МОСКОВСКИЕ ПРАВОСЛАВНЫЕ ДУХОВНЫЕ АКАДЕМИЯ И СЕМИНАРИЯ В 1946/47 УЧЕБНОМ ГОДУ

I

Жизнь Московских духовных школ — Академии и Семинарии — во второй половине текущего учебного года отмечена как радостными, так и печальными событиями. К последним относится неожиданная и внезапная смерть о. ректора Академии и Семинарии протоиерея — профессора Николая Викторовича Чепурина, последовавшая 7 февраля. Как громом поразила эта смерть и профессорско-преподавательский коллектив и учащихся. Только было наладившаяся учебная жизнь второго полугодия получила такой тяжелый удар, который надолго выбил из колеи всю школьную жизнь и оставил глубокий след тяжелой потери в сознании учащих и учащихся. Казалось, рухнули со смертию о. Николая многие прекрасные начинания, клонившиеся к улучшению как учебно-воспитательной части школьной жизни, так и к укреплению ее материально-бытовой стороны. Заботы школьной жизни как бы отошли на второй план в эти дни, связанные с хлопотами по организации погребения почившего, подробное описание чего дано в специальной статье доцента Академии А. В. Ведерникова, помещенной в Журнале Московской Патриархии № 3 за текущий год. Но вот отзвучали надгробные песнопения, дано последнее целование почившему, холодная земля приняла в свои объятия то, что по вечному глаголу Божию принадлежит ей — тело почившего, а веяние его духа, мысли, высказанные им в коллективе преподавателей по разным вопросам школьной жизни, его намерения и планы по улучшению разных сторон школьной жизни, все это богатое духовное наследство осталось в коллективе школы, как завещание, требующее дальнейшей разработки и осуществления. С глубоким сознанием ответственности момента и важности предстоящих задач приступил профессорско-преподавательский коллектив школ, возглавляемый назначенным резолюцией Святейшего Патриарха исп. об. ректора профессором С. В. Савинским, к продолжению своей школьной работы, завершив ее в половине июня месяца годичными экзаменами и первым выпуском окончивших курс Семинарии.

Отметим наиболее важные моменты школьной жизни второго полугодия.

Одним из важных вопросов, требовавших разработки от профессорско-преподавательского персонала школ, был вопрос о «стипендиальном фонде», возникший еще при жизни покойного о. ректора. Согласно его докладу, сделанному с благословения Его Святейшества, о.о. благочинным г. Москвы о разных нуждах Московских духовных школ, о.о. благочинные, после предварительного обсуждения вопроса на своих собраниях, дали обещание образовать при Московской Духовной Академии и Семинарии особый фонд, восполняя его путем ежемесячных взносов от московских храмов, что и начали уже приводить в исполнение с января месяца 1947 г. К началу февраля месяца взносы церквей в этот фонд составляли уже около 100 000 рублей. К этому прибавились и взносы некоторых епархиальных архиереев, по собственной инициативе решивших придти на помощь молодым школам в удовлетворении их нужд по улучшению разных сторон школьной жизни. Так, например, епископ Краснодарский и Кубанский Флавиан, посетивший Дух. Академию и Дух. Семинарию в январе месяце с. г., обошедший в сопровождении о. ректора и инспектора школ все школьные помещения, после беседы с учащимися и администрацией, дал обещание перевести в образующийся фонд от себя лично 30 000 рублей, каковое обещание уже частично им было выполнено к средине февраля месяца. Кроме того, тогда же епископом Флавианом передано было 3 000 рублей на улучшение стола воспитанников в день тезоименитства епископа 3 марта н/с. Еще несколько ранее от епископа Воронежского Иосифа получено было сообщение о переводе на нужды духовных школ для выдачи стипендий учащимся 3 000 рублей. Все это давало основание думать, что нужды духовных школ близки сердцу архипастырей и духовенства Русской Православной Церкви и взносы в этот фонд не оскудеют, а это требовало от Совета школ прежде всего уточнения принципа выдачи стипендий из этого фонда учащимся. Этого же уточнения требовала и резолюция Его Святейшества на журнальном докладе о состоявшемся решении о.о. благочинных г. Москвы делать ежемесячные взносы от московских церквей в фонд помощи духовным школам. «Если бы, наприм., кто пожелал внести в стипендиальный фонд свою лепту, пишет Святейший в своей резолюции от 2 февраля с. г. на журнале Совета Академии и Семинарии № 20 от 24 февраля, он стал бы пред вопросом: его лепта была ли бы капиталом, проценты с которого выдавались бы стипендиату, или же она была бы целиком дана одному или нескольким стипендиатам, и в таком случае как можно дать ей определенное наименование, если она может быть исчерпана тотчас по внесении? Фондом обычно называется то, что является неприкосновенным, или во всяком случае, что может быть восполняемым. А как быть уверенным, что порыв жертвовать на помощь нуждающимся студентам или семинаристам будет перманентным (?), а проценты настолько малы, что из них не выкроишь стипендии. Надо бы уяснить эти вопросы для желающих внести свои лепты, и тогда можно положение о стипендиях напечатать в Ж. М. П.».

Для разработки и уточнения «Положения о стипендиальном фонде» в соответствии с резолюцией Его Святейшества Советом Академии и Семинарии образована была Комиссия в составе доцентов Академии А. В. Ведерникова, Н. П. Доктусова и Н. И. Муравьева, причем Советом в качестве общего руководственного указания Комиссии было вынесено следующее постановление: «Совет Академии признает совершенно справедливым сомнение Его Святейшества в постоянстве капитала, который, образуясь из единовременных пожертвований, никак не может оставаться неприкосновенным при 1% годовых. Поэтому отдельные взносы в стипендиальный фонд в настоящее время не могут долго носить имя своих жертвователей. Именные стипендии возможны теперь лишь при постоянном восполнении основного капитала со стороны жертвователей. Таковыми могут быть, например, отдельные епархии благочиния и даже приходы. Но сейчас Совет Академии рассчитывает на другое: порыв духовенства и верующих жертвовать на нужды наших студентов желательно превратить в нравственное обязательство регулярно отчислять посильную часть своих достатков в наш общий стипендиальный фонд, который таким образом, можно надеяться, никогда не оскудеет, хотя может быть и будет изменяться в своих общих размерах. Начиная свой опыт с московских храмов, Совет Академии и Семинарии надеется, что их пример найдет себе отклик во всех епархиях Русской Православной Церкви. Успеху дела несомненно будет способствовать опубликование в Журнале Московской Патриархии списков жертвователей и Положения о стипендиальном фонде после его уточнения и утверждения Его Святейшеством».

Кроме того, Советом Академии и Семинарии указано: было Комиссии, что ей в первую очередь необходимо установить размеры стипендий, которые должны соответствовать наиболее типичным категориям успеваемости, поведения и материальной нуждаемости отдельных воспитанников. Вместе с тем размеры стипендий должны определяться образовательной ступенью, на которой воспитанник находится. Это значит, что учащиеся 1 и 2 класса Семинарии, находящиеся по сути дела, в стадии испытания и отбора, должны получать стипендии в меньшем размере, чем учащиеся 3 и 4 классов, где ценность каждого воспитанника, ровно как и его будущее, представляется более ясным. Еще иначе нужно оценивать нужды студентов Академии, почти определившихся в своем призвании и личных достоинствах. Для них, стоящих уже на пороге служения Церкви, стипендии должны быть наибольшими из возможных. Принимая во внимание, что в настоящее время воспитанники Семинарии получают стипендию от Патриархии в сумме 260 руб., а студенты Академии — в сумме 280 руб., представляется целесообразным установить следующие стипендиальные нормы: для учеников 1 и 2 классов Семинарии — 400 руб., включая в эту сумму основную стипендию от Патриархии, для учеников 3 и 4 классов — 400 и 500 руб. и для Академии — 700 рублей.

