Русская женщина... Сколько прекраснейших страниц и строк посвящено ей в отечественной литературе, сколько величественных, многогранных и нежных образов, созданных Пушкиным и Тургеневым, Толстым и Некрасовым, Чеховым и Горьким, пленяют нас своей проникновенностью и красотой! Татьяна Ларина и Лиза Калитина, княжна Марья Волконская и крестьянка Дарья, Ольга (из рассказа «Душенька») и Пелагея Ниловна Власова — все эти классические образы ценны именно тем, что в них правдиво, глубоко и тонко раскрывается душевное богатство русской женщины. Какой из подвигов, требующих мужества, любви, самоотречения, бескорыстия не совершит она, когда ее вдохновляют религиозные истины или величайшие социальные идеи?!
Все это хорошо известно. Есть богатейшая сокровищница многообразных данных о достойнейших представителях русского народа — мужах и женах, щедро увенчанных милостью Божьей и прославленных Православной Церковью. О праведниках и праведницах нашей земли, бывших исполинами духа, светочами веры, патриотами и пламенными человеколюбцами, столь же убедительно повествует церковная, житийная литература. Не столь блестящие по форме, как повести и стихи XIX и XX столетий (хотя и среди них имеются высокие образцы литературного мастерства), и сами древние жития, и составленные на основе их позднейшие сборники «Четьи-Минеи» служат ценнейшим в различных отношениях источником. И опять же раньше всего эти творения — яркое свидетельство присущей нашему, избранному Богом, народу, духовной мощи, наблюдаемой в таком множестве проявлений, что их и невозможно исчислить.
Необходимо систематически привлекать внимание верующих к многовидным житиям русских святых. «Журнал Московской Патриархии» регулярно отводит значительную часть своих страниц этой благой цели. К ней направлен и настоящий небольшой очерк — показать, каким цветением духа отличались подвижницы Русской земли, вдохновленные великим учением Христа. Пусть же из глубины прошедших веков снова и снова возблистают славные имена молитвенниц за Русь, пусть еще к еще раз оживут в нашей памяти их богоугодные деяния, поучающие православных идти той же многотрудной дорогой к вечному блаженству, какой шествовали угодницы. Пусть примеры, явленные верным Церковью, воспламеняют в нас желание и старание благоугодить Господу и хоть в малой степени походить на наших прехвальных сродниц — святых жен.
Развернем с благоговением свиток богомудрого жития преподобной Анны Кашинской... Умна и пригожа дочь Ростовского князя Дмитрия. Но уже с юных лет всей силой души привязана она к Богу, равнодушна к пышности и удовольствиям. Уединение и горячая молитва — вот в чем находит наслаждение княжна. Слух о ее благочестии достигает почтенной Ксении, матери Тверского князя Михаила. Можно ли желать лучшей супруги сыну и невестки себе? И вот с плачем провожают ее ростовчане и радостно приветствуют жители Твери. Могла ли в ту пору Анна предвидеть, что брачный венец будет соединен для нее с венцом страданий и скорби?
Тверской епископ совершает бракосочетание. Несколько лет живет богобоязненная чета в мире и благоденствии: четверо сыновей подрастают в утешение родителям.
Но это семейное спокойствие было нарушено. В эпоху монгольского владычества над нашей Родиной поставлением и смещением русских князей ведал сам хан, и князья-интриганы с помощью вражеского войска опустошали владения своих соперников. Ханы старательно разжигали эти усобицы, следуя девизу любого завоевателя: «разделяй и властвуй».
В борьбе князя Михаила Тверского с Московским князем Юрием Даниловичем победителем вышел Юрий. По его наговорам разгневанный хан вызвал Михаила в Орду. Верная супруга старалась поддержать бодрость духа в Михаиле.
Но вскоре в Тверь пришла страшная весть, что хан осудил Михаила на смерть. После диких истязаний св. Михаил был безвинно умерщвлен в Орде (22 ноября 1319 г.; в этот день он и чествуется св. Церковью).
Можно представить себе горе благоверной княгини. Едва приблизилось судно, на котором везли останки св. Михаила, Анна с духовенством и народом вышла в сретение гробу. Падши на землю, изливала она свое горе: «О зависть! «О злоба! Вы сделали меня сирой и беззащитной». Вместе с тем и непреклонной верой, что князь-мученик удостоился небесных чертогов, были проникнуты ее слова: «Но не торжествуй, гордыня! Князь мой, как орел, возлетел в высоту. Князь мой, как светлое светило и, осененный венцом, торжествует в небе!».
