Речь, произнесенная Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием, при вручении архипастырского жезла новопоставленному епископу Петрозаводскому и Олонецкому Нектарию во Всехсвятском храме г. Москвы 29 июня 1947 г.

Преосвященный епископ Нектарий!

Благодать Святаго Духа соделала тебя ныне епископом Православной Церкви. Велика к тебе милость Господня; велика и ответственность, возложенная на тебя пред Богом и Святою Церковью Христовою. В Откровении святого Иоанна Богослова мы видим седмь ангелов седми Церквей. Можно думать, что это небесные Покровители и хранители Церквей. Но когда мы читаем, что одним из них Дух Христов угрожает, других обличает, то мы приходим к мысли, что под именем ангелов Церквей надлежит разуметь земных предстоятелей или блюстителей Церквей, то-есть епископов.

Это уподобление епископов ангелам и утешает нас, и вместе устрашает. Ангелы Божии выну видят лице Отца нашего небесного. Как чист и ясен должен быть взор епископа, постоянно устремленный горе, к небу.

Ангелы Божии облетают и как бы охраняют небесный Престол Господень.

Так и дух епископа должен постоянно возноситься к небу, к Престолу Божию и охранять святыню Престола Господня. Такими чувствами должна быть полна душа епископа для того, чтобы действия его были исполнены благодати и силы. Он должен постоянно пребывать в молитве, которая является выражением общения с Богом, ибо от молитвы сила власти. Он должен постоянно бдеть над собою, дабы ничто в нем не было претыканием или соблазном для вверенных его духовному попечению. И потому, по действиям епископа можно судить, на верном ли он, ангельском, пути служения Господу и Церкви Его.

Когда мы видим, что епископ заботится о том, чтобы богослужения, совершаемые им или под его руководством, были истовы, уставны и благолепны, мы радуемся и благословляем этот подвиг епископа.

Но если мы усматриваем при этом со стороны епископа стремление возвысить себя или даже поставить себя средоточием внимания и почестей, то мы говорим, что неблагонадежен его подвиг и не к славе Божией направлен он.

Когда мы видим, что епископ требователен по отношению к своему клиру и строг в своих требованиях, мы одобряем эту ревность епископа. Но когда мы замечаем, что по отношению к себе он не предъявляет такой строгости и недостаточно по завету апостола «внимает себе», и собственная жизнь его не являет назидания пасомым, то мы говорим, что он не на правом пути в своем архипастырском действовании.

Когда мы слышим, что епископ прислушивается к советам своих клириков, старейших и умудренных опытом, то мы признаем это добрым делом, ибо «спасение во мнозем совете»... Но когда епископ подчиняется отдельному советнику и смотрит на дела его глазами, и не замечает или не обращает внимания на то, что тот злоупотребляет доверием архипастыря и является гнетом для епархии, честолюбцем, а часто и корыстолюбцем, то нельзя не видеть в таком образе действий епископа неверного и нерадивого отношения к своему долгу.

Вот, возлюбленный брат, с какими мыслями и намерениями ты должен вступить в поприще, которое открывается ныне пред тобою. Соблюдай благолепие и имей усердие к службе церковной, но не поддавайся чувству услаждения собою; блюди строгость в управлении церковном, но прежде всего будь строг к себе и подавай пример собственным подвигом. Если пасомые увидят в тебе строгого подвижника, отдающего всего себя служению пастве, то самый нерадивый человек подвигнется к исправлению.

Внимай голосу верных помощников, но не поддавайся влиянию случайных людей, ищущих по большей части или суетной славы, или корысти.

Приветствуем тебя, нашего нового собрата, и призываем служению твоему Божию помощь и благословение. Приветствуют тебя и все церковные люди, молившиеся сегодня с нами о ниспослании тебе Божией благодати.

Прими этот жезл, знамение твоей епископской власти, и благослови твоим первым архипастырским благословением этих людей Божиих, верующих в силу благодати, живущей в тебе.

Система Orphus