Руководствуясь этими указаниями, Комиссия пересмотрела ранее выработанное «Положение о стипендиальном фонде», исправила, уточнила его и представила на утверждение Совета в следующем виде:

ПОЛОЖЕНИЕ

О СТИПЕНДИАЛЬНОМ ФОНДЕ ПРИ МОСКОВСКОЙ ДУХОВНОЙ АКАДЕМИИ И МОСКОВСКОЙ ДУХОВНОЙ СЕМИНАРИИ

1. В целях поощрения и всемерной помощи студентам Московской Духовной Академии и ученикам Московской Духовной Семинарии учреждается «Особый стипендиальный фонд» дополнительно к общим стипендиям, отпускаемым из средств Московской Патриархии.

2. Средства Особого фонда составляются из добровольных отчислений и сборов приходских общин, епархий и различных учреждений, а также из пожертвований отдельных верующих.

3. Распределителем сумм Особого стипендиального фонда является Совет Московской Духовной Академии и Семинарии, протокольные определения которого на этот предмет поступают на утверждение Патриарха Московского и всея Руси.

4. Оприходование поступлений и регистрация расходов производятся по самостоятельным бухгалтерским книгам.

5. Суммы Особого стипендиального фонда хранятся в сберкассе на текущем счету Московской Духовной Академии; выдача стипендий производится академическим казначеем-кассиром.

6. Особый стипендиальный фонд является источником вспомоществования студентам Московской Духовной Академии и воспитанникам Московской Духовной Семинарии.

7. Основанием для назначения стипендий должна быть успеваемость учащихся по всем богословским наукам, соединенная с отличным христианским поведением и устремлением к пастырскому служению.

8. Отличные успехи определяются средним баллом по наукам свыше 4 и до 5; хорошие — при 4; средние — при 3 и при отсутствии неудовлетворительных отметок.

9. По своим размерам стипендии делятся на следующие разряды: по Академии (дополнительная стипендия к основной, получаемой от Патриархии) для отлично успевающих 400 рублей, для хорошо успевающих 300 рублей и для средне успевающих 200 рублей; по Семинарии, для учеников 3 и 4 классов, при отличных успехах 300 рублей, при хороших 250 рублей, при средних 200 рублей; для учеников 1 и 2 классов, при отличных успехах 200 рублей, при хороших 150 рублей и при средних 100 рублей в месяц.

10. Из суммы стипендии удерживается 50% стоимости питания в столовой Академии.

11. Стипендии назначаются на полгода, после чего Совет Академии и Семинарии подвергает распределение стипендий новому пересмотру.

Примечание. Стипендиат, допустивший дисциплинарный проступок или оказавший слабую академическую успеваемость, по распоряжению ректора может быть лишен стипендии или понижен в ее разряде.

12. Отчет о движении сумм Особого стипендиального фонда представляется вместе с объяснительной запиской Патриарху Московскому и всея Руси два раза в год: а) в конце академического года за время с 1 января и б) к 1 января — за время от начала занятий.

13. Из общих сумм, поступающих на образование стипендиального фонда, 10% отчисляется в Ректорский фонд для оказания срочной помощи учащимся в случаях крайней необходимости.

14. Суммы, могущие остаться после распределения стипендий, должны расходоваться, главным образом, на улучшение материального быта учащихся.

Это «Положение об Особом стипендиальном фонде» рассмотрено было Советом Академии и Семинарии в заседании от 5 марта, принято и утверждено Его Святейшеством 18 марта. С марта месяца назначение стипендий учащимся произведено было согласно этому положению, причем общая сумма дополнительных стипендий, выданных из Особого стипендиального фонда, выразилась в следующих показателях: за март месяц — Руб. 27 950, за апрель — Руб. 27 855, за май — Руб. 26 300, за июнь — Руб. 21450, а всего за четыре месяца Руб. 103 455. Кроме того, из Ректорского фонда за то же время выдано единовременных пособий учащимся Руб. 20 000.

Между тем учебно-воспитательная жизнь школы шла своим чередом. Освободившиеся за смертию о. ректора уроки по Основному Богословию и Практическому Руководству для пастырей в 3 и 4 классах Семинарии и Христианской Апологетике на 2 курсе Академии Советом Академии и Семинарии немедленно были распределены между наличным составом преподавателей, так что курсы означенных наук были пройдены, хотя может быть и не в таких обширных пределах, какие намечены были первоначально. В целях усиления воспитательной работы введен был институт классных воспитателей и каждый класс прикреплен был к определенному преподавателю, который путем непосредственных бесед, частых посещений учащихся своего класса в вечерние часы, входил в нужды класса, разрешал разные их вопросы и недоумения и своим влиянием поддерживал то рабоче-молитвенное настроение, которое составляло основную линию поведения большинства учащихся, старательно посещавших уроки, ревностно записывавших объяснения преподавателей и неуклонно посещавших церковные службы своего храма даже в вечернее время, когда обязательным делом участия в богослужении было только присутствие на богослужении очередной десятки.

Особенно хорошо и торжественно прошли в академическом храме страстная и светлая недели, которые большинство учащихся провели в Москве. Истовые церковные службы, проникновенное, чуждое искусственности, простое пение, внятное, отчетливое и неторопливое чтение привлекли в академический храм множество молящихся, а деятельное участие воспитанников в соблюдении молящимися должного порядка во время богослужения заслужило много похвальных и благодарственных отзывов от посетителей храма. К этому надо прибавить, что ряд воспитанников откомандирован был в Патриарший Богоявленский Елоховский собор для наблюдения за порядком при Патриаршем богослужении, причем своей дисциплинированностью и спокойной распорядительностью эти воспитанники также заслужили похвальный отзыв настоятеля храма о. протопресвитера Николая Колчицкого.

Приближение окончания учебного года, естественно, выдвинуло пред Советом Академии и Семинарии вопрос о времени окончания занятии, проведении экзаменов и условиях нового приема в Семинарию и Академию. Все эти вопросы разрешены были Советом с учетом разных обстоятельств школьной жизни. В частности пересмотрены были Правила приема учащихся на 1947—48 уч. год и уточнены в связи с образованием 4-годичной Семинарии. Так как при приеме учащихся в минувшем году эти Правила достаточно себя оправдали, то в основном они оставлены без изменения и решено только повысить требования к поступающим в отношении точности и отчетливости требуемых познаний. Правила приема напечатаны в Журнале Московской Патриархии (№№ 3 и 4) и в настоящее время рассылаются всем, подающим заявления о желании поступить в Духовную Семинарию и Академию.

Учебные занятия в Семинарии и Академии закончились 10 мая и с 15 мая начались экзамены, которые продолжались до 10 июня включительно. О результатах экзаменов скажем особо.

II

Одновременно с учебно-воспитательной работой Совет Академии проводил и ученую работу, основные моменты которой во втором полугодии учебного года выразились в следующем.

В январе месяце текущего года при Московской Духовной Академии, по благословению Его Святейшества, образована была, под председательством Высокопреосвященнейшего Николая, Митрополита Крутицкого и Коломенского, Аттестационная Комиссия, задачи которой так определены были в первом ее заседании Высокопреосвященнейшим ее председателем.