После такой утраты Анна, жившая и в миру в Боге и для Него, решила сменить княжеские хоромы на тесную иноческую келью. В Тверском Софийском девичьем монастыре она приняла пострижение с именем Софии, благодаря Господа, что Он исполнил желание ее сердца. Она подвизается в обители постом, молитвою и всенощным бдением, проливая потоки слез. С умилением взирали монахини и горожане на ее нелицемерное благочестие и добрые дела. Казалось, что за этими стенами страдалица обрела покой для своей измученной души.
Но Господь может посылать испытания избранникам Своим, дабы возвести их к высотам совершенства. Через некоторое время из Орды привозят тело, казненного там старшего сына Анны, Димитрия.
Хан Узбек непреклонен в преследовании тверских князей. Вскоре я другой сын св. Михаила Александр затребован в Орду. Еще удар ранит сердце чадолюбивой Анны, когда прибывает сообщение, что и Александр со своим сыном замучены изуверами.
Не одно материнское сердце возроптало бы от стольких мук. Но покорность Провидению была определяющей чертой в характере св. Анны. Она смирилась перед волей Творца; только еще больше согнулся ее стан и новые складки печали появились на лице.
Младший сын княгини упросил ее перейти на жительство в г. Кашин, где для матери-подвижницы нарочито построил новую Успенскую обитель. «Прильпе кость моя плоти и колена мои изнемогают от поста, и плоть моя изменися»,— говорит пророк. То же могла бы сказать о себе и святая: она до того изнуряла свое тело, что едва могла посещать храм. Ища полного уединения и безмолвия, Анна приняла великий ангельский образ и почила в схиме 2 октября 1338 г., 65 лет от роду.
Сквозь треволнения, горе, скорбь — а они сопутствовали преподобной почти всю ее земную жизнь — четко вырисовывается величавая фигура русской женщины, покоряющая нас своей душевной силой и красотой. На протяжении долгого и богоугодного жития расцветают одно за другим прекраснейшие свойства женского сердца. Вот молодость — чистая, целомудренная, поглощенная заботами о ближнем. Накормить голодающего, отыскать дитя-сироту и облегчить ее существование — в этом черпала для себя отраду девушка-христианка. Видимо, при служении больным, несчастным, обездоленным ни на миг не забывала она, что служит Самому Христу: поэтому и несла ревностно тепло любви и сострадания к окружавшим ее людям.
Замужество приносит женщине много радости, но и массу забот. Как беспокоится мать даже в том случае, когда на теле ребенка проступает неопасная сыпь! Семейная жизнь св. Анны сложилась исключительно тяжело. Видеть собственными глазами обезображенные трупы супруга и сыновей и не впасть после этого в отчаяние, не извергать проклятия на всех и все — так может реагировать на факты и явления только человек, обладающий глубоко христианским сознанием, которое не воспринимает зло как нелепость и насмешку судьбы. Несчастье не сломило и не ожесточило св. Анну: она продолжает непрерывно расточать добро и ласку, как в собственной семье, так и вне ее.
Наконец, последние годы, целиком заполненные молитвой и подвижничеством. Умереть с той же мыслью, с которой и начиналась сознательная жизнь, с думой о Боге — какой устремленностью к Небу, к Высшей Правде пронизан весь земной путь праведницы.
Только для Бога и ближних жила смиренная Анна Кашинская. И Церковь Российская славит ее [1] не только как «тверскую похвало» и «града Кашина сокровище» [2], но и как дивный цвет, благоухающий над всей нашей землей.
В числе «жен от рода нашего Богу угодивших» [3] сияет добродетелью и преподобная Иулиания Муромская (Лазаревская; память 2 января). Дочь дворянина Недюрева, бывшего ключником при дворце царя Ивана IV, Иулиания к шести годам потеряла родителей. Воспитываясь у тетки, отроковица росла воплощением скромности: она любила пост и молитву, занималась усиленно рукоделием, избегала пустых забав и пр. Хотя ее не обучили грамоте и она почти не бывала в храме (церковь находилась в Двух верстах от деревни, родные не брали ее с собой, нагружая работой по хозяйству, а по обычаю того времени девушке не позволялось отлучаться из дома одной), Иулиания тяготела к Богу всем своим существом. Присмотреть за больным, оделить неимущего, угодить им — являлось лучшим наслаждением кроткой сироты.
