РЕЧЬ СВЯТЕЙШЕГО ПАТРИАРХА АЛЕКСИЯ, ПРОИЗНЕСЕННАЯ ПРИ ВРУЧЕНИИ ЖЕЗЛА НОВОПОСТАВЛЕННОМУ ЕПИСКОПУ ТАЛЛИНСКОМУ И ЭСТОНСКОМУ ИСИДОРУ В НИКОЛЬСКОМ СОБОРЕ В Г. ЛЕНИНГРАДЕ

22 июня 1947 года

Преосвященный епископ Исидор!

Благодатию Всесвятого и Всеосвящающего Духа ты ныне приобщен к Собору епископов Православной Церкви. Твоим многолетним пастырским служением и опытом ты, несомненно, познал всю высоту и святость служения Церкви Божией и разумеешь, что требуется от епископа для того, чтобы подвиг его был спасителен для паствы, благонадежен для Церкви и душеполезен для него самого. Но по издревле установленному обычаю святыя Церкви, ты, хотя и облеченный в полноту архиерейского сана и прав, стоишь пред нами еще как ищущий наставления, назидания и напутствования. И ты сам не желал бы, без сомнения, утратить эти минуты, и мы призваны содействовать тому, чтобы они не были тобою утрачены. Святый апостол Павел, назидая Ефесских пастырей, дает краткое, но всеобъемлющее наставление всем будущим после него пастырям. Он говорит: «внимайте себе и всему стаду, в немже вас Дух Святый постави епископы, пасти Церковь Господа и Бога, юже стяжа кровию Своею (Деян. 20, 28). В этом кратком изречении заключается и заповедь и учение веры. Итак, не собственною или внешнею волею поставляется епископ в Церкви Христовой, а Дух Святый избирает и ставит епископа. Дух Святый поставил епископов вначале; он поставляет их и до последнего дня пребывания Церкви Божией на земле. И подобно тому, как в день Пятидесятницы Он силою Своею дышал на апостолов в подобии дыхания бурна, так и в последующие времена, и теперь он неизменно дышет в словах таинства на тайнодействующего и тайнодействуемого. Он почил на апостолах в виде огненных языков и на преемниках их в апостольском благословении. Он почивает и ныне на тех, кто избраны Им и освящены преемством того же духоносного рукоположения. Это утешительно для нас, несущих подвиг епископства, ибо мы веруем, что не оставит Дух Святый Своею небесною помощию тех, кого Он избрал и освятил, если только мы сами не оставим Его своим небрежением или греховностью во вверенном нам служении. Это — учение веры.

Апостол дает наставление, как следует нам пасти врученное нам стадо. «Внимайте себе, — говорит Он, — и всему стаду». Что значит внимать себе? Это значит быть внимательным к каждому своему слову и действию; это значит с благоговением и страхом Божиим хранить преподанный дар благодати; это значит не давать угаснуть тому свету, который возжен в душе пастыря в священном таинстве рукоположения. Что значит, далее, внимать стаду? Это значит действовать по отношению к словесному стаду так, как действует добрый пастырь по отношению к стаду бессловесных: он ищет для своих овец тучную пажить; питай и ты души пасомых добрым учением веры и жизни христианской. Добрый пастырь оберегает овец от волков; охраняй и ты своих овец от расколов и ересей. Как добрый пастырь ищет овец заблудших, так и ты старайся привести в ограду Церкви отторгшихся от Нее и блуждающих вне Ее спасительной ограды.

Добрый пастырь бдит над тем, чтобы никто не напал на его стадо, никто бы не обидел его овец. Стань и ты на защиту нищего, оскорбляемого, унывающего... Ты знаешь, как много в мире сем именно унывающих от тех или иных потерь и невзгод, чающих получить от пастыря Христово утешение.

Это — заповедь апостольская.

Ты сегодня обещался перед лицом Церкви наблюдать «како пребывают вернии в вере и во исправлении дел благих, а наипаче иереи»...

Это — долг епископа.

Труден он в настоящее время, потому что сильно расшаталось сословие пастырей. Многие, и очень многие, не «вышних смотряют», но ищут «своих си»; многие не сохранили и не хранят врученный залог «цел и невредим»; многие без должного внимания и благоговения проходят служение свое, не назидая паству, а паче внося в нее смущение и соблазн. Еще недавно мы переживали расколы и разделения в Церкви нашей, и среди них — худший из всех бывших расколов — раскол обновленчества; худший потому, что он презрел все самое священное в Церкви, нарушил все церковные Правила; вся деятельность раскольников была предательством Церкви; как язва, как червь подтачивала она тело церковное; носила на себе печать Иудина окаянства, печать хулы на Духа Святаго...

Благодарение Богу, окончилось это тяжкое для Православной Церкви время; «Огонь погас, но дым остался»... — как некогда сказал о подобных временах св. Феодор Студит. Остались еще и прозябают семена этого раскола в некоторых пастырях, которые пришли от раскола не столько по сознанию его гибельности, сколько по соображениям житейских удобств.

И вот епископу надо иметь острый и зоркий глаз, чтобы видеть и пресекать поползновения подобных пастырей. Тяжелый долг епископа, если не действует мирное увещание клириков — брать бич и изгонять из Церкви Божией торгующих в ней святыней и совестью.

В епархии, вверяемой твоему водительству, слава Богу, не было подобного раскола, но была и есть другого рода опасность: разлагающее влияние протестантизма; и нужно много ревности и мудрости, чтобы с ним бороться.

Но да будет тебе утешением и поддержкою слово Господне, реченное апостолу Павлу: «не бойся, но глаголи, и не умолкай, ибо Я с тобою, и никто не сотворит тебе зла, ибо много людей у Меня в этом городе (Деян. 18, 9).

Несомненно, и в твоем городе много людей, которые не поддаются соблазну совращения и остаются верными Православию.

Прими этот жезл в знамение того, что «жезл силы послет ти Господь от Сиона и узриши благая Иерусалима» и благослови сей народ, жаждущий принять от тебя твое первое архиерейское благословение.

Система Orphus