ПАСХАЛЬНОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ В ТРОИЦЕ-СЕРГИЕВОЙ ЛАВРЕ 13 АПРЕЛЯ 1947 г.

Если бы кто пожелал лично убедиться в том, как в настоящее время русский человек, дорожащий традициями своей православной веры, ревностно осуществляет их установки, тому богатейший материал для личных наблюдений могло дать посещение Сергиевой лавры в пасхальную ночь под 13 апреля с. г.

Уже с 8—9 часов вечера пред Пасхальной заутреней в лаврские ворота непрерывным потоком хлынули народные волны. Люди шли и шли в лавру сплошной лентой, начиная от вокзала, по мере прихода в Загорск частых поездов. В текущем году, как никогда прежде, преп. Сергий Радонежский под свой отеческий кров собрал не только местных загорских верующих, но также и богомольцев из многих городов и селений обширного Советского Союза.

В начале одиннадцатого часа вечера лаврский Успенский собор и противолежащая ему весьма вместительная Трапезная церковь так наполнились народом, что проникнуть внутрь обоих храмов, особенно к церковным амвонам, стало немыслимым. Периодические массовые втечения народной толпы в тот и другой храм за два предшествующие часа были подобны вздохам какой-то напряженно работавшей гигантской груди. За невозможностью пробраться хотя бы в церковные притворы прибывавший народ с 10 часов вечера начал располагаться у стен Успенского собора и по гульбищу Трапезного корпуса на асфальтовых дорожках.

Но вот, наконец, на лаврской колокольне куранты пробили 12. Раздался первый удар в большой лаврский колокол, за ним второй, третий... и скоро рокочущий, бархатистый звон понесся, теряясь где-то далеко-далеко в загорских перелесках.

Из Успенского собора двинулся крестный ход, символизирующий шествие к райским селениям Воскресшего Спасителя в окружении искупленных душ верующих. У соборной паперти процессия разделилась на две части: одна часть направилась в собор, вторая — в Трапезную церковь. Зажженные свечи в руках множества богомольцев кротко прорезывали непроглядный мрак глубокой пасхальной полуночи. Общее же пение молитвы: «Воскресение Твое, Христе Спасе, ангели поют на небеси и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити» заставляло многих мысленно переноситься в Старый Иерусалим, — место Христова Воскресения. Несколько минут спустя, в Успенском и Трапезном церковных притворах одновременно зазвучало радостное славословие Воскресшего: «Христос воскресе из мертвых...» Закрытые внутренние врата храмов отверзлись, и священнослужители, в знак Христова вступления с искупленными в самое светлое небо, сквозь узкий проход среди людской массы, непрерывно христосуясь со всеми, прошли в алтари. Вслед за тем сомкнувшаяся толпа народа, словно вылитая из стали, хлынула на амвон и стеной встала до самых Царских врат. В этой народной громаде нельзя было не заметить того, как люди с неизменной бодростью и теплым воодушевлением тысячами уст выражали вслух непоколебимость своей веры в то, что Христос «воистину воскресе». Очевидно, Господь Воскресший сам запечатлевал их сердца и просветлял лица действием благодатных умилений и радости.

В составе лаврских богомольцев можно было различить вместе с чистым русским трудовым народом представителей иностранных посольств в СССР — английского, американского, французского, бельгийского и других. С интересом вглядывались они в обрядовую обстановку великолепного Пасхального Богослужения и во внешние проявления восторженно благоговейных чувств молящихся, коим религиозный подъем как бы делал незаметной длительность пасхальных служб и не позволял оставлять храмы без лобзания св. Креста после Литургии.

В деле организации лаврского богослужения нельзя не отметить ближайшего отеческого руководства Святейшего Патриарха Алексия, — высокого настоятеля лавры, живо интересующегося распорядком и чинностью в ней всех служб. На рапорт наместника лавры с проектом совершения Пасхальных Богослужений между прочим последовала следующая резолюция Святейшего: «Бог благословит. В свое время да примут о. наместник и братия лавры целование во имя Господа Воскресшего. Да речет Он в сердца наши Свой мир и Свою радость. Мы же потщимся не удалить от себя сего мира и сей радости, в чем да помогут нам святые молитвы и присное благословение преп. отца нашего Сергия, великого игумена нашего и Предстателя пред Господом». Именно эти-то преподобнические и Патриаршие молитвы и благословения в Пасху настоящего года благодатию Воскресшего Спасителя окрылили духовно тысячи русских тружеников к новым подвигам восстановления промышленности и хозяйства великой нашей Родины после потрясений минувшей войны.

АРХИМАНДРИТ ВЕНИАМИН

Система Orphus