В шестнадцать лет ее выдают замуж за богатого Юрия Осорьина, владельца с. Лазаревского. Наступает обеспеченная и покойная жизнь, но это не изменяет Иулианию (а как портятся от такой перемены многие неустойчивые характеры). Попрежнему остается она доброй, услужливой: отзывчивость и милосердие снискали ей всеобщую любовь и уважение.
Три года находился муж на государевой службе в Астрахани: все это время занимается Иулиания по ночам вязаньем, шитьем, а вырученные за работу деньги раздает беднякам. Своими руками кормит она престарелых нищих, обшивает и обслуживает их. Никогда не замечали в обращении ее с домашней прислугой гордости и повелительного тона: напротив, старается она скрыть и исправить проступки челяди, терпеливо перенося нарекания родных за излишнюю, по их мнению, мягкость в обращении с подчиненными.
Случился большой голод в округе, и праведница удваивает тайную милостыню. Она отдает нуждающимся свою пищу: если кто-нибудь из бедняков умирал, Иулияния нанимала людей убрать и похоронить мертвеца, молилась об усопшем. Когда вслед за тем распространился мор и жители стали запираться в домах, боясь заражения, святая тайком от своих ухаживала за недужными и не страшилась обмывать покойников.
Схоронив родителей мужа, Иулиания стала еще щедрее вспомоществовать неимущим, устроила постоянные трапезы для них, посылала подаяние заключенным. Всевышний благословил добродетельную супругу множеством чад и их воспитывала она в правилах любви к ближнему, показывая сама прекраснейший пример.
Постепенно смерть начинает уносить самых близких Иулиании: убийца лишил ее старшего сына, другой погиб на царской службе — она стойко и благодушно перенесла потери. Блаженная стала было упрашивать мужа отпустить ее в монастырь, но осталась в семье, вняв его разумным речам, что «черные ризы не спасут нас, если живем худо; и белая одежда — не пагуба, если творим волю Божью».
Еще усиленнее стала молиться и поститься Иулиания, не касаясь во многие дни пищи совсем. Ночью спала не более двух часов, подложив в изголовье полено. В полной тишине, когда другие предавались отдыху, она простаивала перед образами до утрени, а потом шла в храм, Так и не соприкоснулась угодница с книжным учением, но из ее неутомимого стремления творить добро, из ее деяний видно, что она не только уразумела заветы Христовы, а претворяла их в действительность изо дня в день.
Умер и муж Иулиании. Теперь ее благотворительность начинает доходить до того, что занимая у детей деньги на одежду себе, она отдает ее просящему, оставаясь сама в ветхом платье.
В царствование Бориса Годунова разразился небывалый голод. Иулиания распродает скот, домашнюю рухлядь и кормит население. Оскудев окончательно, она переселилась в нижегородскую деревушку Вочнево. Когда и тут усилилась бедность, святая отпустила последних, оставшихся с ней прислужников (остальные получили еще раньше позволение уйти навсегда, кто куда пожелал). Недостатки озлобляют людей, а Иулиания и в моменты крайней скудности, оставалась спокойной и благоуветливой, уповая на помощь Всемогущего и ободряя ропщущих.
Пройдя славный путь самоотверженного служения ближним, Иулиания мирно скончалась (в 1604 г.). Сонм облагодетельствованных угодницей с плачем провожали ее мощи к месту упокоения.
В сиянии душевной чистоты предстает верующим светлый образ княгини-мученицы Иулиании Вяземской (память 21 декабря). В начале XV в. литовский князь Витовт захватывает Смоленск и прилежащие к нему земли. Последний Смоленский князь Юрий Святославович и Вяземский князь Симеон ищут помощи и пристанища в Москве. Великий князь Московский Василий I передает в управление изгнанникам небольшой город Торжок, где и поселяются оба семейства.
