В 1947 г. исполнилось 275 лет со времени учреждения Нижегородской епархии.
Низовская земля, в которой находится епархия, получившая свое название Нижегородской, от бывшего Великокняжеским в ней города Нижнего Новгорода, принадлежала с 1221 по 1625 год ведению епископов Владимирских, Суздальских.
С усилением государственного значения Москвы, с конца XIV века, Нижний-Новгород стал зависеть в духовных делах от Московских Митрополитов, а затем со времени Патриарха Филарета Никитича с 1625 г. от Московских Патриархов.
Учреждение Нижегородской епархии тесно связано с появлением раскола в Нижегородских пределах. С 1506 по 1556 год было произведено в России Максимом Греком исправление церковно-богослужебных книг, окончившееся затем уже при Патриархе Никоне. Усилившийся в то время раскол нашел себе главное средоточие за Волгой, в лесах Керженских и Чернораменских. Первыми поселенцами раскола были беглый монах Смоленского Бизюкова монастыря, Сергий Салтыков и Ефрем Потемкин, основавшие в 1657 г. на Керженце первый раскольничий скит, близ деревни Ларионовой, б. Семеновского уезда. Преемником Салтыкова был Дионисий Шуйский, могила которого и до сего времени почитается раскольниками.
С этого времени Керженец приобрел значение в некотором роде раскольничьей «митрополии». Сюда стекались раскольники со всех концов тогдашней России, и из зарубежья, и из поморья, и из Соловецкой обители. Раскол усиливался и укреплялся, число последователей и ярых приверженцев его увеличилось. С целью противодействия расколу еще в 1589 г., в царствование Феодора Иоанновича, на XXVIII Московском Соборе, по случаю учреждения в России Патриаршества, было решено учредить отдельную Нижегородскую епархию. Но по неизвестной причине это постановление Московского Собора не было приведено в исполнение. Церковь продолжала бедствовать от раскола. И причину этого царь Алексей Михайлович видел в отсутствии здесь архиерея. Наконец, во время продолжающегося усиления раскола в Нижнем Поволжье, в половине XVII века, царь Алексей Михайлович «всеусердно поболе о сем» решил «яко не лепо богоспасаемому Нижнему Новуграду с окрестными грады и веси, занеже есмь многолюден, красотою же и всяким довольством паче иных градов преизобилующ, быти без архиерея» (см. История Нижегородской иерархии, изд. 1857 г., стр. 4). Московский Собор 1667 г., созванный для суда над Патриархом Никоном, снова рассматривал грамоту соборного постановления 1589 г. и назревший вопрос об учреждении Нижегородской епархии, но окончательного решения по этому вопросу не вынес и тогда. Чрезмерно усилившееся распространение раскола вокруг Нижнего, появление разных вредных сект (самосожигатели, морильщики, гробополагатели и др.) побудили правительство созвать в Москве в 1672 г. новый Собор, в Патриаршей Крестовой Палате и на нем единогласно решено «в великом княжении Низовския земли архиерею быти» и включить епархию в число митрополий.
В ряду епархий Нижегородская поставлена между Рязанской и Белогородской, ниже первой и выше последней. Первым Нижегородским Святителем избран был нижегородский же уроженец, живший близ Макарьевского Желтоводского монастыря, затем еще в молодых летах поступивший в число братии сего монастыря — архимандрит Владимирского Рождественского монастыря Филарет. Это избрание произошло 24 апреля 1672 г., а 2 июня того же 1672 г., в неделю Всех Святых, в Московском Успенском соборе, архимандрит Филарет был хиротонисан Великоновгородским и Великолуцким Митрополитом Питиримом и другими епископами во вновь учрежденную Нижегородскую епархию и получил наименование Митрополита Нижегоридского и Алатырского с вручением ему настольной грамоты «междупатриаршества».
По прибытии в Нижний Новгород, новопосвященный архипастырь устроил в Спасо-Преображенском соборе архиерейское место, как памятник потомству об учреждении Нижегородской епархии и о своем избрании в сан Митрополита; перенес с подобающей торжественностью в Кафедральный собор из прежней ветхой соборной церкви, существовавшей 320 лет, гроб думного дворянина, великого патриота земли русской Косьмы Минина.
На первых порах учреждение Нижегородской епархии на местный раскол оказывала мало влияния: первые архипастыри Нижегородские мало проявляли личных миссионерских подвигов, а более заботились о благолепии церковном, даже одни из первых архипастырей — Нижегородских. Исаия за свою приверженность к некоторым мнимодревним обычаям и обрядам, по царскому гневу, был удален 2 сентября 1780 г. в Кирилло-Белозерский монастырь в заточение, где и скончался. Время царствования Петра Великого и его преемников отмечено в истории Нижегородской епархии борьбою с расколом и распространением христианства между иноверцами язычниками. Раскол в пределах Нижегородского Поволжья особенно усилился в конце XVII века.