«Наша первая высшая богословская школа, возрожденная в форме Православного Богословского Института, за два года своего существования окрепла настолько, что оказалась способной соединить учебно-воспитательную деятельность с научно-исследовательской работой в области богословского, канонического и церковно-исторического знания. Эта новая задача, выдвигаемая нуждами церковной жизни и значением Русской Церкви в православном мире, послужила одним из важнейших оснований к преобразованию Богословского Института в Московскую Духовную Академию, как высшее учебное и ученое учреждение, имеющее быть центром научно-богословской мысли.

По новому «Положению о Духовных Академиях» право избрания на должности профессоров, доцентов и преподавателей, равно как и присуждение ученых степеней и почетных званий, принадлежит Совету Академии с последующим утверждением Святейшего Патриарха. Но прежде чем применять это право, Совет Академии должен стать сам вполне правомощным по своему составу, в котором по «Положению» входят все профессора и доценты. Для сообщения Совету Академии необходимой правомощности и создана Аттестационная Комиссия в составе 5 присутствующих здесь магистров богословия под моим председательством.

Исполняя свою задачу, Комиссия должна заслушать представление ректора проф. — прот. Н. В. Чепурина о всех ныне работающих наставниках Академии с тем, чтобы рассмотреть все данные их образования и опыта и на этом основании утвердить каждого наставника в соответствующем ученом звании».

Заседание Аттестационной Комиссии состоялось 21 января, причем рассмотрены были данные о 13 наставниках Академии, их образовании, прежней ученой степени, педагогическом и служебном стаже, учетных и литературных трудах и в результате рассмотрения Комиссия утвердила наставников Академии в следующих ученых званиях: магистра богословия прот. Николая Викторовича Чепурина в звании профессора по кафедре Христианской Апологетики, магистра богословия Савинского Сергея Васильевича — в звании профессора по кафедре Догматического Богословия, магистра богословия прот. Тихона Димитриевича Попова — в звании профессора по кафедре Нравственного Богословия, магистра богословия прот. Вениамина Васильевича Платонова — в звании профессора по кафедре Священного Писания Нового Завета, магистра богословия прот. Димитрия Ивановича Боголюбова — в звании профессора по кафедре Истории и обличения раскола и сектантства, ученого специалиста — профессора Шабатина Ивана Никитича — в звании профессора по кафедре Истории русской и славянских церквей, кандидата богословия Вертоградова Владимира Семеновича — в ученом звании доцента по кафедре Священного Писания Ветхого Завета, кандидата богословия священника Александра Андреевича Ветелева — в ученом звании доцента по кафедре Гомилетики, кандидата словесных наук Ведерникова Анатолия Васильевича — в ученом звании доцента по кафедре История русской религиозно-философской мысли, кандидата словесных наук Георгиевского Алексея Ивановича — в ученом звании доцента по кафедре Литургики, кандидата богословия Доктусова Николая Петровича — в ученом звании доцента по кафедре Логики и Психологии, кандидата богословия архимандрита Вениамина (Милова) — в ученом звании доцента по кафедре Патрологии, кандидата богословия Муравьева Николая Ивановича — в ученом звании доцента по кафедре Общей церковной истории.

Журнал Аттестационной Комиссии утвержден Святейшим Патриархом 10 февраля с. г. и принят Советом Академии к сведению и дальнейшему руководству.

Окончание учебного года совпало с новым выражением ученой деятельности Совета Академии. Разумеем присуждение ученой степени доктора церковной истории профессору — протоиерею В. М. Верюжскому и защиту магистерской диссертации доцентом Академии В. С. Вертоградовым.

Протоиереем В. М. Верюжским, в прошлом экстра-ординарным профессором Петроградской Духовной Академии, в конце прошлого года была представлена в Патриархию рукописная диссертация на тему «Происхождение греко-болгарского церковного вопроса и болгарской схизмы», каковая диссертация поступила затем в Совет Московской Духовной Академии со следующей резолюцией Его Святейшества: «В Совет М.Д.А. Представленную проф. — прот. Верюжским работу «О происхождении болгарской схизмы» предлагаю рассмотреть двум специалистам на предмет удостоения автора степени доктора церковной истории». Советом Академии чтение этой диссертации поручено было доцентам В. С. Вертоградову и Н. И. Муравьеву, которые в представленных ими Совету рецензиях высоко оценили научные достоинства диссертации, выводы которой блестяще оправдались ликвидацией болгарской схизмы в 1945 году. Заслушав отзывы указанных лиц в своем заседании от 5 июня с. г., Совет Академии отметил высокую ученость диссертанта, профессора по кафедре Истории славянских церквей в Петроградской Академии и Ленинградском Богословском Институте. Перу проф. — прот. Верюжского принадлежит ряд трудов по истории славянских церквей, так как по окончании Петербургской Духовной Академии в 1898 году, он находился в трехлетней командировке у южных славян, главным образом в Болгарии, и имел возможность таким образом непосредственно и глубоко изучить церковную жизнь славянских народов. Еще тогда им были написаны и напечатаны две работы о протестантской и римско-католической пропаганде в Болгарии. В последующие годы проф.—прот. Верюжским напечатаны были следующие работы из истории славянских церквей: «Болгарский народ под турецким игом и под греческой церковной властью», «Православные славянские и румынские церкви в 1914 году», «Историческая роль болгарского духовенства в народной и политической жизни Болгарии». Представленный на рассмотрение новый труд проф.—прот. Верюжского является капитальным исследованием, дающим исчерпывающее освещение греко-болгарского церковного вопроса. Принимая во внимание отмеченную рецензентами несомненную научную ценность диссертации проф.—прот. В. М. Верюжского, Совет Московской Духовной Академии единогласно постановил «присудить профессору—протоиерею В. М. Верюжскому высшую ученую степень доктора церковной истории за. его диссертацию «Происхождение греко-болгарского церковного вопроса и болгарской схизмы», каковое постановление и утверждено Его Святейшеством 20 июня с. г.

Второй праздник богословской науки — защита магистерской диссертации доцентом В. С. Вертоградовым состоялся 13 июня с. г. Диссертант, кандидат богословия Казанской Духовной Академии выпуска 1916 г., доцент Богословского Института по кафедре Свящ. Писания Ветхого Завета, в свое время представил в Совет Института рукописное сочинение на тему: «Православная Церковь в Галиции в Русский период» в качестве диссертации на получение степени магистра богословия. Советом. Института рассмотрение диссертации поручено было двум рецензентам: проф. С. В. Савинскому и доценту Н. И. Муравьеву, отзывы которых заслушаны были Советом Духовной Академии в заседании от 31 декабря 1946 г. Как тот, так и другой рецензенты признали труд доцента В. С. Вертоградова весьма интересным и ценным для истории Русской Православной Церкви, освещающим такой период ее истории, который весьма мало затронут в русской церковно-исторической литературе и для научной разработки которого автор с большой тщательностью и немалым трудом собирал буквально по крупицам необходимый ему документальный материал летописей, разного рода грамот, актов и др. литературных памятников, чтобы подвести бесспорный научный фундамент для главных положений своей диссертации, что в значительной степени и удалось автору. Поставленная автором в начале диссертации задача — решить научно вопрос, откуда первоначально на исконно русской Галицийской земле засияла вера Христова с востока или с запада, на основании собранного им материала разрешена и подтверждением правильности его выводов явились недавние церковно-исторические события в Галиции, вылившиеся в присоединение к Московскому Патриархату почти всех ее униатских церквей. На основании отзывов рецензентов, Совет Академии постановил: допустить доцента В. С. Вертоградова к защите его диссертации на степень магистра богословия, назначив оффициальными оппонентами при защите диссертации проф. С. В. Савинского и доцента Н. И. Муравьева. Днем защиты первоначально назначено было 12 февраля с. г. К сожалению, неожиданная смерть о. ректора Академии прот.—проф. Н. В. Чепурина, была причиной того, что защита диссертации была отложена и могла состояться только 13 июня с. г.

