«Отныне из рода в род, из поколения в поколение будет передаваться повесть о том, как гордый и надменный, жадный и ненасытный западный враг быстро разгромил ряд соседних армий, заполонил земли соседних народов и ограбил их достояния; как затем всей своей силой обрушился он на Русскую землю, грабя и уничтожая все на своем пути, дошел он до подступов к Москве и Ленинграду, до широкой Волги и высокого Кавказского хребта; и как потом русский народ перед лицом смертельной опасности откликнулся на призыв своего вождя, сплотился в дружную рать... И сражен был враг, и погибла слава его с шумом».
Эти слова Софийского Митрополита Стефана из послания его к русскому народу, произнесенные два с половиной года назад, сегодня звучат действительно, как сказание летописи русской, навеки запечатлевшее великий, невиданный доселе, подвиг нашего народа.
И чем дальше мы будем отходить, тем грандиознее и величественнее будут вставать в наших воспоминаниях дела и люди Великой Отечественной войны. Но какое счастье для нас, современников, что эти дни позади. Нет, мы не хотим больше войны. И мы молим Бога, чтобы «чаша сия» миновала не только нас во все дни нашей жизни, но и жизни наших детей, и наших внуков.
Нет, мы не хотим войны, хотя и знаем, что с какой бы стороны ни угрожала опасность Родине, мы будем ее защищать, как самих себя. Любовь к Родине для русского православного верующего — одна из христианских добродетелей.
Два года назад, в День Победы, когда вся страна ликовала и праздновала окончание войны, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий обратился с посланием ко всем пастырям и верующим Русской Православной Церкви. «Если в военное время, — говорилось в послании, — в непоколебимой вере в конечное торжество правого дела, мы победоносно преодолели все трудности, все лишения, все тяготы на фронте и в тылу, то с какою же удвоенной силой мы примемся за воссоздание наших городов, из которых каждый — герой войны; наших дорогих и священных памятников, — всего того, что создала могучая воля и державная мощь нашего великого народа».
Святейший Патриарх выразил тогда мысли, владевшие миллионами людей советского народа. И теперь, два года спустя, можно видеть, как вся страна, буквально вся страна, ревностно и плодотворно трудится. Благосостояние трудящихся, самое широкое распространение культуры моральной и материальной — вот задачи, которые ставит советское правительство в своих пятилетних народнохозяйственных планах.
Такое настроение советских граждан не явилось лишь следствием войны. Точнее будет сказать, что такое настроение умов было прервано агрессивной, навязанной Советскому Союзу войной. Еще в начале 1934 г. И. В. Сталин от лица всего народа говорил: «Наша внешняя политика ясна. Она есть политика сохранения мира и усиления торговых отношений со всеми странами. СССР не думает угрожать кому бы то ни было и — тем более — напасть на кого бы то ни было. Мы стоим за мир и отстаиваем дело мира...».
Для православных верующих труд всегда был благостным и богоугодным делом. Древние апостолы, а позднее отцы Русской Православной Церкви определяли труд как христианскую добродетель, видели в созидательном труде спасение от греховности. А для процветания труда лучше всего времена мирные. И о них ежедневно молится наша Церковь.
Казалось бы, всякий иерарх христианской Церкви, согласно заветам и традициям, должен бы призывать своих последователей и паству к прославлению мира, к осуждению любой агрессии. Однако, к нашему великому сожалению, римский папа все больше и больше отходит от христианских заветов, стремясь к политической власти и влиянию в определенных слоях общества. Если произвести анализ современного состояния ватиканской курии во главе с папой, то невольно придешь к выводу, что Ватикан превратился в определенное политическое учреждение светского характера, которое подменило сущность христианской религии активной пропагандой идей, направленных против демократизма. Говоря точнее, Ватикан, пользуясь своим духовным авторитетом среди широких масс, отдал себя на служение интересам крупного капитала. Неизменной и обязательной частью такого политического направления является ненависть к Советскому Союзу — государству трудящихся, и, как следствие такой ненависти, стремление к агрессии.
Папство на протяжении всей истории своего существования активно боролось не столько за души верующих, сколько за политическую власть. Это утверждение не нуждается в особых доказательствах. Оно известно каждому, кто, хотя бы поверхностно, знаком с историей Христианской Церкви. Постепенно борьба за политическую власть начинает превалировать над духовным просвещением. Таков неизбежный путь всех тех, для кого Божье заслоняется кесаревым.
Католическое духовенство и особенно отцы-иезуиты всегда были умелыми и последовательными проводниками различных политических и материальных интересов Ватикана, сочетая это с религиозными наставлениями и поучениями. В настоящее время политическая деятельность католического духовенства приняла грандиозные размеры.
Современный Ватикан создает одну партию за другой, которые должны выполнять его директивы, в одних случаях прикрываясь демократической фразеологией, в других же с открыто реакционной программой. В любом государстве, где имеется представитель Ватикана, налицо активное вмешательство духовенства в государственные дела.
