ПАТРИАРШЕЕ СЛУЖЕНИЕ В ТРОИЦЕ-СЕРГИЕВОЙ ЛАВРЕ 27 АПРЕЛЯ 1947 г.

В текущем году, в связи с обещанием Святейшего Патриарха Алексия при первой возможности посетить Троицкую лавру, братия и богомольцы ее каждый день, в течение Великого Поста и после Пасхи, с нетерпением ожидали патриаршего приезда. Наконец, 25 апреля стало определенно известно, что в воскресный день памяти св. жен Мироносиц состоится долгожданное патриаршее служение в лаврском храме преп. Сергия.

К приему своего настоятеля лавра начала готовиться немедленно, закипела энергичная работа по украшению и уборке лаврских храмов и дружными усилиями быстро завершилась.

27 апреля в воскресенье к служению Литургии Патриарх должен был прибыть на своей патриаршей машине в 10 часов утра. И, — поразительная точность, — ровно в 10 часов, минута в минуту, патриаршая машина показалась из-за стен Успенского собора лавры. Плавно подошла она к лаврской Трапезной церкви. Встреченный внизу каменной церковной лестницы архимандритами, Святейший торжественно проследовал в храм, где у входных врат в полных облачениях его ожидала священноиночествующая братия.

Наместник лавры архимандрит Иоанн всеобщее теплое и задушевное отношение к Патриарху выразил в таких словах своей приветственной речи к нему: «Ваше Святейшество, Богомудрый Первосвятитель и родной Отец наш! Некогда в святые дни, подобные настоящим, Божественные Апостолы ожидали пришествия Духа Утешителя, а мы, братия лавры, ожидали благодати Утешителя при Вашем посещении нас в пасхальные дни чрез молитвенное единение с Вами, Великим Игуменом, в древних столпостенах этой св. обители. Ведь Вы — радость и утешение не только братии лавры и жителей г. Загорска, но и всей паствы Православной Русской Церкви. И ныне, благодарение Промыслителю, чаяние наше пополнилось. Мы, от счастья не веря самим себе, под седыми сводами прекрасных лаврских храмов созерцаем пресветлое лице Вашего Святейшества и при этом живо представляем и вспоминаем ревностное продолжение Вами дела преп. Сергия и Вашу любовь к монашеству.

Вниди, Великий Патриарх, верный служитель Божия Промысла, явно покровительствующего месту сему. Наш Великий авва Сергий простирает к Тебе свои преподобные руки, незримо для наших очей встречая Тебя. Мы же, смиренные насельники обители, не находим слов к выражению радости нашей при лицезрении Вашем. Пример же Вашего благочестия и ревности по Бозе мы приемлем в закон своего обязательного подражания Вам, в чем осмеливаемся уверять Ваше любвеобильнейшее сердце.

Вниди, Милостивейший Архипастырь, отверсты врата наших сердец; вниди в радость Господа Твоего. Мы же радостно купно воспоем «Благословен грядый во имя Господне».

Началось последование Литургии. Сравнительно с обычными архиерейскими богослужениями, патриаршие службы отличаются особенной полнотой церковного благолепия, первоавятительского священноначалия и возглавляющего предстательства Патриарха пред Богом за весь русский народ. Они неподражаемо оттеняют идею единства Русской Церкви чрез Первоиерарха со всеми православными церквами мира посредством молитвенного возношения имен восточных патриархов за этой Литургией. Вот почему Патриаршая Литургия есть живой акт братского, канонического и вероисповедного сочленения Церкви Русской со Вселенской Церковью. Она возбуждает у молящихся чувство глубокого радостного удовлетворения и всемирного братства во Христе, бодрит души от сознания православия родной Церкви и тем окрыляет всех к энергичному повседневному труду.

Лаврский храм преп. Сергия, наполненный молящимися, блещет чистотой и свежестью только что промытой купольной живописи. В полукруге Царских врат кротко сияет огненными буквами победное пасхальное исповедание: «Христос Воскресе!».

