525 лет тому назад в знаменитой Троице-Сергиевой Лавре были обретены нетленные мощи ее основателя преподобного Сергия Радонежского. Преподобный был носителем величайших благодатных дарований и вместе с тем был преисполнен горячей, деятельной любви к Родине. В свое время для блага родной земли он служил даром свойственной ему мудрости, силою молитв и на алтарь Отечества возлагал жертвы в виде и материального вспоможения и любовного труда. Доныне и на все последующие века на небе, у Престола Божия он по-прежнему неусыпный и теплый ходатай пред Богом за свое земное Отечество.
17 и 18 июля с. г. Сергиева Лавра обретение мощей своего Небесного Покровителя и молитвенника отпраздновала со всем церковным великолепием. В эти незабвенные дни она полно и ярко отобразила значение жизни современной Русской Православной Церкви прежде всего благодатностью и величием своего богослужения.
За день до праздника в Лавру длинной чредой потянулись богомольцы. Большинство их прибыло сюда без всяких дорожных вещей, но с непременным молитвенным чувством, искрой Божией в душе и с открытым к Богу сердечным слухом. Богомольческая масса, подобно волнам моря, текла к раке преподобного Сергия за благословением свыше и Христовым утешением.
Сколько видел за это время преподобный припадающих к его мощам, сколько слышал и принял душевных покаянных исповеданий, излияний, слез сердечного сокрушения и сколь многих одарил силой Божией и духом умиления.
Накануне Сергиева дня настоятель Лавры Святейший Патриарх Алексий прибыл из Москвы в обитель около трех часов дня. После малой вечерни в лаврской Трапезной церкви он, в сослужении сонма епископов и священников, совершил молебен с чтением акафиста пред мощами преподобному Сергию.
В 6 часов вечера на монастырской колокольне разлился мерный звон ко всенощной, сначала однотонный, потом перешедший в победный, ликующий трезвон. В это время началась всенощная одновременно в Успенском соборе и Трапезном храме. Святейший Патриарх торжественно служил в Трапезной церкви совместно с Филиппом, Архиепископом Астраханским, Сафронием. епископом Ульяновским, Кириллом, епископом Пензенским, а Николай, архиепископ Алма-Атинский, и Феодосий, епископ Черновицкий, возглавляли богослужение в Успенском соборе.
После первой кафизмы Святейший вышел чрез отверстые царские врата на амвон и по древне-церковному обыкновению воссел на амвоне лицом к народу и вслух его прочел житие преподобного Сергия своего
собственного изложения.
Пред умственным взором слушателей, постепенно сменяясь, одна за другой проходили картины жестокого пустынножительства преподобного и знамений к нему особенной милости Божией. Пока продолжалось чтение Патриарха вся церковь замерла в общем напряженном внимании, как бы боясь проронить какое-либо драгоценное святительское слово. Если у детей около могил родительских живее всего возбуждается воспоминание о любви, доброте и заботах почивших отцов и матерей, то несравненно впечатлительнее вставал в сознании верующих духовный облик преподобного аввы Сергия при житийном чтении именно у его раки, благоухающей святынею и силою духа Божия.
Всенощная закончилась в 11 часов вечера, но ни в ком из молящихся не чувствовалось усталости, настолько все были захвачены потоком неотразимых богослужебных впечатлений.
На следующий день, т. е. 18 июля, Патриаршая Литургия назначена была в 10 часов утра. К этому времени из Трапезного храма на встречу Святейшего Патриарха открылось шествие многочисленных священнослужителей в полных облачениях по направлению к святым воротам. Во главе процессии шли о. протопресвитер Николай Колчицкий и наместник Лавры о. архимандрит Иоанн. Народ колоннами стоял от средины лаврской площади до самых храмов. Ровно в 10 часов патриаршая машина остановилась у святых ворот. Едва вышел из нее Святейший и преподал благословение духовенству и народу, как могучий лаврский хор умилительным распевом исполнил древний кондак преподобному Сергию: «Христовою любовию уязвився Преподобие...». Под это пение процессия, возглавляемая Патриархом, медленно направилась к Трапезному храму, у входа в который Патриарха торжественно. встретили архиереи: Митрополит Крутицкий и Коломенский Николай, архиепископы: Астраханский Филипп и Алма-Атинский Николай и епископы: Ровенский Варлаам, Пензенский Кирилл, Ульяновский Софроний и Черновицкий Феодосий. Во всех дверях и проходах вместительной Трапезной церкви теснилась многотысячная народная масса, стоявшая сплошной стеной. Из почетных гостей в храме присутствовали: от Совета по делам Русской Православной Церкви заместитель Председателя С. К. Белышев и Уполномоченный Совета по делам Русской Православной Церкви по Московской области A. А. Трушин.