Среди разных толков и согласий на Керженце появился новый толк дьяконовцев или кадильщиков. Между раскольниками ходили разные нелепые слухи, рассказывали, что по всем явным признакам наступают последние времена, уже народился и антихрист. Позднее против керженских раскольников более активным и способным деятелем в Нижегородской епархии был архиеписком Питирим. Так как Питирим родился в раскольничьей семье и сам был сперва раскольником, то он отлично знал весь этот быт.
Чувствуя призвание к отшельнической жизни, он удалился на польскую границу, в Стародубскую область, в гнездо раскольников, где и был пострижен раскольниками в монашество; вскоре возвратился на родину и в лесах Ростовских и Переяславских, а потом Керженских и Чернораменских явился наставником у раскольников, защитником и ревнителем их суемудрия, занимался изучением Священного писания и творений оо. Церкви и это занятие, при помощи благодати Божией, дало ему глубокое убеждение в неправоте раскола и суемудрии учения раскольников. Из ярых защитников раскола он сделался сыном Православной Церкви, готовым положить за Православие свою жизнь, а впоследствии стал даже помощником грозному обличителю раскольников Св. Димитрию, Митрополиту Ростовскому.
По обращении своем в Православие он удалился в Переяславский Николаевский монастырь, где был назначен строителем. За свои труды и подвиги из строителей монастыря был поставлен игуменом. Действуя в должной мере одними административными мерами и силой своего звания и убеждения при собеседованиях с раскольниками, Питирим с 1 января 1716 г. начал действовать на раскольников письменно, для чего отослал 130 вопросов, ответа на которые он не получил, вследствие хитрости и бессилия раскольников.
Вместо ответов на предложенные вопросы он получил от раскольников 240 вопросов о вере и преданиях Православной Церкви и на все вопросы держал им ответ. В 1719 г. Питирим был хиротонисан во епископа Нижегородского и Алатырского. По прибытии своем во вверенную епархию, облеченный святительской властью, епископ Питирим еще с большей ревностью продолжал труды по обращению раскольников. В селе Пафнутове, б. Семеновского уезда он назначил публичное собеседование с раскольниками по поводу своих 130 вопросов и 240 вопросов раскольничьих и своей святительской беседой поразил всех. По особом докладе о сем диспуте Петру Великому, Питирим получил признательность царя за свои архипастырские труды с чувством благодарности к Призывающему всех на путь спасения. Письменные труды Питирима под заглавием «Пращица противу вопросов раскольничьих» были напечатаны (два издания) и были разосланы по распоряжению высшей духовной власти ко всеобщему руководству по всем епархиям. Заботясь о просвещении детей духовенства, Питирим первый из иерархов, по издании Духовного Регламента, в 1721 г. открыл в своей епархии две школы: эллино-греческую и славяно-российскую, которые послужили основанием Нижегородской Духовной Семинарии. Время управления Нижегородской епархией (19 лет) этого архипастыря отличалось особыми миссионерскими трудами и заботами: кроме обращения раскольников (из 367 790 жителей Нижегородской епархии насчитывалось раскольников обоего пола только 7 269 чел., а из 94 раскольничьих скитов, осталось только два) заботами Питирима было обращено в христианство несколько тысяч магометан и язычников.
Продолжателями миссионерской деятельности Питирима были и его преемники: епископ Иоанн I (Дубинский) и особенно епископ Димитрий (Сеченов). Для Нижегородской епархии по деятельности своей последний был второй Питирим, хотя деятельность его, главным образом, была направлена против иноверцев и язычников.
С миссионерской целью весьма часто епископ Димитрий объезжал свою епархию и имел не малый успех. Особенно он заботился об обучении миссионерству пастырей, которым выписывал книги для бесплатной раздачи; некоторым из новообращенных дозволял учиться в Духовной Семинарии для подготовления к пастырству и миссионерству.
По указу 14 февраля 1743 г. приказано было сломать все новопостроенные мечети и мордовские капища и Димитрий отправился с целью осмотра языческих мордовских селений в Терюшевской волости, но здесь едва не был убит фанатиками-терюшанами. Плоды трудов этих святителей в обращении инородцев продолжали последующие за ними епископы: Вениамин, Феофан, Антоний и пр.
Необходимо отметить и особые труды по миссионерству в епархии покойного Высокопреосвященного Палладия (Раева), Митрополита С.-Петербургского в бытности его преподавателем в семинарии.
Как известно, Высокопреосвященный Палладий, был родом из Нижегородской епархии и обучался в Нижегородской Духовной Семинарии. Первое десятилетие по выходе из Казанской Академии, молодой магистр в 1852 г. был определен преподавателем своей родной Нижегородской Семинарии и вместе с философскими науками состоял преподавателем в миссионерском отделении при семинарии.
