НЕ НАМ, НЕ НАМ, А ИМЕНИ ТВОЕМУ

Ко дню Бородинской битвы

«Какой народ!.. Какая необычайная решимость!.. Что это за люди?!» — неоднократно восклицал Наполеон после своей Пирровой победы на Бородинском поле, после занятия Москвы.

Он, считавшийся «великим полководцем», «непобедимым», «гениальным», «властителем Европы», у нас в России столкнулся с непонятным явлением. В то время как на Западе достаточно было выиграть ему одно — два сражения, занять столицу, как правительства и народ сразу же признавали его власть и подчинялись ему, здесь в Московии он встретил не только упорное сопротивление, но и общенародное самопожертвование. В этой титанической борьбе предельно ясно выразилась духовная мощь нашего народа, его глубочайшая связь с родной землей, его вера в Божественный Промысл, его любовь к святыням нашей земли, его мужество, стойкость, терпение и упорство.

Бородино!... Наполеон говорил, что в этом сражении «французы показали себя достойными одержать победу, а русские стяжали право быть непобедимыми». Что же дало такую силу нашему войску? Любовь к Родине и вера в правоту своего дела, вера в то, что «не в силе Бог, а в правде». В ночь пред битвой французы веселились, пели, шумно кричали, пили вино «И слышно было до рассвета, как ликовал француз».

А у нас? Весь громаднейший лагерь был своего рода домом молитвы. Духовенство всю ночь служило молебны пред особо чтимыми святынями, вдохновляло людей на великий подвиг жертвенной любви и все — от великого полководца до последнего ополченца — на коленях просили Господа и Его Матерь дать им силы «постоять за свою Родину, с честью умереть за нее, спасти ее».

Многие, как бы готовясь к смерти, надевали чистое белье, говели и причащались. О вине позабыли: «Не такой завтра день, не к тому готовимся мы» — говорили войска.

И они — эти простые, незаметные, но мужественные русские воины — оказались непобедимыми. Враг не занял и пяди земли. По образному выражению генерала Ермолова: «в Бородинской битве французская армия расшиблась о русскую». И только лишь крайняя необходимость сохранения армии и стратегический расчет на еще большее ослабление серьезно раненого зверя, заставили нашу армию отступить дальше и даже отдать Москву.

Поклонная гора. Москва.

«Где же депутация, где ключи от города?» — «В городе никого нет». «Тогда, где пленные?» — «Русские умирают, но не сдаются».

И опять: «Что за народ!... Ни покорности, ни страха».

Пожар. Все горит. Море огня. «Какое ужасное зрелище!.. Это они сами поджигают город!... Какая решимость!». И в своих записках Наполеон оставил: «Никогда все поэты, изображая сказочный пожар Трои, не могли в своем изображении представить, что-либо похожее на действительный пожар Москвы». Наполеон не мог понять, что и сдача Москвы и пожар ее — это величайшая жертва, принесенная русскими людьми для спасения армии и Отечества. Это была жертва любви к Родине. Испепеляющий огонь этой жертвенной любви сжег славу Наполеона и его сухопутной армады.

«О, Родина Святая! Какое сердце не дрожит, Тебя благословляя!»...

Велика была сила любви в русском народе, но велика была и сила веры, ибо русские не только одним языком говорили, одним мечом рубились, но и одним крестом крестились. Православие было самым старым и надежным другом русского народа, оно давало ему нравственную силу в борьбе с врагами. Защищая свои города, села, поля, наши воины защищали и свои религиозные святыни, свою веру. И эта вера и это благоговейное почитание святынь более всего сохранялось в простом народе, в нашей солдатской массе.

Поэтому неудивительно, что всю честь победы над Наполеоном наш полководец М. И. Кутузов приписывал «русскому солдату». «Он — наш русский солдат — сломил и гонит теперь подстреленного на смерть голодного зверя». Понятно, что и церковь сразу же пошла вместе с народом, призывая и благословляя всех на ратный подвиг. В послании Свят. Синода было сказано: «Внушайте сынам упование на Господа сил... Всех научайте словом и делом не дорожить никакой собственностью, кроме веры и Отечества... И если кто из сынов Левитских, еще не определившихся к служению, возревнует ревностию брани, благословится на сей подвиг от самыя Церкви».

Но помимо нравственной помощи, помимо духовного утешения духовенство оказывало и громадную (по тому времени) материальную помощь стране. Так было дано свыше 50 000 руб. серебром, 760 000 руб. ассигн., 53 пуд. серебра, около 11 фун. золота [1]

Если брать в процентном отношении, то жертвы Церкви равнялись пожертвованиям купечества.

Мы знаем, что многие пастыри, не желая быть изменниками Отчизне, кончили свою жизнь мученической смертью. Таковы, например, Московский священник Вельяминов, священник Гаврилов, протоиерей Грешничев, священник Миндлинский и др.

Много из служителей Церкви было и организаторов партизанских отрядов. Например, священник И. Ставровский организовал отряд на родине М. И. Глинка (село Новоспасское на Смоленщине) [2]. Организаторами партизанских отрядов были еще священник Скобеев, дьячок П. Рагозин, дьячок Савва Коростылев, пономарь Смирягин и многие другие, их же имена Господь весть.

А наши Иерархи... Старец Митрополит Платон (Левшин), Митрополит Амвросий (Подобедов), викарий Московский, архиепископ Августин, Смоленский архипастырь Ириней (Фальковский) и мн. др. Все они боролись с врагом своим духовным оружием — словом. И их слова, их призывы гремели по лицу всей земли Русской, вдохновляли наш православный народ на величайшие жертвы и подвиги. И народ наш победил, ибо он считал не только честью и счастьем, но и Божьим делом умереть за свою Родину. Не даром же Наполеон, после своего поражения, озлобленно говорил: «Я не видывал никогда более такого народа... скорее можно покорить легион демонов, чем русский народ, если бы даже вместо одного было десять Наполеонов». Характеристика эта говорит сама за себя и в комментариях не нуждается.

И после этой своей всемирно-исторической победы, после всех мук и страданий, принесенных нашему народу нашествием Наполеона, после изгнания его от границ нашей земли народ наш не возгордился, а написал на медали в память Отечественной войны слова «Не нам, не нам, а Имени Твоему». И в этой надписи еще лишний раз выявилась красота русского духа его сила и его смирение, его стойкость и его вера, его мужество и его любовь, его терпеливость и его надежда...

И как тогда, 135 лет тому назад, русские чудо-богатыри исполнили свои долг перед Страной, так и теперь, во дни Второй Великой Отечественной войны, наши русские витязи, плечом к плечу с народами брагских республик, железной грудью защитили Родину от фашистского нашествия, смыли своей кровью нанесенное нам оскорбление, своей беззаветной храбростью и мужеством создали Родине и себе вечную не умирающую в веках славу, которой мы гордимся сейчас, как, в свое время, гордились ею и наши великие предки. Как тогда, так и теперь «все бросил наш народ на алтарь Отечества: дома, имущество все достояние свое», но победил врага и отстоял независимость своей великой Родины.

«Изведал ужаснувшийся враг.

Узнали народы Европы,

Как грозен восстания русского стяг,

Подъятый в могучих народных руках

Во имя народа свободы».

(Хитрово)

ПРОТОИЕРЕЙ Н. А. ХАРЬЮЗОВ

[1] О помощи же вещами, продуктами и говорить нечего. Кроме того, при монастырях было открыто много лазаретов.

[2] Журнал «Огонек» № 8, 1945 г., стр. 14.

Система Orphus