ДОБРЫЕ ВОИНЫ

Слово, сказанное в Знаменской церкви, что в Переславской слободе г. Москвы

Сегодня, в день памяти св. мученика Трифона, я хочу напомнить вам слова св. апостола Павла, с которыми он обратился к ученику своему Тимофею в послании к нему. Он сказал ему: «Переноси страдания, как добрый воин Иисуса Христа» (2 Тим. 2, 3). И в другом своем послании к тому же апостолу Тимофею он говорил: «Преподаю тебе... такое завещание, чтобы ты воинствовал, как добрый воин» (1 Тим. 1, 18).

В лице апостола Тимофея апостол Павел обращается и ко всем нам, всех нас называет добрыми воинами и говорит о том, что мы должны «воинствовать». Если мы воины, значит у нас есть враги, с которыми мы сражаемся. И конечно, есть враги: не внешние, а внутренние, ибо мы не обычные воины, а воины Иисуса Христа. Если мы воины, то у нас должно быть и оружие, и, конечно, не внешнее, а внутреннее, как и говорит апостол Павел в послании к Коринфянам: «Оружия воинствования нашего не плотские» (2 Кор. 10, 4).

Кто же эти враги, с которыми мы должны сражаться, как добрые воины? Это, прежде всего, грех. Грех — это самый страшный из наших врагов. Страшен он и потому, что самыми разнообразными путями нападает на человека и подчиняет его себе, и через глаза, и через уши, и через руки входит грех в нашу душу и непосредственно рождается в глубине нашего духа. Страшен он и потому, что не всегда открыто нападает на нас, и тогда мы не можем приготовиться отразить это нападение. Он надевает на себя личину, манящую нас к нему, и нередко совсем незаметно для нас вползает в сердце. Этот враг хитрый и коварный, и часто нам бывает трудно и увидеть, и осознать это его коварство.

Борьба с этим врагом трудна еще и потому, что он никогда не нападает на нас в одиночку: один грех всегда ведет за собой другой. Достаточно вступить человеку на путь лжи, как в его сердце рождаются и осуждение, и клевета, и злоба. Все эти грехи связаны между собой одной цепью.

Этот враг грозен для нас потому, что, подчиняя нас себе, он отнимает от человека то, что является самым дорогим для него: право на вечное спасение. Из кирпичей отдельных грехов и страстей быстро вырастает высокая стена, разделяющая душу человека от Бога. Грех сушит сердце, отнимает дар молитвы, умиления, благоговения — все то, что составляет духовное богатство человека и что верующий человек накапливает в себе годами. Грех лишает человека покоя совести, братского мира в отношениях к ближним; грех ссорит людей между собой, натравливает друг на друга, из друзей делает людей врагами. Долголетний и нераскаянный грех может довести человека до отчаяния — самого тяжелого из всех грехов. Неисчислимо тяжелы последствия греха и велика его власть над душою человека.

И мы, христиане, будучи добрыми воинами Иисуса Христа, в первую очередь должны вести духовную войну с этим врагом. Мы должны стоять на страже дверей своего сердца, чтобы не давать греху войти в сердце и возобладать над ним. И если, по слабости своей, мы уступаем греху, мы должны не переставать бороться с ним и тогда, когда он уже живет и хозяйничает в нашем сердце, заставляя нас выполнять свои веления.

Мы сказали, что, если вы воины, то у нас должно быть и оружие У нас оно и есть. Завещая нам вести духовную войну, Господь в руки наши вложил сильное духовное оружие. Какое? Святой апостол Павел в послании к Ефесянам говорит об этом духовном оружии: все мы, говорит он, христиане, должны иметь в руках своих щит веры, «которым возможем угасить все раскаленные стрелы лукавого» (Еф. 6, 16). Нашу веру он называет щитом, который в руках верующего ограждает его от греховных стрел. Какую веру? Веру в то, что Господь Спаситель совершил Свой земной подвиг во имя нашего спасения от греха: Он взял на Себя всю тяжесть и всю мерзость наших грехов, чтобы выстрадать за них на Голгофском кресте и, во имя этих страданий и смерти, каждому кающемуся грешнику давать прощение; веру в то, что грехи каждого из нас уже искуплены этой кровью Богочеловека, уничтожено их жало и каждому из нас, во имя этих страданий, даны силы противостоять греховным искушениям.

Щитом нашим является наша вера в то, что Спаситель, принимавший в дни земного Своего подвига покаяние от кающихся грешниц, не оттолкнувший от Себя ни одного подходившего к Нему беззаконника и грешника, простивший покаявшемуся разбойнику, не оттолкнет никого и из нас, ищущих Его помощи в борьбе с грехами и умоляющих о прощении. Наша вера — щит и потому, что мы по вере знаем о бесчисленных победителях греха в лице святых людей, которые не только нам показывают пример этой духовной брани, не только вдохновляют нас своею жизнью на борьбу с грехом, но и имеют дерзновение оказывать нам в этой войне свою небесную помощь.

Святой апостол Павел говорит, что каждый из нас, христиан, имеет на главе своей «шлем спасения». Так он называет христианскую надежду на то, что Промысл Божий не оставит ни одного из нас, искушаемых ко греху, без помощи Божией, никому из нас не даст понести искушения, как говорит апостол Павел, больше, чем силы наши могут понести (1 Кор. 10, 13).

