СМОЛЕНСК, ЕГО ИСТОРИЧЕСКОЕ ПРОШЛОЕ И ЗНАЧЕНИЕ ЕГО В ИСТОРИИ РУССКОЙ ЦЕРКВИ, И ГОСУДАРСТВА

Город Смоленск — один из древних городов нашего отечества и еще до основания Русского Государства был столицею многочисленного и сильного славянского племени — кривичей. Название же свое этот город получил оттого, что здесь гнали смолу.

Первоначальный период жизни Смоленска относится к языческому времени.

На Соборном холме, где впервые возник город, стоял идол Перун. В 882 г. Вещий Олег, плывя с многочисленным войском на юг по Днепру, покорил Смоленск, посадил в нем своего посадника и ввел его таким образом в состав Русского Государства.

Первые семена христианства были занесены в Смоленск первым русским Митрополитом Михаилом, который с 6 епископами, направляясь в г. Новгород через Смоленск, ниспроверг идолов и поставил первые церкви (Архангела Михаила на Соборной горе и Св. Василия на Вознесенской горе).

В 1101 г. при Владимире Мономахе был заложен Смоленский знаменитый Мономахов собор, который существовал до 1611 г.

Главная достопримечательность Смоленского собора — Чудотворная икона Божией Матери — «Одигитрия», благоговейно чтимая не только Смоленской областью, но и всей православной Россией. Она написана, по словам Никифора Каллиста, Евангелистом Лукою, по просьбе Правителя Сирии Феофила.

По свидетельству Димитрия Ростовского, эта икона впоследствии была перенесена в Иерусалим, а оттуда в V веке во Влахернский храм в Константинополе, где за многие исцеления верующие присвоили ей название Одигитрии.

1046 г. греческий император Константин Мономах, выдавая дочь свою Анну за одного из сыновей Ярослава — Всеволода, благословил ее этой иконой.

Княгиня Анна до кончины своей хранила икону в Чернигове, перед смертью же благословила ею своего сына Владимира, Смоленского удельного князя, после чего икона была перенесена в Смоленск и поставлена была в новоустроенном соборе в 1103 г.

Вблизи Смоленска на р. Смядыни во вновь устроенном храме были положены мощи св. мучеников Бориса и Глеба.

В XII веке в Смоленске подвизался преподобный Авраамий, а в XIII веке мученик Меркурий, которого Сама Пресвятая Богородица послала на освобождение смолян от татар.

В том же XIII веке Смоленском управлял князь Андрей, о котором говорится, что он «за некую крамолу и братоненавидение» удалился из Смоленска в Переяславль, где 30 лет никем не знаемый, пребывал у церкви Св. Николая, пономарствуя, труждался, яко един от убогих».

С 1404 по 1514 г. Смоленск очутился под властью Литвы.

В этот период православная вера претерпевала стеснение от иноверных королей, но Смоленск остается городом православным.

Зависимостью от Литвы жители Смоленска тяготились и стремились в единоверную Москву до тех пор, пока, наконец, при Василии III, Смоленск был снова присоединен к Москве.

Между тем наступило на Руси Смутное время, когда Польский король Сигизмунд III осадил Смоленск.

Осада продолжалась 20 1/2 месяцев, сопровождалась всевозможными бедствиями и пожарами. Жители, предводимые воеводами: Шеиным, Горчаковым и архиепископом Сергием не только не сдавались полякам, но подавали пример и жителям других городов, призывая всех к единению и к борьбе с поляками.

В полночь со 2 на 3 июля 1611 г. поляки ворвались в город с двух сторон. Беззащитные жители искали убежища в Мономаховом соборе, в то время обведенном, подобно крепости, высокою каменной стеной. Когда бросились сюда поляки, некто Белавин взорвал хранившийся здесь в огромном количестве порох, и Собор Мономахов, а под его развалинами и все жители погибли. Погибли также в это время мощи Меркурия в соборе и мощи преп. Авраамия. Город был взят. Воеводы Шеин, Горчаков и архиепископ Сергий отвезены были в плен, в Польшу.

Описываемый момент самоотверженной защиты Смоленска и высокого патриотического подъема зафиксирован на мемориальной доске, сохранившейся на нынешнем здании Смоленского Успенского собора.

С западной стороны собора, у входных дверей, прибита следующая доска:

В память 300-летия защиты Смоленска от поляков в 1611 г.

«У нас, у всякого инока, служилых и ратных людей, дан обет во храме Пресвятыя Богородицы, чтоб всем нам помереть за истинную веру православную и за святыя Божии церкви и за Тебя Государя, Царя и Великого Князя, и за Твое крестное целование (из челобитной смолян Московскому Государю 1609 г.) — Смоленскому Архиепископу Сергию, воеводам Михаилу Шеину, Князю Горчакову, доблестным воинам и погибшим под развалинами взорванного древняго Мономахова Собора 3 июня 1611 г. гражданам—мученикам вечная память. — Упорным сопротивлением Смоленск, задержав поляков, дал возможность собраться всей земской Руси и тем спас Москву и все государство в смутную пору».

Смоленская Ученая Архивная Комиссия.

После 20 1/2 месяцев осады Смоленск достался Сигизмунду III в развалинах.

Жителей осталось около 2000 человек.

Желая привести Смоленск в лучший вид и заселить его, Сигизмунд раздает целый ряд грамот, давая разные вольности и привилегии жителям. Права Церкви Православной были стеснены и урезаны. Господствующим вероисповеданием явилось католическое. В Смоленске открыта была католическая епископия. На месте взорванного Мономахова собора начал строиться католический собор.

Смоленск наводняется в это время монахами разных католических орденов: иезуитов, доминиканцев, бернардинцев.

Однако в эту тяжелую для Смоленска эпоху не только не прекратилось православие, но окрепло еще более.