Торжественное заседание Совета Академии, под председательством Высокопреосвященнейшего Николая, Митрополита Крутицкого и Коломенского, состоялось в 1 час дня и привлекло много любителей богословской науки и ревнителей духовного просвещения. Кроме профессорско-преподавательского персонала, студентов Академии и воспитанников Семинарии в зале присутствовали представители московского духовенства, настоятели многих московских храмов, немало светских лиц, интересующихся богословской наукой. Собрание открылось речью Высокопреосвященнейшего Председателя, который указал цель настоящего собрания и его значение для Духовной Академии и отметил, что это первый случай в возрожденной Академии, за которым, Бог даст, последуют и другие. Затем, ученый секретарь Академии доцент А. В. Ведерников доложил краткие биографические сведения о диссертанте, после чего диссертант произнес речь, в которой ознакомил высокое собрание с задачей своей диссертации, методом работы, выяснил важность рассматриваемого в диссертации вопроса и кратко изложил те выводы, к которым он пришел в результате своей работы. Выступившие после этого официальные оппоненты отметили положительные стороны работы диссертанта, а также указали те недоумения, которые возбуждает чтение диссертации, предложив диссертанту разъяснить эти недоумения, что диссертантом и было исполнено в его ответном слове. Затем Председательствующим было предложено не пожелает ли еще кто из присутствующих высказать свое мнение по поводу диссертации, после чего выступил проф.—прот. Т. Д. Попов, который в своем слове оттенил ценность диссертации с точки зрения науки нравственного богословия, как выявляющую ту могучую силу, которая в течение веков помогала Галицкой Руси выдерживать напор католичества и не сломила его преданности вере отцов и дедов и которая в наши дни снова привела этот народ в объятия Матери-Церкви Православной. По окончании всех речей и выступлений состоялось закрытое голосование, в результате которого большинством 15 голосов против 1 диспутант был признан удовлетворительно защитившим диссертацию и достойным присуждения ему ученой степени магистра богословия. Кратким приветствием Преосвященнейшего Председателя, пожелавшего новому магистру богословия успеха в дальнейших его научных трудах, приветствиями профессорско-преподавательского персонала, воспитанников и присутствующих, выраженных виновнику торжества, закончилось это торжественное собрание, показавшее возобновление прежних славных традиций высшей Духовной школы.

Выпускной акт в Московской Духовной Семинарии

Во вторник, 17 июня, по окончании экзаменов и подведении итогов учебного года в 4-м выпускном классе Духовной Семинарии, состоялся торжественный праздник — выпускной акт окончивших курс Семинарии.

Праздник начался Божественной Литургией, которую в Успенском академическом храме изволил совершить в этот знаменательный для школы день Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий в сослужении протопресвитера настоятеля Патриаршего Елоховского собора Николая Федоровича Колчицкого, профессора Академии протоиерея Вениамина Васильевича Платонова, преподавателя Семинарии священника К. Кричевского и окончившего курс Семинарии иеромонаха о. Савватия. Несмотря на то, что это был обычный будничный день, храм был полон молящихся: кроме воспитанников Семинарии и студентов Академии, профессоров и преподавателей в храме было много постоянных посетителей академического храма, так как о патриаршем служении заранее было объявлено священнослужителями храма. Окончание учебного года и выпуск окончивших Семинарию совпадал с днями открытия духовных школ три года тому назад, что придавало празднику особо торжественный характер. Это совпадение событий отмечено было в слове, которое во время запричастного стиха произнесено было профессором Академии прот. В. В. Платоновым. Вот это слово.

«Кто различает дни, для Господа различает» (Рим. 14, 6). «Едва ли я ошибусь, если скажу, что обычно люди не безразлично воспринимают течение времени, смену дня и ночи, отсчет недель, месяцев, лет. По большей части, в своей ли личной жизни, в жизни ли домашней церкви, ученической, приходской и т. д., у многих происходят события, совершаются случаи, которые для них являются памятными датами; они могут радовать и веселить человека, но они же в состоянии заставить задуматься и загрустить...

Вот и у нас, в настоящий день, с особенной торжественностью отмечается памятная дата Московской Духовной школы: а) ее трехлетнее существование и б) ее первый выпуск работников на пастырской ниве. Невольно приходят на мысль замечательные слова апостола Павла по их прямому отношению к нашему празднеству. Да, поистине, тот, кто выделяет дни из обычного ряда, должен различать их «для Господа», поскольку сам он «Господень» и поскольку хочет, чтобы его памятные даты приносили всякую и всяческую пользу.

Если так подойдете к нашему духовному торжеству, то прежде всего вы возблагодарите Отца Небесного, также Сына Его, нашего Спасителя и Св. Духа Утешителя за то, что Он — Всевышний, Милостивый и Истинный, возглаголал благая о церкви и ее чадах и в нужный момент направил Правящую и Управляющую Руку к разрешению воссоздания нашей духовной школы, а организаторов и преподавателей воодушевил искренним и нелицемерным желанием посвятить себя вам на служение, на преподавание вам христианского полезного учения к созиданию святых, для преуспеяния родной Церкви, родной страны.

Исполненные благодарностию к Господу, вы тем самым преклонитесь пред путями Божественного Промысла, коими вел Он вас в течение небольшого отрезка времени, всего на всего трехлетнего, но в высшей степени ответственного и обязывающего и вас и нас к оказательству добрых дел и видимых плодов обучения.

Конечно, все мы люди, и ничто человеческое нам не чуждо; имея право на творчество, мы по естественной человеческой возбудимости, одушевленности в деле воплощения христианского идеала, предположили, что можно сразу, без предварительного подготовительного процесса на переход от одного положения к другому, противоположному, давать вам твердую пищу богословских знаний, высшего понимания нравственности и усвоения христианской жизни и деятельности.

Уяснив ошибку, во имя любви к вам и при взаимной помощи друг другу, в своих соборных обсуждениях, с молитвой в сердце и на устах, решили начать по-новому, с преподавания вам «словесного молока». Но как, с каким подходом и настроением?

Твердо надеясь, что вы имеете определенное доброе расположение к избранному призванию, к делу пастырства, а также зная, что вы готовы на всякий труд, чтобы реализовать свои природные качества и расположения, мы прибавляем к простому и несложному все более и более углубленные свои сообщения, понимания и назидания.

Так, действуя упорно, настойчиво, не теряя, что называется, дня из числа тех, кои предоставлены были нам для труда и учебы, к концу третьего года существования нашей школы в нашем храме появилось вполне уставное по совершению богослужение и требоисправление с соответствующим чтением и пением, каковые удовлетворяли и удовлетворяют богомольцев и вызывают с их стороны одобряющие и нас ободряющие возгласы и отзывы.

Проповедничество, столь обязательно связанное с богослужением и вытекающее из него, растет и ширится; достаточное число учащихся показало себя хорошими проповедниками, способными выступить, как с обычным словом назидания, так и по случаю какого-либо необычного события в жизни школы. Составление сочинений по вопросам веры и нравственности улучшилось и стало доставлять удовлетворение начальствующим и наставникам. Мы не говорим уже о том, что с разных мест стали поступать заявления о желании работать и писать по тем или иным вопросам богословской мысли на предмет получения ученых степеней. К слову заметим, что в этом отношении у нас был недавно такой праздник науки — публичный диспут.

