ВЕРА, НАДЕЖДА, ЛЮБОВЬ

Слово, сказанное в церкви Пятницкого кладбища гор. Москвы

Три недели назад мы праздновали день Светлого Христова Воскресения. Это — наш праздник из праздников, торжество из торжеств. В этот день прославляются все основные, дорогие нашему верующему сердцу, истины нашей веры. В пасхальных песнопениях мы поем: «Днесь — спасение миру», «Пасха — избавление скорби», «Пасха двери райские нам отверзающая», «Пасха всех освящающая верных», и бессчетное число раз повторяем: «Смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав!».

Как из солнца исходят неисчислимые лучи, освещающие каждый уголок земного шара, так в событии Воскресения Христова имеют свои корни, свое начало все истины нашего православия.

Мы спасены для вечности; Воскресшим Христом открыты нам райские двери, как говорится в одном из пасхальных песнопений.

Каждый из нас знает, что мы должны быть достойны радостей будущего века, и что не всякий из нас в посмертной своей жизни найдет райские двери открытыми перед собой. Каждому из нас в земной его жизни надо заслужить право на вечные радости.

И вот наша Церковь в первые недели после светлого дня Пасхи и напоминает нам о тех главных добродетелях христианства, о тех непременных спутниках наших на земном пути, без которых никто из нас не имеет права называться истинным христианином, чадом Небесного Отца.

Какие это добродетели, какие это спутники? Вера, надежда, любовь.

Через неделю после праздника Пасхи, в воскресенье, называемое Фоминым, мы прославляем веру, вспоминая исповедание веры в Воскресшего Господа, произнесенное апостолом Фомой после недели сомнений в истине Воскресения Христова. Церковь напоминает нам слова Спасителя, сказанные Фоме, но обращенные ко всем нам: «Блаженны не видевшие и уверовавшие» (Ио. 20, 29).

Разве можно спасти душу без веры? Конечно, нет. Слово Божие говорит нам: «Без веры угодить Богу невозможно» (Евр. 11, 6). Вера, и только она одна, указывает нам путь к небу и к открытым райским дверям. Во свете веры мы видим своими духовными очами ту лестницу, по которой мы должны подыматься от земли к небу. Тот, кто идет по ступеням этой лестницы: ступеням смирения, кротости, молитвы, покаяния, милосердия, сострадания, поста, чистоты душевной и телесной, терпения, — тот, приближаясь своей душой к Богу, будет введен Им и в райские двери.

Вера не только освещает нам путь к небу, — она согревает нас на этом пути. Не всегда бывает в природе лето, бывает и зима, и дождливая осень. И не всегда бывает радостно, спокойно на душе человека. О, далеко не всегда! В жизни земной всегда скорбей больше, чем радостей. И равнодушие близких, а иногда и их озлобление против нас и взаимные ссоры, обиды, взаимная ненависть, зависть, клевета болезни, лишения, смерть близких — все это рождает в нашей душе бесчисленные скорби и страданиям. И как согревает нас в минуты этих скорбей наша вера с ее утешениями, с ее вечными и немеркнущими радостями. Одна мысль, одно сознание того, что мы имеем в лице нашего Небесного Отца близкого и любящего нас Божественного Друга имеют силу успокоить самую мятущуюся в своих скорбях душу Руководимые этой верою, мы идем к райским дверям.

Прошла еще одна неделя после светлого дня Пасхи. В это второе воскресенье наша Церковь чествует святых женщин-мироносиц за их подвиг любви к их Божественному Учителю. Все вы знаете что эти женщины ходили за Господом в дни земной Его жизни, служа Ему своим имуществом и заботами и слушая Его проповедь. В ночь Воскресения Христова эти женщины, забыв обо всех страхах и об угрозах со стороны врагов Христовых; под покровом темноты направлялись ко гробу Господню, чтобы довершить незаконченное — помазать тело Иисусово ароматами. Их Учитель, истерзанный и униженный, лежал мертвым в гробе; но в их сердцах не только не остывала любовь к Умершему но разгоралась еще большим пламенем, потому что эта любовь к Господу была у них истинной — глубокой, постоянной, зовущей к жертвам ради любимого.