А в руке каждого христианина есть «духовный меч», это — слово Божие. Слово Божие и устрашает грешника, и ободряет воина в борьбе с грехом, и дает силу и крепость нашему слабому духу. Устрашая, оно говорит нам устами св. апостола Павла: «Не обманывайтесь: ни блудники,... ни воры,... ни пьяницы,... ни хищники Царства Божия не наследуют» (1 Кор. 6, 9—10). Ободряя и утешая грешника в борьбе с грехом, слово Божие говорит нам устами апостола Иакова: «Блажен человек, который переносит искушение; потому что, быв испытан, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его» (Иак. 1, 12).

Со всем этим оружием каждый из нас должен выходить на ту духовную брань, какую мы ведем от первых сознательных дней нашей жизни и до последнего вздоха; ведь так и поем мы в известной церковной песни: «От юности моея мнози борют мя страсти».

Кроме греха, у нас есть еще другой враг. Это — неизбежные для каждого из нас на земном Пути страдания, скорби, болезни, испытания. Многих из них мы не в силах устранить с нашей жизненной дороги, и мы должны их переносить с верою в Промысл Божий. Наша борьба со страданиями и скорбями должна состоять в том, чтобы преодолеть их силу над собой, чтобы не пасть под тяжестью страданий, чтобы устоять духом в любую тяжелую минуту жизни, найти для этого в себе силы. И в этой духовной войне с силою страданий у нас есть то же духовное оружие — оружие великое и действенное, и, прежде всего, тот же щит — вера.

Вера скажет нам, что без воли Божией ничто не совершается в нашей жизни, что Промысл Божий никогда «не дремлет» над нами, что Отец наш Небесный всегда близок к душе человека и, особенно, того страдальца, который ищет у Него для себя подкрепления. Вера всегда будет напоминать нам о страданиях Господа Иисуса Христа, перенесенных Им ради нашего спасения, и научит нас тому, что перенесение нами страданий с терпением — это лучшее проявление нашего сострадания Спасителю в Его кровавых муках. Вера проповедует нам об искупительной силе наших страданий: ими мы искупаем наши вольные и невольные согрешения. Тебе тяжело? Вера поможет тебе понять, что ты — грешник и что лучше тебе понести наказания за грехи твои, здесь, в земной жизни, чем унести их с собою в вечную жизнь. Тебе тяжело? Вера научит тебя тому, что скорби и страдания — это неизбежный путь к Царствию Небесному. «Многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие», говорит слово Божие (Деян. 14, 22). Страдания закаляют нашу веру, твердость нашего духа, с одной стороны, а с другой — делают наше сердце восприимчивее к страданиям других. Они помогают нам душу свою готовить для вечности.

А шлем спасения — надежда наша христианская? Это крепкий и надежный наш помощник в борьбе со страданиями. Мы знаем, что Спаситель наш не только, как Бог Всеведущий, знает о страданиях каждого из нас, но, как Сам их перенесший, особенно близок душе того, кто их несет на себе. И никогда не должна покинуть страдальца надежда на то, что Тот, Кто сказал: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Мф. 11, 28), слышит каждый наш вздох и видит каждую нашу слезу. Слово Божие уже одним заветом Спасителя: «Претерпевший до конца спасется» (Мф. 10, 22) — имеет силу ободрить унывающего и укрепить падающего под тяжестью жизненного креста.

Сегодня мы празднуем память мученика и чудотворца Трифона. Это образец доброго воина Иисуса Христа. Своей чистой, непорочной жизнью, полной дел любви и милосердия, он является для нас примером победителя греха. В своих предсмертных мучениях за имя Христово он явился и победителем в страданиях. Тяжки были его предсмертные мучения: он был подвешен к дереву, его тело поджигали, строгали, под ногти забивали гвозди, предавали и другим пыткам. Он перенес страдания как добрый воин: с верой, надеждою и величайшим терпением и, как победитель, увенчан от Господа победным венцом вечной славы. Тот, Кто обещал: «Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни», этот венец возложил на голову святого мученика Трифона.

Господь, завещавший всем нам быть добрыми воинами, давший нам в руки духовное священное оружие, знает и о том, как часто бывает слабой и немощной наша человеческая природа, как часто и меч вываливается из наших рук, и шлем спасения падает с нашей головы, и щит веры некрепко держат наши руки. Сердцеведец Господь знает, как часто мы не выдерживаем этой духовной брани и постыдно бежим с поля сражения. Он, приходивший для того, чтобы «взыскать и найти погибшего», не оставляет нас и в эти тяжелые минуты. Он дает нам в щит и ограждение — Свою Матерь, чтобы Она, была для нас Споручницей грешных и Взысканием погибших, чтобы Она в тяжелые минуты нашей жизни спасала нас от отчаяния Своими молитвами за нас и помогала бы нам окрепнуть духом и силами для дальнейшей духовной борьбы с нашими внутренними врагами. И святым людям Он дает силы помогать нам в трудных обстоятельствах нашей земной жизни. К мученику Трифону мы обращаемся сегодня и всегда, как вечно живому нашему высокому другу и молитвеннику за нас. Мы веруем, что он поможет нам, подражая ему, «воинствовать», как подобает «добрым воинам»; поможет при падениях тотчас вставать и итти все вперед и вперед до полной победы, иттн навстречу тем радостям, какие нашим Небесным Отцом приготовлены для нас в вечном Его доме.

Будем же «добрыми воинами Иисуса Христа»!

МИТРОПОЛИТ НИКОЛАЙ

Система Orphus