Таким образом, трехлетний период существования духовной школы есть ее постепенное совершенствование, восхождение от силы в силу с выполнением своего назначения и показанием явных плодов обучения. Итак, слава Господу, благодеющему нам; преклоняемся пред путями Промысла Твоего, Господи, и величаем бесконечное милосердие и отеческую любовь к созданию Твоему...

Как я уже говорил, плодом нравственных усилий тружеников школы явился первый выпуск учащихся на ниву Божию, на служение их в качестве пастырей церкви. Это дело очень и очень важное. Известно, что добрых делателей на ниве Христовой никогда нехватало. Поэтому Господь и Спаситель наш заповедал нам: «молитесь Господину жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою» (Мф. 9, 30). Конечно, вы можете сказать, что направление некоторого, еще небольшого количества бывших учеников школы на пажити церковные не является полным решением вопроса о духовных кадрах. Пуст так, но уже то обстоятельство, что мы располагаем такими лицами, показывает принципиальное решение данной задачи. За этим небольшим количеством, поскольку другая часть выпускного класса пожелала продолжать обучение в Академии, последует с другим классом большее число; затем ежегодное приложение пастырей к пастырям. Дай только, Господи, чтобы одни горели ревностию к воплощению своего творчества в душах слушателей, а другие — сами обучающиеся — пламенели восторгом восприятия.

Итак, вы, отходящие на служение, и вы, остающиеся для продолжения образования, — вы все не забывайте заветов вашей матери-школы. Развивайте и совершенствуйте то, что вы здесь получили. Помните, что вашим идеалом является самое высокое и совершенное, что может представить себе верующий человек: это— богоуподобление. «Будьте совершенны, как Отец ваш небесный совершен» (Мф. 5, 48).

Прежде всего не забывайте молитвенного делания. По совету святителя Феофана, чередуйте чтение заученных молитв иерейского молитвослова, миней и октоиха со своими личными, от души идущими переживаниями, чтобы непрестанно молиться, поднимаясь горе на подобие древних подвижников, в сиянии божественного света и с переживанием восприятия тех небесных глаголов, которые не в силах был передать Апостол языков.

Не забывайте, затем, очищать все свое существо огнем божественного пламени, проходящим до разделения души и тела, — чтением Свящ. Писания. Перечитывая свящ. книги Ветхого Завета, вы воспримите переживания и впечатления обычного человека под грехом, водимого Ангелом Иеговы и узнаете, как одушевлялись ветхозаветные лица ожиданием Спасителя и дали наглядный пример добра. Углубляясь в Евангелие, вы будете ощущать непосредственную близость Христа, стучащего в дверь вашего сердца и готового дать вам голосом неумирающей совести вашей ответ, как вам поступить в том или ином вопросе, в затруднительном положении, или когда вас постигнет искушение и вы окажетесь в положении человека, пьющего чашу скорби и горя.

Наставляемые руководственным чтением о событиях проповеди Евангельской апостолами в Деяниях, или следя за их призывами к ученикам и верующим, вы уясните себе нормы поведения благовестников и руководителей, почувствуете биение апостольского сердца, когда оно расширялось, чтобы вместить всех и покрыть своею любовию, или горело негодованием, когда чувствовало грехи и беззакония тех, кого апостолы возрождали к жизни вечной с таким усердием, терпением и слезами, или звали воплощать в жизни всякие добродетели до такой, как любовь, которая никогда не перестает.

Наконец, поскольку мы верою разумеваем (Евр. 11, 3), не зарывайте своих природных талантов, интересуйтесь чтением, усваивайте то, что относится к разным наукам и научным дисциплинам, чтобы стать пастырями просвещенными, способными отвечать всякому, вопрошающему вас о вашем уповании (1 Петр. 3, 15), и заслужить уважение не только от пасомых, но и от «внешних».

В заключение хотелось бы вам напомнить заслуживающий особого внимания совет великого законодателя древности — пророка Моисея о том, как проводить человеку его памятные даты, юбилейные годы. По его указанию, в этот отмеченный момент человек обязан исполнять свой долг по отношению к природе, человеку и Богу. Природе он должен также дать покой, предоставляя ей свободу проявления присущих ей свойств и назначения, человека не должен обижать, а постановления Господа исполнять и хранить законы Его.

Указания св. пр. Моисея, если осветить их по-новозаветному, будут такие: по отношению к Божьему миру приносить как можно меньше вреда; человека не только не обижать, но любить, как самого себя. Что же касается Бога, то любить Его всем существом своим и тогда «будете жить спокойно на земле» (Лев. 25, 11—20), тогда именно от всей души воскликнете: «Тебе Бога хвалим, Тебе Господа исповедуем»... Аминь.

С глубоким вниманием выслушано было это слово учащимися, многим из коих оно было напутственным словом в их новую жизнь и самостоятельную деятельность.

После Литургии и благодарственного молебствия по случаю окончания учебного года Святейший Патриарх, присутствовавший на Литургии, Высокопреосвященнейший Николай, Митрополит Крутицкий и Коломенский, представители московского духовенства, преподаватели, воспитанники и почетные гости перешли в Лопухинский корпус, где и состоялся выпускной акт.

За столом президиума присутствовали: Святейший Патриарх Алексий, Митрополит Николай, Председатель Совета по делам Русской Православной Церкви при Совете Министров СССР. Г. Г. Карпов, его заместитель С. К. Белышев, член Совета Г. Т. Уткин, протопресвитер Н. Ф. Колчицкий, администрация и профессора Духовной Академии. Акт начался пением тропаря «Днесь благодать Св. Духа нас собра», исполненным хором учащихся под управлением преподавателя И. Н. Аксенова. Затем ученым секретарем Академии доцентом А. В. Ведерниковым сделан был краткий доклад о выпускном классе Духовной Семинарии. Приводим этот доклад.

Первый выпуск воспитанников, окончивших в этом году Московскую Духовную Семинарию, совпадает с трехлетней годовщиной наших духовных школ. Усугубляя торжество сегодняшнего праздника, это совпадение обязывает нас дать отчет об итогах учебных занятий выпускного класса и попутно объяснить, каким образом четырехлетний курс Семинарии оказался пройденным в три года.

Как известно, наша средняя духовная школа возникла три года назад в форме Богословско-Пастырских курсов. Просуществовав один год, эти курсы, в связи с пересмотром учебных планов Богословского Института, были преобразованы. С одной стороны, из них выделилось Духовное училище, как начальная ступень богословского образования, с другой — возник первый концентр Института, представлявший среднюю Духовную школу, которая, в конце концов, и была названа Семинарией. Поднимая таким образом уровень нашей духовной школы, мы в течение двух лет производили постепенную дифференциацию учащихся по степени подготовки и развития. В результате этого процесса образовалось четыре класса Семинарии и два курса Академии, хотя возраст духовной школы измерялся всего тремя годами.

В начале отчетного года в IV классе Семинарии изучались следующие предметы: Свящ. Писание Ветхого Завета, Свящ. Писание Нового Завета, Догматическое богословие, Нравственное богословие, Основное богословие, Сравнительное богословие, Литургика, Гомилетика, История русской церкви, Расколоведение и сектоведение, История русской религиозной мысли, Практическое руководство для пастырей, греческий язык, английский язык. Кроме того, учащиеся написали два семестровых сочинения: по Свящ. Писанию Ветхого Завета на тему: «Псалтирь и ее значение в связи с заключающимся в ней вероучением» и по Истории русской церкви на тему: «Национальность русских Митрополитов и их отношение к Патриарху Константинопольскому (от нашествия монголов до Митрополита Макария включительно). В течение года каждым воспитанником была произнесена в академическом храме, по меньшей мере, одна проповедь, не считая классных упражнений в составлении поучений.