В лице этих женщин-мироносиц Церковь прославляет любовь и напоминает нам об этой христианской добродетели.

Если мы веруем в Господа Бога, разве мы можем не любить Его всей душой и всем сердцем? Так велит нам любить Себя наш Спаситель, сказав, что такая любовь есть первая и наибольшая наша заповедь (Мф. 22, 38).

Разве возможно для нас не любить своего Небесного Отца, Который дал нам и жизнь, и бессмертную душу, и заботами и любовью Которого окружен каждый шаг нашей земной жизни?

Если мы любим Господа своего, как нам не любить друг друга, исполняя тем самым ту заповедь, какую Спаситель назвал второй, подобной первой? Наша взаимная любовь Друг ко другу и дела этой любви: сострадание, безгневие, неосуждение, помощь друг другу в житейских обстоятельствах, — все это составляет то духовное богатство христианина, имея которое, он найдет райские двери открытыми перед собой. Ведь сказано: «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут» (Мф. 5, 7). Пример истинной любви к Богу, вдохновляющей нас и на любовь друг к другу, — дают нам святые женщины-мироносицы.

Прошла еще одна неделя, наступило воскресенье, называемое «неделей о расслабленном». В этот день наша Церковь проповедует нам

о третьей главной добродетели христианской жизни — надежде — и прославляет эту надежду в лице того евангельского расслабленного, которого она вспоминает. Вы слышали в евангельском чтении сказание о том, как Господь Иисус Христос встретил в Иерусалиме около так называемой Овчей Купели расслабленного, лежавшего здесь 38 лет. Как говорит евангелист, эта Овчая Купель была чудодейственной: по временам, раз в год, сходил в нее ангел и возмущал воду. Кто из больных первым входил в эту воду после возмущения ее ангелом, выздоравливал, какою болезнью не был бы болен. Этот расслабленный 38 лет ожидал, чтобы кто-нибудь ему помог первым сойти в воду, — и такого человека не нашлось за эти долгие годы. Но он не потерял надежды, он жил надеждой. И надежда его не посрамила; Спаситель его исцелил.

Надежда — один из тех трех спутников, с которыми каждый из нас должен итти своим земным путем.

Разве мы можем жить без надежды? Все мы — грешники; каждый из нас носит на своих плечах тяжкое греховное бремя. Что было бы с нами, если бы мы не имели надежды на прощение со стороны нашего Небесного Отца? Мы впадали бы в отчаяние, когда обличает нас совесть и подвергает нас своим мукам.

Что было бы с пророком Давидом, если бы он, впав в тяжкие свои грехи, не имел в сердце такой надежды на прощение? Но он эту надежду не только имел и не только ею был приведен к ногам Божиим, но и нам завещает ее в словах своих псалмов. Он говорит: «Блаженны все, уповающие на Него» (Пс. 2, 12). В другом псалме он говорит: «Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется, пребывает во век» (Пс. 124, 1). К чему привели бы муки раскаяния, заполнившего душу апостола Петра после его отречения от Господа, если бы и в нем сразу не затеплился огонек надежды на прощение?

Иуда не имел этой надежды. В его черствой и преступной душе не нашлось места этому святому огоньку и, не имея надежды и впав в отчаяние, он окончил свою жизнь самоубийством.

Каждый из нас, грешников, знает слово, сказанное Спасителем апостолу Петру о том, что прощать человека надлежит столько раз, сколько раз он будет об этом просить. Научая нас прощать друг друга, Спаситель этим говорит нам и о том, что столько же раз Он Сам прощает каждого грешника, обращающегося к Нему.

И пусть ярко горит надежда в сердцах каждого из нас, когда мы идем ко Христу за прощением в грехах!

Такой светлой путеводной звездой является надежда для каждого страдальца. Среди самых тяжелых жизненных обстоятельств никто не думай и не говори себе: я безнадежен, болезнь моя неизлечима, жизнь моя непоправима, нет у меня никакой надежды. Нет и нет! Как бы ни было трудно твое положение и состояние духа, никогда нельзя малодушествовать, унывать и впадать в отчаяние. Бог наш, в Которого мы веруем, — Всемогущ и Всесилен. Надо только с молитвою веры и надежды обратиться к Нему. Мы не знаем, как исцелится наша болезнь, как утолится наша скорбь и прекратится наше страдание, но мы знаем, что, если будем этого достойны, одним мановением Своей воли Господь все может сделать.