Недавний процесс архиепископа Степинаца в Югославии раскрыл целый клубок фашистской деятельности, инспирируемой Ватиканом. Смертный приговор, вынесенный Народным трибуналом Чехословакии Йозефу Тисо за его активное пособничество и помощь Гитлеру, за его предательство родного народа, наглядно свидетельствует, как далек был этот священник от своих духовных обязанностей.
Поездка в Америку итальянского премьер-министра де Гаспери выяснила и другое. Советская пресса сообщила: «Соединенные Штаты стремятся захватить в орбиту своего экономического и политического влияния послевоенную Италию. Американская политика ориентируется при этом на итальянские реакционные круги и в частности на христиано-демократическую партию — агентуру Ватикана. Повидимому, паломничество де Гаспери в Вашингтон связано с планами дальнейшего наступления итальянской реакции и ее американских покровителей на демократические силы Италии». И совсем недавно, читая обзор о переходе в руки американцев итальянских авиакомпаний, наталкиваюсь на такое замечание: «Как утверждают в журналистских кругах Рима, племянник папы — князь Пачелли получил пост президента этой компании благодаря личному ходатайству представителя президента США при Ватикане майора Тэйлора».
О субсидировании Ватикана американскими капиталистами можно привести множество примеров, равно как и о помощи Ватикана распространению американского влияния. Конечно, альянс этот зиждется на полном обоюдном понимании и сочувствии. Американских капиталистов устраивают реакционные, антидемократические и антисоветские взгляды Ватикана и его духовный авторитет, Ватикану нужно верное и прибыльное размещение и своих капиталов и солидная мошна американских магнатов. По последним сведениям 80 процентов доходов Ватикана составляют поступления из США и Канады и лишь 20 процентов доходов падает на поступления из Италии, Франции, Испании и других стран.
Во Франции, как известно, папство поддерживает де Голля, в Испании — Франко... В самой Америке у католиков совершенно развязаны руки, предоставлено широкое поле деятельности для активной пропаганды. Архиепископ Нью-Йорка Спеллман, личный эмиссар папы в переговорах с иностранными правительствами, высший католический викарий вооруженных сил Соединенных Штатов, пользуется огромным влиянием в американском политическом мире. «В нью-йоркской печати теперь говорят о 50-й улице, где находится резиденция Спеллмана, так же нарицательно, как говорят об Уолл-стрит, как резиденции банкиров, или Белом Доме, как резиденции президента в Вашингтоне», — рассказывает один наш журналист. Кстати сказать, архиепископ Спеллман воспитанник Нью-Йоркской академии иезуитов.
Вместе с тем католическая церковь располагает огромными средствами для агитации и пропаганды, целой сетью издательств и печатных органов. Даже в Голливуде, откуда выходит большинство американских кинофильмов, существует негласный, но безапелляционный католический контроль над производством и выпуском картин. Одна из французских газет по этому поводу пишет: «Кажется, что отныне больше половины американской кинопродукции будет посвящено открытой и достаточно агрессивной пропаганде».
Едва ли рядовой католик, идущий в храм просто помолиться, заинтересован в какой бы то ни было агрессии. То же можно сказать о миллионах читателей католической прессы и о зрителях кинофильмов, сделанных по заказу католических руководителей. Но пропаганда есть пропаганда. И мы — живые свидетели чудовищных результатов гитлеровской пропаганды агрессии.
Как далека от подобной шумной и воинственной деятельности внутренняя жизнь нашей Русской Православной Церкви. Наши пастыри спокойно могут посвятить себя молитве, удовлетворению потребностей верующих, нравственной проповеди и призыву своей паствы к духовному совершенствованию. И в этом, может быть, огромное преимущество нашего православного духовенства.
Но, чуждые всякой агрессии, наши архипастыри и пастыри должны иногда вспоминать, что Брестская уния была преподнесена папе отцами-иезуитами. Чистота веры и нравственные достоинства православного духовенства — лучшая защита от всякого корыстного политиканства.
Как обычно, хочется обратиться к мудрости покойного Святейшего Патриарха Сергия. «Таким-то путем, — писал он в своей статье «Есть ли у Христа наместник в Церкви», — под благодатным покровом и окормлением своего небесного верховного Архиерея и Главы, трудами и болезнями богопросвещенного сонма святых апостолов, отцов и учителей, наша Святая Православная Церковь, «на востоце насажденная» и во всем мире по всем странам и народам рассеянная и на всяких языках славящая Пресвятую Троицу, до сих пор, сколько уже веков, и без земного главы и распорядителя невредимо содержит завещанную ей Христом святую православную веру и неуклонно ведет своих чад к вечному спасению... Веруем, что и до скончания века Христос не оставит Своей Церкви Своим благодатным присутствием, во дни же испытаний попрежнему будет посылать в Свой виноградник достойных делателей, «стражей Дому Израилеву», чтобы и они, совершив свой подвиг, просияли, как светила в светлом лике святых отцов, за которых Церковь прославляет Христа: «Препрославлен еси, Христе Боже наш, светила на земли отцы наша основавый и теми ко истинней вере вся ны наставивый».
И неизменно и постоянно будем просить у Господа «мира всему миру».
АНТОНИНА ШАПОВАЛОВА