КРАЕУГОЛЬНЫЙ КАМЕНЬ ЦЕРКВИ ХРИСТОВОЙ

Свыше 19 столетий прошло с тех пор, как впервые Ангел возвестил Чистой Деве: «Радуйся! и паки реку: радуйся! Твой Сын воскресе тридневен от гроба, и мертвые воздвигнувый, людие, веселитеся!». Но и ныне эта весть все также радостна, все также неисчерпаема блаженна, все также переполняет наши сердца неизреченным веселием! Пронеслась она по лицу земли и полонила сердца миллионов людей... И льнут к ней все трудящиеся и обремененные, ища в ней, и только в ней, успокоение себе...

В чем же сила этой вести? Почему наше сердце, такое чуткое к правде, приемлет ее, как драгоценнейший дар от своего Творца?

«Если Христос не воскрес, — отвечает св. ап. Павел, — то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша... Если Христос не воскрес, то и умершие во Христе погибли... и несчастнее всех» (1 Кор. 15, 14—19). Тогда, поистине, вместе с Екклезиастом, пришлось бы воскликнуть, что и «псу живому лучше, нежели мертвому человеку!».

Но благодарение Господу Богу, Который, даровав нам Воскресение Христа и посему в наших сердцах непоколебимую уверенность в том, что настанет «день оный», когда и все мертвые воскреснут, и оставшиеся в живых изменятся, и все наши тела преобразятся в бессмертные, сообразно славному Телу Христа, ибо «поглощена смерть победою» Христа над смертью... И мы дерзновенно исповедуем, что для нас «смерть есть приобретение и двери гроба — врата, жизни вечной», потому что здесь, на земле, мы только «странники и пришельцы», не имеем постоянного жилища, а наше вечное жилище на небесах вместе с Воскресшим и Вознесшимся на небо Христом!..

С таким верованием Св. Церковь Христова совершает домостроительство нашего спасения. С этим верованием она никогда не стареет, но присно юнеет. Это верование является «краеугольным камнем» Церкви Христовой.

Вот почему все нападки на христианство с древнейших времен в конечном счете сводятся к безнадежным попыткам отринуть факт Воскресения Христа в уверенности, что вместе с падением веры во Христа Воскресшего низринется со своих высот в бездонную пропасть истории и величественное здание Церкви Христовой, Которая без веры в Воскресшего Христа превратится в чисто человеческое строение и, подобно всякой человеческой стройке, неминуемо в то или другое время рухнет: «все великое земное разлетается как дым!..»

И когда Церковь Христова в «праздников праздник и торжество из торжеств смерти празднует умерщвление», когда в христианских храмах из уст пастырей Церкви несется преисполненный неописуемого восторга привет «Христос Воскресе!..» и когда в ответ пастырям переполняющая храмы паства едиными устами из глубины своего сердца, ликуя, отвечает: «Воистину Воскресе!» — чувствуется непоколебимая в веках вера христиан в Воскресение Христа и в грядущее воскресение из мертвых рода человеческого. И невольно уста твердят «Воистину, Христос Воскресе!».

Воскресши из мертвых и совоскресив с Собою все человечество Христос вознес человеческое естество на небеса и служит ходатаем’ залогом нашего грядущего воскресения.

На небесах одесную Бога Отца сидит человек Иисус, хотя в то же время и Бог; новый Адам, хотя изначала сущее Слово; плоть и кровь хотя и чистейшие наших, преображенные, но те же по естеству и форме, с которыми Он восшел. Именно плоть человеческая вознесена на небеса и сидит одесную Бога Отца во Христе; именно в этом заключается залог нашего возрождения, восстановления нашего естества, восстановления гармонии между душою и телом. Без этого в человеке всегда будет разлад между душою и телом: душа будет находить удовольствие в законе Божием, а тело услаждаться законом греховным (Римл. 7, 22 25), ибо плоть желает противного духу, а дух — противного плоти; они друг другу противятся (Гал. 5, 16—17).

Значение тела, плоти человеческой, его возвеличение лежит в основании всего христианского вероучения. Тело составляет существенную часть человека. Если первый человек был сначала плоть и уже после делается в душу живу, то новый Адам — Христос потому Адам что человек, а человек потому, что Он воспринял тело человека, а не только душу человеческую. Телу дано величайшее назначение: сама душа только с ним и в нем может достигнуть спасения.