Вот мы окружаем гроб близкого, дорогого нам человека, сердце наше разрывается от скорби. Чем мы можем утешить себя или тех, кто плачет около гроба? Безмерной была бы наша скорбь, если бы не было у нас надежды на жизнь за гробом. И апостол Павел учит нас не скорбеть до отчаяния у гроба близких, говоря, что такое состояние может быть только у язычников, не имеющих надежды (1 Сол. 4, 13). Мы знаем о нашем бессмертии, мы знаем о том, что, если будем достойны, увидим после своей смерти тех близких, разлука с которыми терзает наше сердце. И надеждою на эту встречу мы утешаем свою скорбную душу.

Мы знаем, что придет и последний день этого мира, который будет днем и последнего Суда Божьего над людьми. Чье сердце не трепещет при мысли о том, что это будет суд последний, приговор на нем будет окончательным, и что к этому суду никто из нас не готов? Ни от грехов своих мы не умеем освободиться, ни со страстями своими не ведем никакой борьбы, никакими добрыми делами мы не сопровождаем себя на земном пути и приближаемся к пределу своей земной жизни с пустыми руками. И что было бы с каждым из нас, какое отчаяние могло бы овладеть нашей душой при такой мысли о нашей духовной бедности, если бы в нас, вместе с верою и любовью к Богу, не было бы святой и спасающей нас надежды? При мысли об этом последнем и страшном суде мы поддерживаем себя надеждой и на то, что Господь даст нам еще хоть немного пожить, чтобы хоть в малой мере искупить свои бесчисленные грехи и сделать хоть одно маленькое доброе дело; и надеждой на то, что Сладчайший Спаситель не отринет молитв за нас Своей Матери — Споручницы грешных, ангела хранителя, тех святых, имена которых мы призываем на своих убогих молитвах, и молитв Св. Церкви о нас после кончины нашей.

Символом веры издавна является крест, потому что мы веруем в Распятого на кресте, спасшего нас Своею крестною смертью.

Символом надежды является якорь, потому что тот, кто носит в своем сердце крепкую христианскую надежду, противостоит всем бурным волнам житейского моря.

Символом любви является сердце, потому что сердце — средоточие любви, как говорит Спаситель: «Добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе» (Лк. 6, 45).

Вера нам светит на нашем жизненном пути, любовь нас согревает и украшает, надежда укрепляет наш дух. Эти три главных добродетели христианских рождают в сердце человека и все остальные добродетели: молитву, смирение, преданность Промыслу Божию, терпение.

Апостол Павел говорит: «Теперь, то-есть у нас, христиан, пребывают сии три: вера, надежда и любовь» и добавляет: «но любовь из них больше» (1 Кор. 13, 13).

Эта вера в будущей жизни сменится для каждого из нас видением лицом к лицу Того, в Кого мы веруем. Надежда станет осуществлением того, чего мы ожидаем и на что надеемся, а любовь никогда не перестанет (1 Кор. 13, 8); и потому она больше веры и надежды; она, ведь, и «первая заповедь» (Мф. 22, 38).

Но в земной жизни каждого христианина эти три добродетели, как три сестры, одинаково родные сердцу каждого из нас и одинаково необходимы для спасения души, для того, чтобы привести нас к открытым Воскресшим Спасителем райским дверям.

И хочется пожелать вам от всего моего сердца: не только берегите в себе тот огонь святой веры, который вы носите, но пусть он разгорается в вас все ярче и ярче; умножайте в себе любовь к Богу и любовь друг к другу, накапливайте делами любви нетленное духовное богатство; укрепляйте в себе святую надежду на помощь Божию, на всепрощение Божие, на любовь Божию к нам. И пусть вера, надежда и любовь ведут нас за собой в ту страну, где через открытые райские двери души детей Божиих входят в Царство Вечной Славы, входят туда, где Пасха Христова будет праздноваться в бесконечных веках.

МИТРОПОЛИТ НИКОЛАЙ

Система Orphus