганьковской кладбищенской церкви описывает впечатления от паломничества их прихода в Троице-Сергиеву Лавру и передает в Редакцию «Журнала Московской Патриархии» следующую речь, произнесенную в Лавре их настоятелем о. Федором Казанским: «Мы, прихожане, посетившие Святую Лавру, составляем самую ничтожную часть верующих, кои прибывают сюда. Под сень сей святой Лавры собираются верующие земли русской со всех концов ее. Если к ним мы приложим имена всех православных, хотя и не бывших здесь, но в других храмах и домах своих, призывающих имя преподобного, то это будут тьмы тем — тысячи тысяч мужей, жен, старцев, детей, ученых, простецов, коих объединяет имя святого преподобного Сергия. Уходя от мощей преподобного, научимся той истине, что велик угодник Божий, святой преподобный Сергий, научимся тому, что только в Русской Православной Церкви ощутительно веет Дух Божий, руководящий нами на пути ко спасению». Так скажем и мы в заключение своего очерка. Троице-Сергиева Лавра — это благословенный уголок в нашей стране, где сильно чувствуется веяние благодати Духа Божиего. Дорогая и незабвенная наша священная Лавра! К твоей неугасимой лампаде, к твоей великой святыне снова потянулись тысячи паломников и чувствуется, что чем дальше, тем сильнее будет тяготение к этой великой святыне Русской Православной Церкви верующих душ, жаждущих покаяния, очищения, утешения и ободрения.

ПРОТОИЕРЕЙ АЛЕКСАНДР СМИРНОВ

Система Orphus