Супруга князя Симеона, Иулиания отличается редкой красотой и высокими моральными правилами. Не подавая к тому ни малейшего повода, благонравная княгиня пробудила в Юрии сильную страсть. Но тщетно добивается князь ее благосклонности. Как верная жена-христианка, Иулиания далека даже от мысли изменить супружескому долгу. «У меня есть муж, и я дорожу верностью ему больше чем жизнью», — говорит целомудренная женщина. Но ни лаской, ни строгостью нельзя удержать безумца. Взбешенный нравственной стойкостью праведницы, Юрий задумывает преступный план. Он устраивает в своем тереме пир, на который приглашает чету его спутников в изгнании, и в разгаре веселья убивает Симеона. Опьяненный кровью, злодей снова обращает к Иулиании свои искания. Будучи не в силах остановить оскорбителя другим путем, княгиня ударяет его кинжалом в плечо. Юрий настигает во дворе ищущую спасения Иулианию и умерщвляет ее мечом. По его приказу тело страдалицы было брошено в реку. Это совершилось 21 декабря 1406 г. Но недолго после гибели святой носила земля убийцу: бежавший к татарам Юрий не может найти покоя от угрызений совести. Он возвращается на родину, селится в одном из рязанских монастырей и через два года умирает в ужасном терзании.
Весной местные жители нашли честное тело Иулиании, и оно было торжественно погребено в соборе. Над гробом блаженной засветились огоньки лампад...
Чем волнуют нас перипетии этого жития? да тем, что в подвиге благоверной Иулиании православные люди видят подлинно христианское отношение к браку, в ней самой — высокий образец супружеской верности. Здесь облекается конкретным содержанием неоднократно преподанное апостолом наставление: «Брак да будет у всех честен и ложе непорочно: блудников и прелюбодеев судит Бог» (Евр. 13, 4). Характерны ли для русской женщины такие глубокие понимания обязанностей жены, друга, спутника в жизни? Безусловно. Разве не ту же сильную преданность долгу явили жены декабристов, последовавшие за осужденными в сибирскую ссылку, хотя это означало не только отказ от роскоши и удобств, но и стоило многим из них здоровья и жизни? Разве не известны в наши дни примеры, когда цветущие девушки выходят замуж за слепцов, или получивших на войне тяжелую инвалидность, и живут, украшенные целомудрием, как святая Иулиания? Нравственную силу русской женщины характеризуют и те очень многочисленные случаи, когда еще весьма молодые вдовы отказываются от так называемых «выгодных партий» и посвящают долгие годы воспитанию своих или чужих детей, унося верность сердца с собой в могилу.
Прекрасны деяния подвижниц Русской земли. Они столь впечатляющи и так убедительны, что не требуют многословного толкования. «Сих доблести чудно смотряще, возревнуем добродетелей их» [4] — учит своих чад Русская Православная Церковь. Этот призыв, порожденный неусыпной заботой о нашем спасении, должен проникнуть в сознание каждого верующего человека и вызвать в ответ мощную волну добрых дел.
После деятельности для того, кто горит желанием помочь ближнему, кто, подобно святым женам, ревностно старается «презирати убо плоть, преходит — прилежати же о души, вещи бессмертней» [5], не имеет границ, стоит только внимательно поглядеть вокруг себя. Совсем недавно отшумела грозная и опустошительная Отечественная война, которую вел советский народ против вознамерившихся поработить его варваров. Война оставила социалистическому государству тяжелое наследство — разоренные города и сожженные селения, тысячи вдов, сирот, увечных. Наш народ горячо печется о всех, пострадавших за Отчизну. Благотворить им повседневно, всевозможно, любовно — не это ли составляет первейшую обязанность православных, не в этом ли открывается широчайшая возможность следовать заповедям Великого Проповедника любви к человеку — Господа нашего Иисуса Христа?!
Богомудрые жизни русских праведниц побуждают хотя бы вмале подражать им и неустанно творить добро. Они назидают нас быть помощниками и советниками друг другу — в большом или малом, важном и менее значительном — ибо, руководствуясь только таким принципом, «всегда с Господом будем».
Г. ЗВЕНИГОРОДСКИЙ
[1] 3 августа по нов. ст. (21 июля ст. ст.).
[2] Служба всем святым, в земли Российстей просиявшим. Издание Московской Патриархии, 1946 г. стр 13.
[3] Служба всем святым, в земли Российстей просиявшим. Издание Московской Патриархии, 1946 г. стр. 13.
[4] Служба всем святым, в земли Российстей просиявшим. Издание Московской Патриархии, 1946 г., стр. 15.
[5] Тропарь преподобным женам.