Таким образом, наша вера и надежда непоколебимы, если наше тело с пребывающею в нем душою, сидит одесную Бога по воскресении из мертвых.

Восприняв плоть и кровь человеческие, кроме присущего им греха, Христос явился посредником между Богом и человеком: Он возвращает в Себе Бога человеку и человека Богу, соединяя и то и другое в одном лице; в Нем вошли в тесное, но неслиянное общение два естества — божеское и человеческое.

Значение плоти, тела человеческого, ее достоинство и возвеличение лежит в основе христианского вероучения. Тело составляет существенную часть человека, без него человек перестает быть человеком в полном смысле, без него личность человеческая шатка, неопределенна, неполноценна. Только воскресение тела человеческого для бессмертия вместе с бессмертной по своей природе душою есть истинное бессмертие, бессмертие человеческой личности, и только это бессмертие является залогом блаженства и спасения человека. Восприятие естества человеческого, не души только, но и тела — в ипостась Божества служит несокрушимым залогом вечного продолжения личности человеческой. Это самая отрадная и успокоительная для человека истина; она и есть та благая весть, которая составляет основу христианской проповеди.

Помимо таинственного, благодатного возрождения, не для всякого очевидного в истории, эта истина наглядно преобразует человечество и дает всей его жизни другой характер, другую цель. Из этой истины вытекает серьезный взгляд на земную жизнь и деятельность, как на время приготовления не только души, но и тела, т. е. человека во всей полноте его природы, к блаженному бессмертию. Из этой истины логически следует уважение к человеческой личности во всех состояниях, стремление к устранению всех преград и препятствий к правильному, сообразному с достоинством человека вообще, ее развитию. Эта истина является основою, источником и наивысшею гарантиею истинной свободы и благоденствия человека, даже его временного благополучия, и все, что есть самого лучшего в жизни христианского общества не только духовной, но и семейной, общественной, гражданской, все это есть необходимое последствие и плод указанной истины, и все это дано нам Христом, воспринявшим в Свою ипостась наше бренное тело вместе с душою и даровавшим человеческой плоти воскресение для жизни вечной.

Отсюда уже с неизбежностью вытекает все внешнее и внутреннее устройство Церкви: ее видимость, необходимость в ней таинств с их внешними действиями, необходимость внешнего богопочтения, молитв за умерших, необходимость иерархии и т. д.

Тот, кто отвергает, или не понимает этого, неуклонно спеленает себя языческим миросозерцанием или неверием и рано или поздно, но непременно, увидит себя лишь пищею могильного червя, или горстью пепла и с ужасом всем существом своим содрогнется. От этого ужаса спасает человека лишь непоколебимая вера в Воскресение Христа и грядущее воскресение во Христе всего человечества. И никакие чисто человеческие измышления не дадут людям внутреннего покоя и телесного благополучия без веры в Воскресшего Христа и в Нем всего рода человеческого. Без этой веры человечество всегда будет пребывать в «томлении духа безнадежном... в тревогах шумной суеты»... Вот почему наше сердце с такою неизреченною радостью воспринимает привет: «Христос Воскресе!»... и с восторгом отвечает: «Воистину, Христос Воскрес!...


Вместе с Воскресением Господа нашего Иисуса Христа в один и тот же «краеугольный камень» Церкви Христовой, так сказать, началом его, ибо Воскресение Христа является завершением его и дает ему полноценность и животворящую силу, — легла «великая благочестия тайна: Бог явился во плоти» (1 Тим. 3, 16). Это Боговоплощение произошло в царствование первого римского императора. В иудейском городе Вифлееме от Непорочной Девы родился Младенец Иисус. Он то и был воплотившийся Сын Божий, Второе Лицо Пресвятой Троицы. Будучи истинным и совершенным Богом, в воплощении Он стал и истинным, совершенным человеком. Подобно обыкновенным людям Он возрастал и развивался на попечении Своей Пречистой Матери и мнимого отца, древодела Иосифа, хотя развивался необыкновенно быстро, так что, будучи всего лишь двенадцати лет, удивлял слушавших Его разумом и ответами. Тридцать лет Он жил в неизвестности среди грубых и невежественных жителей галилейского города Назарета, вдали от образованного мира, без всяких средств к приобретению каких бы то ни было познаний. Затем, приняв от Иоанна в Иордане крещение, во время которого открылось и торжественно гласом с неба было засвидетельствовано Его божественное достоинство, три с половиной года ходил по Иудее, Галилее и Самарии, проповедуя Свое пришествие и явление Царства Божия на земле, а с ним и в нем обновление человечества, примирение его с Богом. При этом подвергался разного рода лишениям, гонениям и бедствиям, не имея где главы подклонити, но нередко, как Бог, являлся во всем величии Своего всемогущества, повелевал стихиям и творил чудеса. Потом претерпел позорную в то время казнь на кресте за грехи мира, умер и был погребен, но в третий день воскрес из гроба и, облеченный прославленною плотию, являлся Своим ученикам в продолжение 40 дней, говоря им о Царстве Божием. Наконец, в, виду их вознесся на небо, где воссел одесную Бога Отца и в Своем Лице спосадил на небесных высотах воспринятое Им в ипостась Божества человеческое естество, которое нераздельно, неслитно и вечно соединилось в Нем с божественным.