По окончании учебных занятий, а именно с 15 мая, началась зачетно-экзаменационная сессия, которая закончилась в IV классе 10 июня. На основании результатов этой сессии Совет Семинарии в заседании от 11 июня с. г. постановил: считать окончившими полный курс Семинарии следующих воспитанников — по 1-му разряду: Шиманского Германа, Нечаева Константина, Голубцова Павла, Деревянко Петра и Рыбенкова Сергея; по 2-му разряду: Резухина Алексея, Борздыку Сергея, Дудко Димитрия, Буевского Алексия, Павлова Николая, Студенова Василия, Богуш Василия, Изюмского Василия, Грудьева Андрея, Кожевникова Петра, Стацюка Николая, Петровых Василия и Левицкого о. Савватия.

Из числа окончивших выразили желание служить на приходе восемь человек, два человека еще не приняли окончательного решения и восемь человек изъявили желание продолжать свое образование в Духовной Академии и признаны Советом Академии достойными зачисления в число студентов 1-го курса Академии.

Воспитательная работа в IV классе Семинарии определялась совокупностью мероприятий, изложенных в «Правилах внутреннего распорядка», общим духом школы и нуждами каждого дня. Внешние потребности воспитанников удовлетворялись заботами администрации. Из 18 учеников IV класса 13 человек состояли на иждивении Семинарии, пользуясь общежитием и питанием. Помимо этого, все они — и живущие и приходящие — получали основную стипендию от Патриархии в размере 260 руб. в месяц, а с 1 января с. г. и дополнительную из средств, пожертвованных московскими храмами в Особый стипендиальный фонд, в размере от 200 до 300 руб. в месяц в зависимости от успеваемости каждого. Кроме того, некоторым, особенно нуждающимся, оказывалась единовременная денежная помощь из того же фонда.

Целям внутреннего устроения питомцев служили совокупные усилия инспекции и наставников. Преподавание наук наставники неизменно связывали с христианским назиданием и уроками благоповедения. Инспекция неослабно наблюдала за поведением воспитанников и быстро приходила на помощь там, где нравственному здоровью ученика угрожала опасность. Классный наставник учеников выпускного класса, доцент о. А. Ветелев, нередко проводил с ними общие беседы, входил в личные интересы каждого и тем самым много способствовал укреплению в питомцах пастырского духа. Особенно же важное воспитательное значение для выпускаемых ныне питомцев Семинарии имел наш академический храм, который укреплял их в молитвенном настроении, в знании церковного устава и в сознании важности священства. Участие в чтении, пении и прислуживании в алтаре помогло им глубже проникнуть в дух православного богослужения и получить навыки, столь необходимые в самостоятельном служении. В своих усилиях подготовить истинных пастырей Церкви Христовой наша духовная школа стремилась и старалась внедрить в них прежде всего дух православной церковности, который в продолжение многих веков движет нашей ревностью о славе Божией, служит основой духовной бодрости, объединяет верующих в единую семью и питает нашу любовь к Родине и народу.

После отчетного доклада исп. об. ректора Академии и Семинарии профессор С. В. Савинский, с благословения Его Святейшества, обратился со следующим напутственно-прощальным словом к окончившим курс Семинарии.

«Дорогие наши воспитанники!

Сегодня у нас большой праздник и знаменательный день и для вас и для нас ваших наставников и руководителей. 3 года тому назад в этом самом зале ныне здравствующим Святейшим Патриархом Алексием совершено было открытие Богословского Института и Богословско-Пастырских Курсов при нем, а сегодня мы отмечаем здесь первый выпуск окончивших Духовную Семинарию. Тогда мы только приступали к возделыванию духовной нивы, а ныне мы собираем первые плоды своих трудов, выпускаем из стен школы первый отряд работников на ниве Христовой. Знаменателен этот день и для вас, и на много лет останется он в памяти у вас. Кончилось для вас время школьной учебы, кончились школьные экзамены, но наступает другой экзамен, экзамен самостоятельной жизни, самостоятельной работы. Вы стоите на пороге этой новой жизни и некоторые из вас уже сделали первый шаг к этой новой жизни и новому деланию. А делание предстоит вам великое и ответственное.

Каждый из нас, ваших руководителей и наставников, в течение времени вашего пребывания в школе, в пределах своей науки старался уяснить вам всю высоту, значение, важность и ответственность того служения, к которому вы здесь готовились и теоретически, изучая богословские науки, и практически, деятельно участвуя в богослужении нашего храма. Можно думать, что теоретически вы достаточно усвоили, достаточно осознали всю важность и ответственность пастырского служения, но еще осязательнее почувствуете вы все это, когда на самом деле приступите к выполнению пастырских обязанностей, к осуществлению своего пастырского долга.

Взирая на предстоящий вам путь со всею серьезностью, как на подвиг пастырского служения, воспитавшая и подготовившая вас школа не может, пред вашим выходом на это служение, не обратиться к вам еще раз с некоторым напутственным словом, напутственным пожеланием, подобно тому, как любящая мать, перед разлукой со своим сыном, не может не сказать ему последнего прости.

Какими же пожеланиями и какими напутствованиями проводим мы, ваши наставники, вас в вашу новую жизнь. Пожелаем ли мы вам успеха в вашей пастырской деятельности? Конечно, да, но этого слишком мало. Ведь успех не приходит откуда-то сам собою. Как и в каждом деле, а в пастырском делании тем более, он является как благословение Божие в результате целого ряда усилий и напряженных трудов, зависит от многих условий. Что же это за условия, которые могли бы способствовать успеху пастырской работы?

Мне думается, что об этих условиях никто так хорошо не говорит, как великий апостол Павел, который в одном из своих пастырских посланий юному ученику своему пишет: «будь образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте... Не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству с возложением рук священства... Вникай в себя и в учение, занимайся сим постоянно, ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя» (Тим. 4, 16).

По смыслу этих слов апостола успех пастырского делания обусловливается прежде всего сохранением в себе того благодатного дара, который получается пастырем в таинстве священства. Возгревать в себе этот дар Божий, не угашать в себе этого духа, этой священной ревности по делу Божию — вот чего нужно пожелать каждому из вас, выходящему на ниву сеяния слова Божия. Храните же в себе эту божественную искру: она привела вас в стены этой школы, она воодушевляла вас в ваших занятиях, она же, таинственно умноженная и усиленная в таинстве священства, поможет вам и на пути пастырского служения.

Но Дух Божий «спослушествует» духови нашему. Своим благодатным веянием Он отзывается на движения нашего духа. Отсюда второй завет апостола «вникай в себя и в учение, занимайся сими постоянно». Было бы большой вашей ошибкой и самообольщением думать, что вы за недолгое время вашего учения в школе постигли всю глубину богословской мудрости. Нет, други мои, она неисчерпаема и неизмерима. Вы узнали только начатки христианского богословия, и потому вникать в учение христианское ваш прямой долг и непременная обязанность. Помните, что только при этом условии вы будете двигаться вперед по пути христианской жизни и пастырского служения. Сами, напитываясь мудростию божественной, вы будете питать ею и своих пасомых.

Конечно, вы знаете, что лучший способ научения истине — это живой образец и наглядный пример. Поэтому непременное условие успеха пастырской работы апостол указывает в том, чтобы быть «образцом для верных» в слове и в житии, в вере и в чистоте. На вас будут устремлены взоры вашей паствы; верующие будут пристально вглядываться в каждый ваш шаг, в каждую деталь вашей личной жизни, и здесь особенно надо стремиться к тому, чтобы чем-нибудь не соблазнить кого-либо из малых сих. Поэтому «вникай в себя», следи за собой повседневно, ежеминутно — это необходимое требование пастыря к самому себе.