Патриарх — в простом, изящном красном облачении, белом омофоре, красной бархатной митре, с панагией и наперсным крестом без всяких драгоценных украшений. И такой поразительной внешней скромности соответствует величественная сердечная простота Первосвятителя за богослужением в возгласах, движениях, благословениях и обращении с сослужащим клиром.

В продолжение всей Литургии чувствовался большой внутренний подъем множества богомольцев, гармонически сливавшийся с лаврским умилительным пением хора и сказывавшийся во всенародном воодушевленном исполнении Символа веры и Молитвы Господней.

По Литургийном отпусте Святейший Патриарх произнес слово, в котором высказал приблизительно следующие мысли:

«Христос Воскресе! Приветствую вас, возлюбленные о Господе отцы, братья и сестры, с настоящим Светлым праздником Христова Воскресения. Радуюсь, что имею возможность вместе с вами молиться в этой святой обители у мощей преп. Сергия в этот день, когда святая церковь празднует память святых жен Мироносиц Марии Магдалины, Марии Иаковлевой, Соломии, Иоанны, Сусанны и прочих. Чем же славны св. жены Мироносицы? — Своею горячею любовию ко Господу и Учителю. Во дни благовестничества Христова они служили Господу от имений своих. После же Его предания на крестную смерть, когда все ученики бежали, они продолжали следовать за Ним на Голгофу, с замиранием сердца взирали на Его распятие, снятие со креста Иосифом и Никодимом и положение Пречистого Тела в пещеру погребения.

«Сущу же позде, во едину от суббот, зело рано, еще сущей тьме» не убоялись они из своих домов бежать по безмолвным, пустынным улицам Иерусалима, мимо домов распинателей Христа, лишь бы помазать тело Господа ароматами. В то время, как многие из нас при неблагоприятных обстоятельствах в большинстве случаев стыдятся исповедывать Господа открыто, из боязни подвергнуться насмешке или неприятности, жены Мироносицы от всего сердца и пред всеми безбоязненно явили свою любовь к Божественному Учителю. За то и Господь, как бы в благодарность за их служение Ему и исповедничество, по Своем воскресении явился первой Марии Магдалине, а затем и (прочим Мироносицам, открывая им истину Своего действительного восстания из мертвых и сделав их апостолами для самих апостолов. В лице святых жен Мироносиц все мы имеем яркий пример безбоязненного свидетельства веры и любви к Иисусу Христу. Настоящий день есть подлинно праздник христианских жен. Женщины-христианки могут иметь для себя великое утешение уже в одном том, что среди врагов и распинателей Христовых не было ни одной женщины. И теперь, из кого состоит основная масса молящихся в наших храмах? — Из женщин и детей, которые скорее и успешнее всего воспринимают все чистое и святое. Вера свойственна сердцу женщины. Видеть женщину неверующей тяжелое зрелище. В семейной жизни верующая жена творит великое дело. Она привлекает Божие благословение на всю свою семью, а, христиански воспитывая своих детей, образует из них полезных членов общества и честных деятелей Родины.

Будем стараться подражать женам Мироносицам в любви ко Господу и исповедничестве, ожидая от Воскресшего Господа посмертного воздаяния. А теперь помолимся преподобному Сергию пред его святою ракою».

Молебен угоднику Божию Сергию Святейший Патриарх совершил все в той же величаво-торжественной обстановке. После молебна при пении пасхального канона в предшествии братии Святейший проследовал в монастырскую трапезную и здесь разделил с иноками братскую трапезу.

Вечером 27 апреля в том же трапезном храме преп. Сергия Патриарх по окончании вечерни совершил молебное пение Воскресшему Господу, преп. Сергию и Виленским св. мученикам, память которых совершалась в этот день. На молебне сам читал весь акафист Воскресению Христову с припевом: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав». По заключительном отпусте, несмотря на позднее время, он благословил каждого присутствовавшего в церкви и лишь тогда отбыл из лавры под пасхальный трезвон лаврских колоколов, провожаемый благоговейными взорами богомольцев.

А. В. МИЛОВ

Система Orphus