Открытая в этих событиях великая и таинственная истина Боговоплощения легла в основу, в «краеугольный камень», новой, «совершеннейшей религии христианской и сделалась средоточием всей религиозной, нравственной и умственной жизни объединенного, обновленного и оживотворенного этой религией человечества, которое, блуждая по «стихиям мира», в поисках истины зашло в безнадежный тупик и ко времени Христа с отчаянием восклицало: «что есть истина?»

Засвидетельствованная «самовидцами и слугами» воплотившегося Слова истина Боговоплощения была воспринята основанною и устроенною Им Церковью, которая самым бытием своим и неодоленностью служит живым и вечным доказательством истины Боговоплощения.

Но св. Апостолы не только засвидетельствовали истину Боговоплощения, — они подробно раскрыли и цель явления Бога во плоти. Ко времени пришестия Христа прародительский грех, вошедший в мир во весь род человеческий и повлекший за собою смертность и греховность всех людей, в своем развитии и углублении достиг своих вершин, так что не было праведного ни одного (Рим. 3, 9; Гал. 3, 22). Между иудеями и язычниками, представлявшими собою как бы две половины мира, была непроходимая пропасть вражды (Ефес. 2, 15—16), а человечество подошло к краю своей погибели, ему грозила участь Содома и Гоморры по приговору праведного суда Божия. И вот Господь, сжалившись над людьми, не хотя погибели ни одного из грешников, видя, что люди своими силами не могут восстать из бездны греховного падения и не могут сами искупить свою вину пред Богом, «не пощадил Сына Своего», но послал Его на землю в подобии плоти греховной и Христос, во исполнении воли Бога Отца Своего, воспринял плоть и кровь человеческие (Римл. 8, 3, 32; Евр. 2, 14) с той целью, чтобы принести Свое Тело вместо приносимых людьми жертв и приношений (Евр. 10, 5), в «умилостивительную жертву Богу за грехи всего мира» (1 Иоан. 2, 2; 4, 10; Римл. 3, 25; 8, 3, 32; Кор. 5, 21; Евр. 2, 17); Телом Своим Христос вознес наши грехи на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды (1 Петр. 2, 24). Своею Плотию на кресте Христос «упразднил вражду между двумя мирами», иудейским и языческим, и в одном «Теле Своем» примирил весь род человеческий с Богом, примирил с Богом все земное и небесное (Рим. 5, 10; Колос. 1, 20—22; Ефес. 2, 15—16); лишил силы имеющего державу смерти, т. е. диавола, и избавил нас от «тела смерти» (Рим. 7, 24; Евр. 2, 14).

Так св. Апостолы выявили цель Боговоплощения, явления Христа во плоти.

Однако св. Апостолы только засвидетельствовали истину Боговоплощения в ее существенных и основных чертах, представив Иисуса Христа истинным Богом и вместе истинным человеком, сознающим и являющим себя в то же время единичным лицом, единою ипостасью. В своих писаниях они не начертали целостного, систематически и подробно раскрытого изложения этой истины, потому что они не составляли от себя какой-либо новой религиозной системы, а проповедывали тайну, от века сокрытую в Боге и им Богом открытую. Таким образом, апостольская проповедь была не учением человеческим, всегда требующим разъяснений и доказательств, а откровением божественным, сила и убедительность которого заключается главным образом в его божественности. «Я приходил к вам, — пишет св. ап. Павел Коринфянам, — возвещать свидетельство Божие не в превосходстве слова или мудрости, но в явлении духа и силы, чтобы вера ваша утверждалась не на мудрости человеческой, но на силе Божией» (1 Кор. 2, 1—6).