Началась торжественная Литургия. При виде Святейшего Патриарха, первосвятительствующего в соборе, епископов, клира и народа пред Живым Богом, среди блеска и сияния церковного празднества, при слышании тысячеголосного общенародного пения Символа веры и Молитвы Господней хотелось невольно без конца повторять: «Вот где, Господи, вера Твоей паствы, вот где истинное сближение народа в одно церковное и гражданское единство до нераздельности». За описываемым богослужением все присутствовавшие действительно сознавали себя детьми одной Матери-Церкви и одного общего великого Отечества.
Соборная молитва соединила здесь граждан разных мест и областей Советского Союза в целостное братство и родную семью под сенью именно Лавры, этого очага духовного содружества, любви и радости. Обстановка высокого церковного благолепия в связи с религиозным воодушевлением, сиявшим на лицах, во взорах и молитвенных движениях духовенства и народа, не могла не зажигать тех же молитвенных чувств даже у лиц, безразличных к вере, стоявших в народной толпе.
В конце Литургии присутствующие в храме были утешены Патриаршим словом. Святейший Патриарх сказал, приблизительно, следующее: «Отрадно видеть вас в таком большом количестве здесь в обители преподобного. Как во дни его земной жизни верующие приходили к нему, чтобы утешиться видением лица его и беседой с ним, так и вы ныне собрались у раки преподобного, желая утешиться благодатию угодника Божия.
В эти минуты я обращу вашу мысль к далекому прошлому, ко времени жизни преподобного Сергия в Радонежской пустыни. Сколько перенес здесь преподобный трудностей одинокой жизни и страха от злых духов и зверей. Непрерывными молитвами и трудами он стяжал от Бога благодатную силу и привлек благословение Матери Божией на это место. Вы, приходя сюда, делаетесь участниками сего благословения.
Труд и молитва, молитва и труд, — вот завет преподобного на все последующие времена.
Благословением его Лавра быстро восстанавливается.
Правда, много бурь и невзгод пронеслось над этим местом в течение прошлых веков и монашеская жизнь здесь одно время даже замерла. Это произошло, как здесь, так и в других подобных обителях не вследствие внешних обстоятельств, но по нерадению самих иночествующих. За несоблюдение иноческих обетов Провидением Божиим перестали существовать и самые места прежнего монастырского жительства.
Поэтому, братия, живущая в этой святой обители, неустанно подвизайтесь в молитве и трудах, назначенных вам послушаний. Сам преподобный здесь трудился не только как игумен, но и как рядовой инок, выполнявший разные монастырские работы на пользу живших с ним учеников. Каждый из вас да приносит свою долю молитвы и труда во благо и процветание Лавры.
Участие в общей трудовой жизни Лавры пусть падает не только на настоятеля или его наместника, но да разделяется и всеми вами. Подражающие непосредственным ученикам преподобного Сергия в ревностном исполнении возложенных послушаний осеняются на сем месте благословением Божией Матери и самого аввы Сергия.
Утешительно видеть ваше ревностное притекание сюда и стремление приобщиться здесь благодати молитв преподобного. К сожалению не всеми вами одинаково соблюдается у Святой раки благословение. Так вчера за всенощной некоторые из вас во время помазания елеем, невзирая на близость святыни мощей, нарушили церковную тишину недопустимым шумом и беспорядочным движением по церкви, что внесло в очередное прикладывание к мощам смятение.
Приходя сюда, храните осторожность поведения и благоговение, чтобы ничто не препятствовало благословению угодника Божия Сергия опочивать на вас».
Так, приблизительно, говорил Святейший Патриарх.
По окончании Литургии из Трапезной церкви выступил крестный ход вокруг Успенского собора в предшествии хоругвей и святых икон. Блестящая церковная процессия во главе с Патриархом проходила среди народных толп, в образцовом порядке расположенных стройными колоннами по сторонам каменной и асфальтовой дорожек. У Успенского собора Патриарха ожидал другой крестный ход, следовавший из собора вместе со служившими там архиереями, Преосвященными архиепископом Алма-Атинским Николаем и епископом Черновицким Феодосием и священными иноками. Здесь только что закончена была вторая поздняя Литургия.
Торжественный молебен преподобному Сергию, совершавшийся на крестном ходе, был закончен уже в Трапезной церкви, куда возвратились участники процессии. После молебного отпуска архидиакон провозгласил многолетие Святейшему Патриарху, Митрополитам, архиепископам и епископам, Богохранимой стране нашей, властям, победоносному воинству и Верховному Вождю его, братии св. Лавры и всем предстоящим и молящимся. Преподав заключительное благословение народу, Патриарх с епископами и гостями направился в монастырскую трапезную, где разделил с братией монашескую трапезу.
Весьма трогательны были прощальные слова Патриарха после трапезы к инокам:
«Спасибо вам, братия, за угощение».
В течение целого дня совершались у раки преподобного молебны и народ непрерывной волной шел к святым мощам.
АРХИМАНДРИТ ВЕНИАМИН