Труден пастырский подвиг и непосилен он для слабого человека. Но потому то и подается пастырю в таинстве священства божественная благодать «немощная врачующая и скудные человеческие силы восполняющая». Окрыляемые этою силою Божиею, имея пред собою в качестве постоянного руководителя книгу глаголов живота вечного, идите на предлежащий вам подвиг, памятуя, что выпустившая вас школа не порывает с вами духовной связи; она неустанно будет следить за вашей пастырской работой и будет радоваться вашим успехам и печалиться допущенными вами ошибками. Да сохранит вас Бог от них. В знак нашей духовной связи с вами и в выражение напутствия школы в вашу жизнь Совет Духовной Семинарии дает каждому из вас священную книгу Нового Завета, которую вместе с благословением вы получите из отеческих рук Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия, благостнейшего отца и покровителя духовной школы, и, скажу словами поэта, «пусть эта книга священная спутница вам неизменная будет везде и всегда».

После этого с кратким словом приветствия и добрых пожеланий окончившим курс Семинарии выступил профессор Т. Д. Полов, а вслед за ним к окончившим курс воспитанникам обратился с речью Председатель Совета по делам Православной Русской Церкви Г. Г. Карпов.

С ответным словом от лица всего выпускного класса выступил воспитанник А. А. Резухин, в тот день только что посвященный Его Святейшеством в сан священника. Тепло и искренне звучала речь юного священника, выражавшего глубокую благодарность всех окончивших и Правительству, и Святейшему Патриарху, с отеческой любовию и благорасположением следящему за повседневной жизнью этих школ и своим присутствием усугубляющему особенно памятные дни жизни школы, и административно-профессорскому персоналу за его труды по воспитанию и научению оканчивающих. Пожеланием, чтобы та духовная связь, которая установилась между учащими и учащимися в продолжении годов учебы, не прерывалась с их выходом из школы и чтобы окончившие и впредь могли обратиться к своим наставникам за советом, помощью и указаниями, чтобы выпустившая их школа и в будущем продолжала быть для них доброй матерью закончил юный оратор свою прощальную речь.

После этого Святейший Патриарх каждому из окончивших вручил Новый Завет, на титульном листе которого сделана такая надпись:

Окончившему курс Московской Духовной Семинарии …………… дана эта святая книга как оружие Божественной правды, побеждающей мир.

Ректор (подпись)

Секретарь (подпись)

После раздачи священных книг Святейший Патриарх обратился к окончившим с кратким словом, в котором он выразил свою радость по случаю праздника первого выпуска окончивших курс Семинарии и указав, что хотя в жизни школы имеются некоторые недостатки, об устранении которых так много заботился почивший о. ректор, тем не менее школа стоит на верном пути и можно надеяться, что дружными усилиями школьного коллектива эти недостатки будут изжиты, чему особенно поспособствует возвращение школы в стены Свято-Троицкой Лавры, под непосредственный покров небесного покровителя школы преп. Сергия, вопрос о чем уже близок к своему осуществлению.

Акт закончился пением «Достойно есть», после чего приглашенным гостям, учащим и окончившим курс Семинарии была предложена братская трапеза.

Так закончился учебный год в московских духовных школах и выпускной акт окончивших курс Семинарии.

Общие результаты учебного года после зачетно-экзаменационной сессии выразились в следующих цифровых показателях.

Из 66 учеников 1-го класса переведены в следующий класс 44 человека, 14 человек должны будут держать переэкзаменовки по разным: предметам учебного курса пред началом следующего учебного года, три человека оставлены на повторительный курс в том же классе и пять человек отчислены из состава учащихся по разным причинам (малоуспеваемости, возрасту, непосещению занятий).

Из 13 учеников 2-го класса 10 человек переведены в 3-й класс и три имеют переэкзаменовки по разным предметам курса.

Из 27 учеников 3-го класса 17 человек переведены в 4-й класс, восемь человек имеют переэкзаменовки по разным предметам курса, один уволен по собственному желанию, как окончивший курс 3-го класса и один исключен из состава учащихся за малоуспешность и непосещение уроков.

Знаменательные дни школьной жизни

На фоне обычного течения школьной жизни выделяются некоторые дни, как имеющие особенное значение по своему образовательно-воспитательному влиянию на учащихся. К таким дням относятся дни, отмеченные посещением школы знатными лицами и почетными гостями. Такие посещения не только вносят разнообразие в монотонное течение школьной жизни, но и воздействуют на учащих и учащихся ободряющим образом, поднимая общий тонус жизни школы и оставляя после себя ободряющее и возвышающее впечатление. К таким памятным дням жизни московских духовных школ во втором полугодии текущего года относятся прежде всего дни посещения школы Святейшим Патриархом Алексием. Их было несколько.

Так, день своего тезоименитства, 25 февраля, приходившийся в текущем году во вторник 1-й седмицы Великого Поста, Святейший Патриарх отметил молитвой за своих духовных чад в Успенском академическом храме. Едва окончилось утреннее богослужение этого дня, как стало известно, что Святейший прибудет в наш храм для совершения вечернего богослужения. С приподнятым настроением ожидали учащиеся наступления вечера. Ровно в 6 час. прибыл Святейший Патриарх. Благословив начало великого повечерия, Святейший сам читал положенный на повечерии умилительный канон Св. Андрея Критского. Каждое слово приятного, псалмодического чтения доходило до слуха молящихся и падало живительной росой на наши огрубевшие от жизненной суеты сердца, растворяя их в чувство раскаяния и сознания своей греховности и вместе с церковным хором учащихся все молящиеся от глубины души и с чистым сердцем воспевали: «Помилуй мя, Боже, помилуй мя!». По окончании службы Святейший Патриарх преподал всем воспитанникам свое благословение и отбыл, оставив неизгладимое впечатление своей молитвы. Обычные заботы вечера как бы отошли в сторону: никто ими не интересовался. Глубокая тишина и какая-то внутренняя сосредоточенность, царившая в общежитии школы, свидетельствовали о том глубоком впечатлении, какое произвела на учащихся эта вечерняя Патриаршая молитва.

Во вторник, 18 марта, в 40-й день по кончине о. ректора Академии и Семинарии проф.—прот. Н. В. Чепурина, Святейший Патриарх изволил совершить в Успенском академическом храме Божественную Литургию и после нее панихиду по усопшем о. ректоре. Святейшему Патриарху сослужили: протопресвитер Н. Ф. Колчицкий и духовенство храма. Скорбный день школы, так внезапно и неожиданно потерявшей своего достойного руководителя, Святейший Патриарх провел среди учащих и учащихся, разделяя с ними тяжесть утраты и вознося свои и их молитвы о упокоении усопшего в селениях праведных. Во время запричастного стиха прочувствованное слово памяти усопшего было сказано протопресвитером преподавателем Московской Семинарии Н. Ф. Колчицким. В этом посещении Святейшего Патриарха учащие и учащиеся увидели не только признание заслуг почившего, но и свидетельство того, что Святейшему Патриарху дорога духовная школа и близки ее интересы, что он, при всех своих многообразных трудах и заботах, близко к своему сердцу принимает жизнь школы, радуясь ее радостями и печалуясь ее печалями. Такое молитвенно-отеческое отношение к школе Святейшего Патриарха невольно заставляло учащихся и самих глубже осознать свои обязанности и строже отнестись к исполнению своего ученического долга.

