НЕЗАБЫВАЕМОЕ ТОРЖЕСТВО
В воскресенье, 8 июня с. г., во Львове, в центре города, совершилось освящение второго русского православного храма. Еще год, полтора тому назад тут был латинопольский костел св. Николая. Но поляки добровольно выехали к себе в Польшу, и опустели их святыни. Из нескольких десятков костелов г. Львова ныне богослужение совершается только в 4—5. Галицкая Русь, после 600-летнего своего отторжения, навеки воссоединилась с Киевом, «матерью русских городов». Прошло уже несколько лет со дня этого радостного воссоединения, за это время даже улицы переменили свои названия. И все же это, не столь уже великое торжество — преобразование латинского костела в православную святыню вызвало ликование и радость у всех нас.
Освящение нового храма и первая в нем Божественная Литургия совершались со всей возможной церковной торжественностью. Служил Высокопреосвященный архиепископ Макарий в сослужении протопресвитера Г. Ф. Костельника и всех виднейших священников из бывшего греко-католического духовества, оо. протоиереев: Семчишина, Дрелиха, Крутяка и священника Клюса; принимал участие в богослужении и бывший долголетний настоятель первого русского львовского храма протоиерей Боечко Г. Хорошо пел за богослужением свой же хор; он быстро, словно по щучьему велению, сорганизовался ко дню освящения храма. Хор исполнял красивые, сложные произведения русских и украинских композиторов, между прочим два концерта великого Бортнянского: «Восхвалю имя Бога моего», «Тебе Бога хвалим» и «Отче наш», глубоко церковную и весьма мелодическую композицию А. Кошица с оригинально повторяющимся молитвенным вздохом «Отче наш». Еще раз была засвидетельствована высокая церковно-певческая культура славянского православного Востока. Новый храм, довольно обширный и высокий, производит хорошее впечатление: весь он белый, чистый и светлый, просто, но изящно украшенный барельефами и скульптурными орнаментами. Иконостас, взятый из закрытой униатской церкви оо. редемптористов, своей резьбой удивительно гармонирует со стилем скульптурных украшений храма; более подходящего иконостаса нельзя было бы и придумать. На счастье не пришлось менять и почти всех больших икон хорошей живописи, какие находились в 6 прежних боковых католических алтарях, кроме одной; взамен ее наново написана икона св. Серафима Саровского, такого родного для русских людей. В иконостасе появились только две новые иконы при боковых вратах: храмовая св. Архистратига Михаила и св. князя Александра Невского. Изумительно, что новый храм как-то сразу, без большой переделки, потерял прежний католический характер и кажется своим, родным. И в утвари церковной ни в чем не ощущалось недостатка; обо всем заблаговременно позаботился и подумал энергичный настоятель храма о. протоиерей Г. Курилес, за что ему честь и слава. Все это производило впечатление приятной неожиданности и усугубляло радость самого события. А значение и смысл его исчерпывающе выяснили в своих проповедях: владыка Макарий и протопресвитер д-р Г. Костельник. Владыка Макарий во время освящения храма поучительно говорил о роли храма в религиозной жизни верующего христианина и общества, а протопресвитер д-р Костельник для своего слова за Литургией взял пасхальный текст: «Возведи окрест очи твои, Сионе, и виждь: се бо приидоша к тебе... от севера, запада и моря и востока чада твоя» и далее со свойственной ему широтой и глубиной богословской мысли говорил о том, каким удивительным путем распространялось христианство в Римской империи: после Августа на престоле римских «божественных» цезарей сменяли один другого самые ужасные и отвратительные типы монарха и человека, в своем отпадении от Бога исказившие до дна человеческую природу. Этим они были живыми антиподами христианства. И в дальнейшей своей истории чистое христианство никогда не могло заглохнуть, хотя временами создавались неблагоприятные условия, как, например, для Православной Церкви нашего края в старое время владычества польских панов. И кто из нас еще недавно мог предвидеть, что здесь в этом, ныне православном, храме соберутся верующие со всех концов обширной Родины нашей и будут «едиными усты и единым сердцем» прославлять «Единого в Троице славимого Бога».
Храм был переполнен молящимися и, хотя долго-долго длилось церковное торжество, никто его не покидал. Незабываемое торжество!
С. С. ХРУЦКИЙ