Простою, свободною от всякой пытливости и сомнения, верою восприняла также и Св. Церковь радостную истину Боговоплощения, в ее божественно откровенной простоте, не требуя никаких разъяснений и доказательств и не нуждаясь в них. Этому способствовало и то напряженное ожидание всем иудейским и языческим миром какой-то помощи свыше ввиду полного банкротства человеческой мудрости в отыскании истины и смысла жизни.

Однако такое непосредственное восприятие истины Боговоплощения не могло оставаться в Церкви навсегда. Церковь состоит из людей, а люди всегда стремятся понять всякую данную отвне истину, усвоить ее себе по законам своей мыслящей природы, т. е. разложить на составные части, обставить доказательствами и построить сводное логическое целое.

Потому-то божественная откровенная истина, сделавшись достоянием человека, должна была, рано или поздно, не изменяя своего существа, подвергнуться обработке в человеческой мысли, пройти путь постепенного раскрытия, получить соответственную внешнюю форму и из откровения стать и учением. Она должна была, подобно Богочеловеку, вместе с божественною, вечною иметь и человеческую, временную природу. Человеческой мысли, таким образом, предстояла задача понять, насколько возможно это для человека, Лицо Богочеловека, т. е. разъяснить, определить и обосновать, с одной стороны, истину Его божества, примирив эту истину с понятием о Боге едином, с другой — разъяснить и обосновать истину Его человечества, Его равенства с нами, кроме греха; наконец утвердить ипостасное единство той и другой стороны. От решения этой задачи зависело раскрытие всех других догматов христианства, потому что учение о Лице Воплотившегося Бога-Слова составляет основу, начало и сущность христианства. На. нем, как на «краеугольном камне» зиждется, около него, как средоточия, вращается, и из него и с ним раскрывается все христианское вероучение.

Но раскрытие человеческим разумом учения о Боговоплощении не могло проходить спокойно. Христианство явилось среди мира, прожившего уже тысячелетия. За этот период в человечестве уже накопились и укоренились определенные верования, пропитавшие не только его религиозную и философокую мысль, но и всю его внешнюю, личную, семейную, общественную и государственную жизнь. «Древняя религия, — говорит Де-Куланж, — породила право, все отношения людей, наследство, собственность, суд... она же определила правление между людьми» («Гражд. община античного мира», — стр. 527). Отсюда понятно, что христианство, возвещая новые формы религиозной жизни, проповедуя новое и общее для всех Царство Божие, в котором нет ни еллина, ни иудея, ни варвара, ни скифа, ни раба, ни свободного, но все во Христе одно и равны, потрясало самые основы древних — иудейской и языческих — религий, ниспровергло весь уклад личной, семейной, общественной и государственной жизни древнего мира, производило переворот в умах и сердцах людей... И вот древний,— иудейский и языческий — мир со всею силою восстал против христианства и его Основателя — Богочеловека Иисуса Христа. Началась многовековая ожесточенная борьба, с христианством. На гонения христиане в массе ответили мученичеством за Христа, и пролитая ими кровь стала семенем, из которого пышно расцвело многоветвистое древо — Церковь Христова. Против идейной борьбы иудейства и язычества с христианством Церковь Христова выдвинула из своей среды ряд великих мужей, образованнейших людей того времени, которые раскрывали глубины христианства, показывали преимущественные достоинства христианского, учения, его превосходство, над всеми другими религиями, в то же время выявляли божественное величие Основателя христианской религии. Так прошел блестящий период апологии христианства, защиты его от иудеев и язычников. Засим открылся еще более блестящий и своими мужами, и плодами их работы период полемический, период борьбы Церкви Христовой с ересями, возникшими уже в недрах самого христианства. Этот период, ярко начавшийся с VI века, со времени появления ереси арианской, длится доныне и будет продолжаться все время существования Церкви Христовой на земле, после чего воинствующая здесь Церковь Христова станет Церковью небесною, торжествующею, возглавленною Богочеловеком, Господом нашим Иисусом Христом, Ему же Церковь поет славу ныне, и присно, и во веки веков.

ПРОФ. И. Г. АЙВАЗОВ

Система Orphus