В субботу, 19 апреля, Божественную Литургию в Успенском храме, с благословения Его Святейшества, совершал епископ Калининский Арсений, а в воскресенье, 20 апреля, как бы в завершение пасхальных праздников, в Успенском академическом храме Божественную Литургию совершал Святейший Патриарх Алексий в сослужении со священнослужителями-наставниками Академии и Семинарии. Служба прошла обычным порядком торжественно и благолепно и привлекла великое множество молящихся. По окончании службы Святейший Патриарх преподал благословение не только учащимся, но и всем богомольцам, бесконечной чередой подходившим к Его Святейшеству. Несмотря на множество молящихся, порядок в храме при богослужении и при благословении молящихся был образцовый: учащиеся своим умелым и спокойным руководством предупреждали всякую суету и обеспечили всем желающим возможность получить благословение Святейшего. Труд Патриарха по благословению огромного числа молящихся, особенно ласковое отношение его к детям, долго были предметом разговоров среди учащихся, получивших в этот день наглядный урок труда и терпения в лице самого Святейшего Патриарха, почти в течение двух часов неустанно благославлявшего подходивших к нему верующих.

Следующее посещение Святейшим Патриархом духовных школ падает па 3 апреля, когда администрацией Академии и Семинарии устроен был вечер, посвященный празднику 1 Мая. Святейший Патриарх прибыл в Академию в 7 час. вечера и был встречен у подъезда Лопухинского корпуса администрацией и учащимися. К этому времени прибыли почетные гости, приглашенные на вечер, профессора и преподаватели, а также студенты и воспитанники. Вечер состоялся в большой аудитории Лопухинского корпуса и открылся кратким вступительным словом и. об. ректора Академии и Семинарии проф. С. В. Савинского, который отмерил, что праздник 1 Мая, как праздник труда и трудящихся, особенно близок к сознанию учащих и учащихся духовной школы, так как христианская религия всегда смотрела на труд, как на священную обязанность человека и как на средство нравственного воспитания человеческой личности, и именно из ее недр вышел тот лозунг «не трудивыйся да не яст», который теперь положен в основу социалистического строительства. После этого член Совета по делам русской Православной Церкви при Совете Министров СССР тов. Г. Т. Уткин выступил с обширным специальным докладом на тему «1 Мая — праздник трудящихся всего мира». Доклад выслушан был с глубоким вниманием. Хорошо знакомый нашей аудитории, не один раз уже выступавший у нас в текущем учебном году, докладчик и на этот раз сумел приковать внимание слушателей к своему докладу, посвященному задачам строительства и восстановления нашего хозяйства, разрушенного недавно закончившейся небывалой по своим размерам и ужасам войной.

По окончании доклада состоялась концертное отделение, в котором хором воспитанников, под управлением преподавателя И. Н. Аксенова, был исполнен Государственный гимн Союза ССР и ряд музыкальных произведений, как то: «Господь, твори добро народу», слова Некрасова, муз. Гальтинсона, «Сторона-ль, сторонушка», муз. Направника, а также ряд прелюдий Баха и Шопена, исполненных на фисгармонии студентом Гос. Консерватории Н. Ведерниковым. В заключение концертного отделения студенческим хором был исполнен гимн «Славься, славься», муз. Глинки из оперы «Иван Сусанин».

По окончании вечера присутствовавшим гостям предложен был чай. Вечер привлек много публики. Кроме Его Святейшества, вечер посетили: Председатель Совета по делам Русской Православной Церкви при Совете Министров СССР Г. Г. Карпов, его заместитель С. К. Белышев, член Совета Г. Т. Уткин, ответственный секретарь редакции журнала Московской Патриархии протоиерей А. П. Смирнов, о.о. благочинные г. Москвы, некоторые настоятели московских храмов, гости Московской Патриархии проф. С. В. Троицкий и член Братства св. Фотия в Париже Н. А. Полторацкий, а также профессора и преподаватели Академии и Семинарии.

Памятным днем в жизни школы, несомненно, останется :и день 9 мая с. г., день паломничества воспитанников и студентов Академии и Семинарии в Св. Троице-Сергиеву Лавру. С благословения Святейшего Патриарха, это паломничество совершено было по окончании учебных занятий и пред началом зачетно-экзаменационного периода и имело целью сосредоточение внимания учащихся на предстоящих завершающих учебный год трудах, успех которых зависит не только от стараний учащихся, но и от благословения Божия. Испросить это благословение Божие молитвами и предстательством преп. Сергия и было задачей предпринятого паломничества. Все учащиеся организованным порядком, во главе с администрацией и преподавателями, прибыли в Лавру к началу поздней Литургии, которую совершал наместник Лавры архим. Иоанн соборне со священнослужителями-наставниками Дух. Семинарии. Чинно и торжественно при пении двух хоров (лаврского и студенческого) совершалось богослужение, в конце которого профессором Академии прот. Д. И. Боголюбовым сказано было прочувствованное слово, посвященное памяти великого светильника и молитвенника земли Русской преп. Сергия. Простое, полное искреннего чувства и доходчивое до сердца слушателей слово маститого проповедника произвело сильное впечатление на учащихся, которые после молебного пения и лобызания гробницы преподобного с его мощами долго не хотели оставлять храм, как бы желая возможно более проникнуться тем благодатным духом, которым напоен этот древний храм, хранитель мощей преподобного основателя Лавры. После богослужения и молебна учащие и учащиеся осматривали достопримечательности Лавры, а затем гостеприимством Лавры им предложена была трапеза в столовой местного ресторана.

15 мая начались экзамены. В этот день, день смерти основоположника школы Святейшего Патриарха Сергия, совершена была в Успенском академическом храме заупокойная литургия по почившем, а по окончании экзаменов, в присутствии всех учащих и учащихся, панихида по Святейшем Патриархе Сергии, имя которого неразрывно связано с возродившейся духовной школой.

16 мая экзамен по Догматическому Богословию в 4-м выпускном классе посетил Высокопреосвященнейший Григорий, Митрополит Ленинградский, и прибывший по вызову Московской Патриархии из Югославии известный канонист профессор С. В. Троицкий. Владыка внимательно слушал ответы учащихся, сам предлагал им вопросы и по окончании экзамена обратился к экзаменующимся с кратким словом, в котором сказал о необходимости для учащихся возможно основательнее усваивать истины христианского вероучения и точнее запоминать те места Свящ. Писания, на которых утверждаются эти истины.

22 мая экзамен по Свящ. Писанию Ветхого Завета на 1-м и 2-м курсах Академии посетил Святейший Патриарх Алексий. Патриарх присутствовал при ответе всех студентов, внимательно слушая и своими вопросами проверяя знания учащихся. Особенно хорошее впечатление на Святейшего Патриарха произвело то, что студенты свои ответы подкрепляли указанием соответствующих мест из Библии, с которой они и выходили к экзаменационному столу.

6 июня экзамен по Гомилетике на 2-м курсе Академии посетил Высокопреосвященнейший Николай, Митрополит Крутицкий и Коломенский. Сам известный проповедник, не оставляющий без поучения ни одного богослужения и стяжавший себе славу «нового. Златоуста», Владыка с глубоким вниманием и интересом выслушивал ответы экзаменующихся и делился с ними богатым опытом своей проповеднической практики.

Эти посещения экзаменов высокими гостями придавали экзаменам особую торжественность, приучали учащихся смотреть на них, как на своего рода общественные отчеты, все время напрягая их силы к возможно лучшей подготовке в предположении, что посещение экзаменов высокими гостями входит как бы в постоянную практику и потому всегда нужно быть готовым давать ответ не только своему наставнику, но и высокопоставленным лицам церковной иерархии.

ПРОФЕССОР С. В. САБИНСКИЙ

Система Orphus