Будучи одновременно преподавателем татарского языка ученикам высшего отделения семинарии, профессор Раев преподавание этого языка сопровождал изложением религиозного учения мусульман и др. сведений о татарах. По программе этого предмета требовалось именно, чтобы «при преподавании сего языка сообщались воспитанникам основательные сведения как относительно религиозного учения мусульман, так равно религиозного, умственного и нравственного состояния местных татар и вообще всего, что нужно знать и можно сообщить в школе будущему миссионеру».
Многополезной деятельностью по борьбе с расколом необходимо отметить управление (1874—1877 гг.) Нижегородской епархией Иоанникия (Руднева) архиепископа Нижегородского, впоследствии Митрополита Московского и Коломенского, Члена Св. Синода, Председателя Православного Миссионерского Общества в Москве.
За просвещенную архипастырскую деятельность, неусыпные заботы о мерах к вразумлению и возвращению в недра Святой Православной Церкви заблудших чад ее и отеческую попечительность в открытии способов призрения и воспитания сирых детей духовенства, архиепископ Иоанникий снискал благодарное о себе воспоминание в нижегородской пастве.
Желанием этого архипастыря учреждено при Семинарии Братство Св. Креста. Деятельность Братства состояла в организации собеседований со старообрядцами и сектантами, в собирании сведений о состоянии раскола в Нижегородской епархии, в сборе средств на дело миссии, в приобретении противораскольнических и противосектантских книг и брошюр в братскую библиотеку, для бесплатной раздачи по селам и деревням, зараженным расколом, в выдаче пособий на содержание и разъезды миссионерам. Об успешной деятельности Братства св. Креста и его отделений свидетельствуют большое количество обращенных из раскола в Православие. Покровителями Братства Св. Креста после архиепископа Иоанникия были и его преемники по Епархии.
В деятельности последующих архипастырей Нижегородской епархии вопросы преодоления раскола и сектантства также занимают одно из важнейших мест.
В наши дни епархия Горьковская — наследница славной Нижегородской — отмечает 275-летие своей православно-просветительной работы.
Годы Великой Отечественной войны с фашистскими захватчиками воскресили славные патриотические традиции нижегородцев 1611—1612 гг и 1812 г. Нижегородцы-горьковчане были одними из первых, откликнувшихся на призыв великого кормчего Русской Православной Церкви Патриарха Сергия о сборе средств верующих на содержание танковой колонны имени Дмитрия Донского. На веки останется жизненной резолюция покойного Святейшего Первосвятителя: «Браво, Нижний Новгород! Не посрамили Мининскую память! Бог всех вас да благословит. М. Сергий».
Духовенство нашей епархии всегда было с народом, разделяя с ним все горести и радости. С ним оно и теперь, в годы великого восстановления и развития народного хозяйства и культуры.
Правящий епископ Зиновий получил две Правительственные телеграммы от Генералиссимуса И. В. Сталина с выражением признательности за пожертвования Красной Армии от духовенства и верующих епархии денежных сумм и подарков.
В текущем году епископ Зиновий и шесть о. о. протоиереев — его ближайших помощников — за свою патриотическую работу в дни Великой Отечественной войны удостоены награждения медалями: «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941 —1945 гг.».
Условия наших дней выдвигают в качестве главных задач архипастырского делания в Горьковской епархии:
1. Улучшение нравственного облика духовенства. В этих целях мною в посланиях и увещеваниях обращено внимание на благоповедение духовенства, его воздерженность и недопустимость какого-бы то ни было вымогательства при требоисправлениях.
2. Наглядное воспитание в верующих сознательного отношения к таинствам и обрядам Церкви. Методами этого считаю, между прочим, истовое, благоговейное, неторопливое чтение при совершении таких треб, как крещение, брак, погребение.
3. Даны духовенству епархии указания об организации всюду, где есть возможность, стройного строго-церковного пения и о привлечении прихожан к общему пению наиболее известных и важнейших песнопений («Верую», «Отче наш» и др.).
4. Поднятие церковной проповеди в епархии на высокий уровень, раскрытие в проповедях смысла и значения церковных праздников, таинств и обрядов, значения храма и всего, что составляет его принадлежность.
5. Подготовка из числа особо религиозно-настроенных мирян ближайших помощников пастырей в миссионерско-проповеднической деятельности. С этой целью мною предпринимается опыт организации двухлетних заочных курсов с периодическими испытаниями заочников Комиссией под председательством епископа.
ЗИНОВИЙ, ЕПИСКОП ГОРЬКОВСКИЙ И АРЗАМАССКИЙ