В 1611 г., после Деулинского перемирия, возвратились из польского плена Митрополит Филарет, Шеин и архиепископ Смоленский Сергий, получив право свободного вероисповедания, и православие в это время окрепло настолько, что назначенный в Смоленск фанатичный униатский епископ Лев Кревза жаловался Владиславу IV, что в своей обширной епископии (Смоленской и Черниговской областях) не имеет, где главу преклонить.

Современная церковная жизнь сосредотачивается в настоящее время около Смоленского Кафедрального собора.

Во время последней Отечественной войны Смоленск пережил небывалое разрушение. Здания его разрушены на 90%, и среди этих развалин каким-то чудом сохранился собор, который, несмотря на повреждения и порчу окон, в основном сохранил свое величие.

По выражению историков, Смоленский собор принадлежит к числу знаменитых и величественных храмов нашего отечества. Построенный почти в центре города, на высокой горе, он сразу выделяется из массы городских зданий.

Заложен был собор в 1677 году.

По размерам собор поразительный: высота — 65 метров, длина — 50 метров, ширина — 40 метров.

Сравнительно с Московским Успенским собором — он почти вдвое больше.

Во время нашествия французов в 1812 г. собора благодаря своему великолепию, а также умелому ходатайству смоленского историка, свящ. Мурзакевича, остался невредим. Гордый завоеватель Наполеон I при входе в храм был поражен его видом, снял шляпу и дал приказание поставить стражу для его охраны. В Успенском соборе находится также чтимый образ Смоленской Надворотной иконы Божией Матери — Одигитрии, сопутствовавшей русским войскам в 1812 г. и перед которой Кутузов молился перед сражением.

Сохранилась до настоящего времени мемориальная доска, относящаяся к этой иконе, на которой написано:

«Икона Божией Матери «Одигитрии», при отходе русских войск от Смоленска в 1812 г. для спасения от похищения неприятелем, была взята и препоручена 6 августа батарейной № 1-го роте 3-й артиллерийской бригаде, бывшей под командой полковника Глухова, при которой она и возилась на ходу взорванного в сражении у Смоленска зарядного ящика. По освобождении города Смоленска от неприятеля 8 ноября,того же года — Икона была вновь возвращена на свое место. Во время кампании 1812 г., когда сохранилась Икона, в роте на службе находились командир батареи Полковник В. А. Глухов, Штабс-Капитан И. Ф. Богданович, Поручик А. И. Греч, Подпоручики: М. К. Реан, Г. Г. Сигунов 2, А. А. Ольхин, Прапорщики: Н. Г. Сигунов 3, П. Д. Зеленин. Сооружена доска в 1812 году состоящими в батарее по службе: Офицерами Подполковниками Д. А. Одинцовым, Капитанами В. И. Игнатьевым, А. М. Цицероном, Шт.-Кап.: В. Е. Веймарн, В. В. Коровьевым, Поручиком Д. Д. Туровым и нижними чинами 1 бат. 13 арт. бригады, бывшей в 1812 г. батарейной № 1 роты 3-й артиллерийской бригады».

В соборе находятся железные сандалии св. мученика Меркурия, Смоленского чудотворца, спасшего Смоленск от нашествия татар и знамена русских ополчений 1812 года.

Богоявленский теплый собор, построенный в 1784 г., в последнюю войну был наполовину разбит бомбой. В настоящее время восстановлен и в нем совершается служба.

Значение Смоленска — общеизвестно. В Смоленском историческом музее читаем следующую надпись: «Смоленск — ключ Москвы». В 17-м веке его называли ключом Москвы, но с равным правом его можно назвать и ключом Литвы, потому что тот, кто им владел, получал возможность распоряжаться и в области Западной Двины и в области Верхнего Днепра. Если же Смоленск становился базисом против Москвы, то из него можно было идти не только на самую Москву, но и на Тверь, и на Северную Русь. Такое положение Смоленска в центре многих сообщений придавало ему важность и в торговом отношении. Через Смоленск шли сухопутные товары в Москву из Литвы, из стран, лежащих за нею, и в Смоленске был «особый Гостиный Двор на посаде».

Борис Годунов называл Крепостную Смоленскую стену «Ожерельем Русского Государства».

Какую роль играл Смоленск в прошлом среди русских городов видно из исторической справки, имеющейся в том же Историческом музее г. Смоленска.

В этой справке сообщается, что один лишь Петр Великий посетил Смоленск 6 раз.

Мать его, Наталия Кирилловна Нарышкина, воспитывалась в Смоленском девичьем Вознесенском Монастыре.

Из Смоленской области вышел родом известный великий русский исследователь Н. М. Пржевальский и известный композитор М. И. Глинка, которому сохранился в Городском парке памятник и поныне. Из Смоленской же области вышли: Хомяков, Станюкович, Рачинский (известный педагог) и Апостол Японии Архиепископ Николай (Касаткин).

Значение Смоленска для Русского Государства всегда было велико. Смоленск грудью своею защищал столицу государства — Москву, задерживая надвигавшиеся с запада нашествия на Русскую землю. Он принимал на себя все первые и сильные удары, направляемые противником в лицо нашего Отечества. Сохранилась в Смоленске улица, называемая Резницкая в память того, что здесь, на этой улице, происходили самые беспощадные бои в 1611 г. при наступлении поляков.

Вся религиозно-нравственная жизнь Смоленска и окрестностей до настоящего времени ведется вокруг собора.

В великие праздники он принимает в себя приток не только смолян, но и богомольцев, приезжающих по жел. дор. с разных концов.

НАСТОЯТЕЛЬ СОБОРА, ПРОТОИЕРЕЙ ВАЛЕНТИН ПОЛИКАРПОВ

Система Orphus